Подготовка к автопробегу!

Хакасия
Для начала хочу представиться. Я – это Андрианова Елена, журналист, редактор и создатель этого портала gfhome.ru, писатель, путешественница. Мой муж – Андрей Артыков, профессиональный фотограф, путешественник. Ярик – наш сын 2007 года рождения, исколесил и облетал с нами немало стран, последние 1, 5 года прожил вместе с нами на Бали. Алиса – рожденная в 2011 году на Бали, маленькая путешественница, которой к началу этого автопутешествия (май 2012 года) исполнился годик.

За день до предполагаемого отъезда Андрей обнаружил, что потерял секретку и не может поменять сам изношенные шины на новые. Конечно, нашли сервис, специализирующийся на замене колес в таких случаях, но, минус день и 5000 рублей. Зато я успела в этот день купить полезных снеков. Благодаря им (а так же термосу и походной плитке) мы завтракали и ужинали своими силами, а в придорожных кафешках только обедали. Вот список снеков, благодаря которым можно избежать проблем с желудком в длительном автопробеге, когда приходится просиживать по 14-16 часов в машине!
Отруби и клюквенные зерновые хлебцы – вместе сухарей и печенья
Изюм и другие сухофрукты
Бананы, яблоки
Фасоль с овощами в банках
Мед
Свежие овощи
Так же у нас были крупы и сыр.
Еще один день ушел на загрузку вещей в машину. Андрей проявил себя мастером логистики, и в машину уместились:

Авто путешествие из Москвы в Хакасию
На крышу - 2 велосипеда на специальных велобагажниках и в автобагажник Tule огромный кофр со сноубордическим стафом, куча обуви и одежды. Багажники были куплены специально под путешествие.
В салон и багажник нашего Ситроенчика влезли - мониторы, компьютеры, детские стульчики, игрушки, книги, одежда, обувь, кофеварка, блендер и прочие мелочи.
Так же, чтобы не было скучно ехать, мы запаслись аудиокнигами и хорошей бодрой музыкой!
Для детей взяли в путь игрушки, книги, альбомы, ручки, пластилин. Наши дети с пеленок приучены к путешествия и поэтому в дороге дети вели себя просто великолепно. Не ныли –Ярушка всю дорогу образцово сидел в своем автокресле, Алиса всю дорогу образцово не слазила у мамы с рук, и только, когда она засыпала, я могла сесть за руль.
Еще мы купили палатку, и отбили ее стоимость уже за 3 ночи!
Так же мы купили симку МТС с тарифом СУПЕР, позволющим звонить бесплатно по всей России на номера МТС плюс мобильный интернет.
НУ а теперь в дорогу!

День 1
Загрузив с утра в детские автокресла детей, мы вместились в оставшиеся два посадочных места, и тронулись!!! Ура-ура. На часах 6 утра и нам предстоит проехать 4600 км от Рассудово до Абакана. Мы решили ехать через Нижний Новгород, а не через Самару.

Авто путешествие из Москвы в Хакасию

2 часа дня. Остановились пообедать в кафе перед Нижним Новгородом, где оказался  очень приветливый хозяин из Ташкента. В кафе не было ничего не мясного, кроме лепешек, но хозяин велел быстренько приготовить мне овощной суп, а потом еще одарил нас килограммом сочных оранжевых апельсинов. Детям налил газировки и дал конфет. Я уже давно заметила, что люди из Азии горазо гостеприимнее европейцев! Ох, жаль, я не запомнила названия его гостиницы-кафе, но желаю ему всяческого процветания и всех благ. Спасибо тебе, добрый человек!

15.40 минут. За 12 часов мы проехали всего лишь 600 км (минус час на обед). Все из-за пробок: пробки были на объездной Владимира и на въезде в Нижний и в ста км от Нижнего при подъезде к Казани. Вообще после Нижнего Новгорода дорога сузилсь до одной полосы и наше движение сильно замедлилось.

Сейчас мы в районе Чебоксар. Дорога здесь ремонтируется и поэтому движение потока равно движению пешехода. Пробки, пробки, пробки – хорошо, хоть местность радует глаз – поля, леса.
22. 00 часа. Мы планировали, что в день будем проезжать в день 1000 км за 14 часов, не особенно напрягаясь. Но сегодня провели в дороге 16 часов и проехали всего 700 км. Пробки, плохие дороги, очень много фур и везде ремонт. На ночевку встали в чудесном поле недалеко от Казани. В поле даже обнаружилось сено под оставленной бороной, пришедшееся очень кстати, поскольку ночь весьма холодная.

День 2-ой
Палатка проявила себя отлично и мы великолепно выспались на свежем воздухе под пение соловьев! А утром, выйдя из палатки, я испытала огромную радость от окружающих нас безмятежных зеленых полей, какая красота! Горазло лучше, чем обозревать унылые стены мотеля! Мы позавтракали бутербродами с сыром, попили чаю и в путь!

Авто путешествие из Москвы в Хакасию
За 60 км до Казани снова началась хорошая двухполосная дорога. Сразу видно, что Казань обеспеченный регион: в полях по обеим сторонам дороги строятся шикарные особняки.
21 час вечера. Только что шикарно поужинали в чистом поле прямо у трассы М7. А вот обед в кафе был очень неважнецкий: я вообще для себя вывела формулу – вкус еды в кафе почти напрямую зависит от приветливости его хозяев. Если лица у обитателей кафе неприветливые, бегите прочь – ничего хорошего вам тут не попадут! Сегодня мы проехали 710 км за 12 часов, негусто, поэтому хотим проехать еще Уфу и только потом расположиться где-нибудь с палаткой. Дорога возле Уфы шикарная, новенькая, с широкой разделительной полосой. Такая же была в Татарстане от Казани до Набережных Челнов, жаль, не было времени заехать в города, но зато полюбовались красивыми речками - Волгой и Камой. Впрочем после Уфы хорошая дорога быстро сменилась на узкую двухколейку с отсутствием разделительной полосы, и только окрестности продолжали радовать глаза своими просторами.
Ночью заночевали в гостеприимном поле, немного не доехав до уральского городка Сим.

День 3-й. Ура, Урал!
Как только мы въехали на Урал, нас окружили совершено восхитительные пейзажи. За окном мчались каньоны(так я назвала для себя огромные овраги) и невысокие горы, заросшие уютным зеленым смешанным лесом. Складывалась трехмерная картинка с удивительной перспективой! Мы открыли окна и все с восторгом высунулись смотреть на эти сказочные картинки.
А дорога тем временем поднималась, поднималась, и в какой-то момент мы увидели под собой огромную долину, в котором раскинулся городок Сим. Урал очень живописен. Местность как будто изобилует тайнами, загадками. Что же скоро нас ждет остановка в одном из сакральных мест Урала - Сикияз-Томаке!

Сикияз-Тамак
Остановку в Сикияз-Тамаке мы запланировали еще на Бали. Именно там мы познакомились с ребятами из Челябинска - Викой, Андреем и их сынишкой Колей, которые уже пару лет постоянно живут в этом поселении. Списавшись с ними, мы получили радостное приглашение их посетить!

Чтобы добраться до Сикияз-Тамака, надо свернуть с трассы М5 на указатель Сатка и проехать вначале огромный промышленный урбанизированный поселок с загрязняющим воздух заводом, потом деревню Сулея. А дальше лучше, чтобы вас встретили!

Сикияз-Томак

Андрей встретил нас у дер. Сулея и мы ехали за ним вначале по хорошей пустынной дороге вдоль башкирских полей, затем после татарской деревни дорога кончилась. Остались две колеи. «Хорошо, что дождя долго не было, а то вам тут точно не проехать», - говорит Сикиязовский Андрей, глянув на низкий зазор между землей и бампером нашего тяжело груженного ситроена. У него – в отличие от нас – машина великолепно заточена под внедорожье – «Мицубиси Делика» микроавтобус на базе джипа.

Чтобы как-то помочь ситуации, мы с детьми пересаживаемся в Мицубиси.

Две колеи петляют посреди соснового леса, справа между соснами бежит табун лошадок, Андрей, лихо подпрыгивая на кочках и ухабах, рассказывает мне байки про здешние пещеры, сплавы по речке, бобров!
Но я слушаю невнимательно: сердце у меня обливается кровью за Ситроен. Вот очередная яма, ох, сможет ли проехать тут Андрей на нашем низкобрюхе. Ух, проехал.
Вот пень и колея.
«Вот это тут самое тяжелое место. Ну Андрюха, не подведи французского производителя», - поддает жару Сикиязовский Андрей.
Я в ужасе оглядываюсь....Уф, проехал!
Ну все, раз это проехал, то и остальное все проедет – говорит Андрей, там всего-то речку вброд проехать, да в горку под углом въехать.
Наконец, мы лихо тормозим у баньки, рядом с которой, пока строится их домик, живет сейчас семейство Андрея! Следом плавно заезжает Андрей, не подведший французского производителя.

Сикияз-Томак
Худенькая светловолосая Вика выходит нас встречать, и мы радостно обнимаемя! Как же приятно после долгой дороги оказаться в таком красивейшем и гостеприимном светлом месте, где нас ждут уже и ужин, и банька и посиделки у костра с интересными людьми!

После долгой дороги хочется прогуляться, и пока Викуля готовит ужин, мы поднимаемся наверх – осматривать жилье и хозяйство ребят.

Сикияз-Томак

Сразу возле бани поленница, которую охраняет Белый – очень умный пес Вики и Андрея. А чуть выше на пригорке уже в лесу среди деревьев находятся место для костра и стол под тентом, самодельная детская горка из фанеры, вагончик, в котором живет отец Вики, и деревянный гараж. В гараже стоит три Урала, еще 3 Урала стоят на улице и один из них Андрей уже практически починил.

- Откуда столько Уралов?
Купил на штраф-стоянке в Гаи за 7000 рублей!
Андрей отрывается от своих «Уралов» и ведет нас на экскурсию. Показывает скамейку для йоги и медитации, с которой открываются уральские просторы: внизу под пригорком - от реки до ручья раскинулось селение, за рекой прямо поднимаются холмы, поросшие лесом, в которых видны рты пещер, и дальше леса идут до горизонта. От скамейки мы по тропинке идем к ...индийскому вигваму или типи, или, как говорят в Сикияз-Тамаке, «типухе».
Из традиционного индийского жилища аля вигвам выглядывают две славянские физиономии лет под 50-60, потрепанные жизнью. «Сергей Библия - представил их Андрей - и Андрей ХареКришна. Сергей Библию знает наизусь, а Андрей просад готовит». Мужики приветливо машут нам рукой! Андрей ведет нас дальше к интересному сооружению.
Вокруг большого поваленного грозой дерева сложены в виде кольцевого лабиринта со стенками где-то до пояса камни, а внутри этого магического каменного круга под корнями виднеется то ли землянка, то ли пещерка с трубой, из которой вьется дымок.
«Это Сергей себе виллу построил с камином, иди, посмотри» – сказал Андрей.
Мы с Яриком несмело двинулись по тропинке, долго развязывали полотнище, служащее дверью... В жилище можно было войти, только нагнувшись, но мы заходить не стали, просто разглядели в полумраке лежанку с нарами и печку. А больше бы внутри ничего бы и не поместилось!
- Сергей соблюдает ахимсу - непричинение вреда всему живому - и воду из источника берет всего лишь раз в три дня, и молчит.
- Что же он натворил за жизнь, если так кается сейчас?
- Почему кается? Наоборот, - удивился Андрей – он счастлив и ему мало уже нужно, что из внешнего мира.

Викуля накормила нас вкуснейшей горошницей – гороховым супом. Ребята едят только вегетарианскую пищу, и мне стосковавашуюся в дороге (в придорожных кафе плоховато с вегетарианским меню), очень приятно поесть такой вкусной пищи! Как вкусна простая еда – и чем проще, тем вкуснее!
Затем мы пошли гулять вместе с Викой и Колей к источнику. По дороге параллельно с нами к реке спускались коровы, а за ними ехал пастух верхом и звонко щелкал кнутом.

Сикияз-Томак

Вика рассказывала нам про лечебные травы, которые они тут собирают, и про то, как собака их соседей Горынов гналась за бобром, а тот с достоинством на нее огрызался, и как она нашла тут окаменевшую ракушку, наверно, когда-то очень давно здесь было море!
И еще рассказала нам Вика, откуда у них взялся Белый. Приплыла к ним как-то на катамаране собака-путешественница. Огляделась... и осталась на зиму. И так получилось, что у них осталась. А весной появилось у нее 6 щенят- 5-ро черных и один белый. Собака ушла затем снова путешествовать, а они щенят всех пристроили, а Белого себе оставили. Белый – он умный, как человек.
Напившись вкусной холодной воды, мы пошли обратно к дому.

Сикияз-Томак

Я смотрела на леса вокруг: не дороги, не серые дома, не толпы – а бескрайние зеленые леса и воздух, который можно пить, и переговоры птиц из леса. Неужели это вправду я все вижу?
Кто-то вдруг начал хрипло кричать – это коростель – сказала Вика, он всегда по вечерам кричит!
После бани мы попили чай у костра и пошли спать. Следующий день обещался быть активным!

Строящийся домик Андрея и Вики окнами выходит на тополь-патриарх. Лет Патриарху, наверно, 200. Деревья в лесу, примыкающему к деревне Сикияз-Томак, гораздо моложе. Они выросли на месте вырубленного леса и большой справной деревни, бывшей здесь раньше. От этой деревни осталось еще в нынешнем поселении пара черных, но вполне крепких изб.

Сикияз-Томак
После революции селение начало дряхлеть – крестьяне подались в пролетариат и деревня постепенно безлюдела. В 1995 году здесь умер последний старик. Но...в 1998 году Сикияз-Тамак как пещерный комплекс, собственно и давший название поселению, – открыл геолог Владимир Юрин. И начались исследования, раскопки, оказалось, что всего в долине реки Ай около 500 пещер. В 14-ти из них археологи раскопали следы семи исторических эпох: верхнего палеолита, мезолита, неолита, энеолита, эпохи бронзы раннего железного века, средневековья. В пещерах найдены орудия труда, предметы быта, оружие, украшения, развалы керамических сосудов, сотни тысяч костей самых разных животных, в том числе так называемой «мамонтовой» фауны (мамонт, шерстистый носорог, широкорогий олень, первобытный бизон, пещерные медведь, гиена, лев). Найдены изделия из камня, кости, меди, бронзы, железа, серебра, хорошо сохранившиеся изделия из дерева, захоронения пещерного человека. В дальнем зале пещеры Сысоева (Сквозная Сикияз-Тамакская) обнаружено подземное святилище с черепами пещерных медведей.

Разумеется, что такой богатый на находки и позитивную энергетику пещерный град Сикияз-Тамак начал привлекать к себе спелеологов, скалолазов, любителей сплавов и некоторые из них оставались здесь жить!

Не у всех еще в деревне есть электричество. У Вики с Андреем его еще нет, и поэтому делать капуччино в нашей кофеварке мы отправляемся к их друзьям Горынам. Исходя из имени, я думала, что Горыны – это крепко сбитые краснощекие молодые люди, но...
Нас встретила лаем огромная лохматая собачища – сербернар. Впрочем, сразу стало понятно, что в отличии от Белого эту даму по кличке Даша можно совершенно не бояться. Пусть себе хоть облается, видно, что она и муху не обидит.
Тут же на крылечке своей избы встретили нас Горыны – стройные, высокие муж и жена лет 60, выглядящие, как состарившиеся хиппи. Он с седой бородой и усами, попадающими в рот, и длинными седыми волосами, увязанными в хвост. Она с короткими светлыми волосами, в цветастой кофточке и джинсах.
Почему Горыны?
Ну, это моя фамилия – улыбается он.
В их избе мы встретили еще одну интересную пару - отца и сына Худяковых. Оба практикуют йогу, оба – красивые,молодые. Егор показал нам флаерсы, которые они только что напечатали. Совсем скоро в окрестностях Сикияз-Тамака пройдет их первый семинар по йоге. В дальнейшем они будут проводить их регулярно.
Капуччино с молоком от коровок из здешнего стада получился божественно вкусным. За кофе завязалась беседа. Горыны построились свой дом здесь 4 года назад, они активные любители сплавов. Поговорили мы и про йогу – Горыны начали заниматься ей после прочтения книги Аенгара «Дерево йоги», до этого нигде еще они не читали такой стройного, целостного и понятного объяснения йоги.

Но Андрей торопит нас: так мы никуда не попадем. Мы загружаемся в его минибас и по чудесному сосновому лесу, благоухающему запахом сосен и цветов, поднимаемся на вершину горы, с вершины которой видим два края, разделенные рекой Ай – Башкирию и Урал. Зеленые поля - это Башкирия, живописные обрывистые хребты, заросшие лесом, это Урал.

Чтобы подняться в пещеры, надо перебраться на другой берег реки Ай.

Мы переправляемся туда на резиновой надувной лодке, могли бы и вброд перейти – воды тут в самом глубоком месте по пояс, - но тогда бы дети не были в таком диком восторге.

Вначале мы идем по тропинке в лесу, регулярно останавливаясь и осматриваясь, нет ли на нас клещей – в мае их здесь невиданное количество. Постепенно тропинка становится все уже и круче. Иногда на деревьях попадаются листки формата a4 c призывом не мусорить.

Сикияз-Томак

Это дело рук местного активиста. Совсем небольшой подъемчик по камням и мы оказываемся в первой пещере – немного проползаем по боковому проходу этой пещеры, пока он не слишком сужается, а затем по лесу идем дальше.

Андрей хочет нам показать грот Танцевальный.

Чтобы попасть в грот, нам приходится пролезть 7 метров на четвереньках по узкому холодному пещерному лазу. Моя годовалая Алиска вопит, но лезет за мамой и таким образом становится, наверно, самым молодым спелеологом. Но вот мы встаем в большом гроте с остатками раскопок!

Андрей рассказывает, что ночью здесь великолепно наблюдать за звездами. Надеюсь, как-нибудь мы это проверим.
Выбравшись из грота, проходим метров с 20 вверх и оказываемся на чудеснейшей смотровой площадке, созданной природой. Площадка, это обрывистый утес, выдающийся из уютного соснового леса вперед, как летучий корабль. Внизу под нами плавно течет река Ай, в оправе из сосновых лесов и красивых цветущих полей, сколько видит глаз – столько тянется лес, поля, река, приволье.

Из леса за нами пахнет соснами – естественный санаторий прибавляет нам сегодня, наверное, пару лет жизни! Вот на этой чудесной площадке мы устраиваем наш обед – пуэр, травяной чай, хлебцы, сыр, печенье. Смолистный воздух и вид служат лучшими приправами!

Сикияз-Томак

Обратно возвращаемся другой - широкой комфортной тропой через лес. Ах, хотелось бы нам еще подольше задержаться в Сикияз-Тамаке: исследовать другие пещеры и гроты, сплавиться с Горынами на катомаране, позаниматься йогой с Худяковыми, попариться в баньке у речки Ай, покататься на велосипедах и лошадях, отправиться на лесную прогулку на исследование трав и цветов, населяющих этот заповедный край, но пора ехать. Мы сюда еще вернемся!

Спасибо Вам, Андрей, Вика и Коля, Горыны за гостеприимство, огромное спасибо тебе Сикияз-Тамак за то, что ты так прекрасен!

День 5-й.
Андрей провожает нас утром и мы, помяв все-таки порог Ситроена незаметным каким-то камнем, выезжаем на ровную дорогу. Держим путь на Омск. Чтобы избежать пробок в Челябинске, проезжаем его по объездной. Далее делаем крюк километров в 200, чтобы избежать переезда казахстанской границы. Километров за 400 по этой дороге в Тюменской области до Омска начались гиблые края! Раздолбанная дорога, по которой нельзя ехать больше 30 км в час, одни кочки и рытвины. С двух сторон дороги заболоченные земли, над которой толпами вьются комары и стелится жутковатый туман. Мы решили остановиться в мотеле, но в единственном встреченном по пути мотеле не оказалось горячей воды. Поехали дальше и только в 11 вечера нашли более-менее сухое место с не слишком густыми толпами комаров и рухнули спать.

День 6-ой
Утром, стряхнув с палатки вместе с комарами еще и клещей, выехали рано. А на завтрак остановились в очень приличной закусочной для дальнобойщиков, в которой даже оказалась кофемашина. Конечно, не сравнить с тем капуччино, что делает Андрей, но приятно!
Около 4-х дня мы въехали, наконец-то, в Омске, где собирались встретиться впервые с программисткой портала gfhome.ru Ольгой Смолянкиной, а так же посмотреть немного город! В ожидании Оли с работы мы отлично пообедали в рекомендованном ей нам travellers cafe. Очень рекомендую эту кафешку всем семейным путешественникам! Цены (во время бизнес-ланча) чуть ли не дешевле, чем в придорожных кафе, шикарный кофе, неплохая еда, и великолепная детская площадка с игрушками, мультиками, раскрасками, детской мебелью!  Ярик наш провел на ней безвылазно 5 часов.
Оля и ее гостеприимная мама оказали нам чудеснейший прием и разместили всю нашу семью в своей однокомнатной квартирке, помыли, накормили и спать уложили, да еще и с собой надавали вкусных припасов и мы рванули в последние двое суток пути.

День 7-ой.
Новосибирк проехали по объездной дороге, недавнопостроенной, совсем свеженькой, и очень живописной, окруженной сосновыми лесами!
Кемерово врезалось в памяти огромным количеством бритых налысо мужчин в солнцезащитных очках и огромной рекламой окон с грубейшей ошибкой в написании слова: « Мы не просто делаем окна, мы ПРИОБРАЖАЕМ ваш мир!»! Типично по-русски, "Разудись, рука, размахнись, плечо! " - и только после этого подумать, а что, собственно, ты натворил!
А еще в Кемеро нашли очень хорошее кафе - огромное изобилие блюд (и мясные, и постные, и вегетаринские), готовят специально под вас, а не разогревают. Так что увидите Кафе «СМАК», которое зовет «на ланч за 75 рублей» и манит огромной вывеской «чебуреки, беляши», заезжайте!
Здорово ехать через Россию в мае, потому что все цветет! И до чего же огромная все-таки Россия.

День 8-ой
Заночев недалеко от Кемерово, утром по указке отца Андрея отправились в конечный перегон до Абакана коротким путем, чтобы сократить 160 км! Однако, разумеется, заплутали, и накрутили лишние 60 км по грунтовке (сократив всего 100 км и скорее всего, проиграв по времени), но зато какие живописные места мы увидели, и какие глухие деревни. Табунки мохнатых лошадок в репейнике, овцы, грунтовка, семьи на трехколесных мотоциклах с колясками, пропитые деды с бабками, не вяжущими лыка, поля и леса, леса, леса до горизонта, а над лесами облака белого дыма. Так, видимо, тут валят лес – как сотни лет назад, вначале выжигая лес.

Автопутешествие
А потом началась Хакасия, куда мы так стремились – озера в степях, и холмы, и потом снова степи, над которыми бродили белые облака, отбрасывая шаловливые тени на зеленые степи.

Хакасия

Урал и Хакасия – самые красивые пейзажи из всего виденного за дорогу по России. Как это бывает, последний участок пути оказался самым томительным, тем более, что перед Абаканом ремонтировали участок дороги, и дома мы оказались только в 12 ночи! Ура, нас ждет душ и отдых, а за спиной осталось 4600 км дороги по России! За 8 дней в пути мы потратили 450 литров бензина (около 12 000-13 000 рублей) и ноль рублей на мотели, увидели красивейшие места и пообщались с чудеснейшими людьми!
В следующих моих блогах читайте про сакральные и удивительные места Хакасии, которых в этой земле очень много!

Так же можно прочитать мои отчеты о других наших семейных путешествиях:

О поездке в Гонконг,

Об организованном мной семейном активном лагере в Хакасии