Коротко об этом туре

Куда едем: Великобритания, Сандерленд, Дания, Копенгаген, Испания, Барселона, Нидерланды, Амстердам, Норвегия, Ставангер, Франция, Кале
Даты заездов:
  • с 3 янв 2018 по 10 янв 2018
  • с 4 фев 2018 по 11 фев 2018
  • с 14 фев 2018 по 24 фев 2018
  • с 25 фев 2018 по 4 мар 2018
  • с 7 мар 2018 по 16 мар 2018
  • с 17 мар 2018 по 24 мар 2018
  • с 25 мар 2018 по 28 мар 2018
  • с 1 апр 2018 по 7 апр 2018
  • с 8 апр 2018 по 14 апр 2018
  • с 15 апр 2018 по 21 апр 2018
  • с 22 апр 2018 по 1 мая 2018
  • с 3 мая 2018 по 11 мая 2018
  • с 12 мая 2018 по 19 мая 2018
  • с 20 мая 2018 по 25 мая 2018
  • с 26 мая 2018 по 1 июн 2018
  • с 1 июн 2018 по 9 июн 2018
  • с 10 июн 2018 по 15 июн 2018
  • с 16 июн 2018 по 26 июн 2018
  • с 8 июл 2018 по 12 июл 2018
  • с 13 июл 2018 по 19 июл 2018
  • с 28 июл 2018 по 3 авг 2018
  • с 18 авг 2018 по 22 авг 2018
Вид путешествия: Майские праздники, Новогодние туры, Семейные лагеря и туры, Тренинги/семинары/обучение, Хочу на море!, Яхтинг, Круизы
Бюджет поездки:
€255
Дополнительные опции
Возраст участников от:
5
Степень комфортности:
хостел
Тур с рюкзаком (> 5 кг): нет
Способы перемещения в туре: корабль/яхта/катер
Обучающая программа: да
Экскурсии включены в тур: нет
Питание:
включено в стоимость частично

Итак, план походов на лето 2018 опубликован.
На некоторые этапы (особенно в августе) нет мест уже сейчас. На некоторые (особенно в Норвегии) активно идут заявки. К тому же, вполне вероятно, что из-за ЧМ по футболу в начале лета могут быть трудности с доступными авиабилетами.

Это я к чему - выбирайте интересные этапы и решайтесь как можно скорее. Пока еще выбор широк, есть на лето и волонтерские вакансии, для тех, кто хочет приехать на долгий срок и готов активно брать на себя корабельные обязанности.

Всех ждем на борту, приезжайте сами, и зовите друзей. 
Давайте делиться тем, что дорого нам самим!

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПЛАВАНЬЕ НА ФРЕГАТЕ "ШТАНДАРТ"​
ФРЕГАТ ШТАНДАРТ - ИНТЕРВЬЮ СО СТАРШИМ ПОМОЩНИКОМ И СМЕННЫМ КАПИТАНОМ ДМИТРИЕМ РЯБЧИКОВЫМ
ЭКИПИРОВКА ДЛЯ ПЛАВАНИЯ НА ФРЕГАТЕ "ШТАНДАРТ"​
МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ИСТОРИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ

.

.

.

.

Картахена 04.02.2018 - Таррагона 11.02.2018
Порт отплытия: Картахена
Посадка: 04.02.2018
Отплытие: 05.02.2018 10:00
Порт назначения: Таррагона
Прибытие: 10.02.2018 18:00
Высадка: 11.02.2018
Дней на борту: 7
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 495€
300 морских миль
Южное солнце — Морская практика — Тёплое море — Античное наследие

Главное
300 мильный переход вдоль Испанского побережья.
Уже в феврале солнце в Испании приятно припекает, согревая путешественников после долгой зимы. Мы соберёмся на борту «Штандарта», чтобы освоить азы парусного мореплавания, погулять по живописным старым городкам во время стоянок, и немного подзагореть.

 

С первого дня на борту команда будет познавать новое: ставить паруса, стоять за штурвалом, держать курс по компасу и береговым ориентирам. Во время дневных переходов мы изучим морские знаки, а во время ночных — узнаем, как «увидеть» корабли и берег в темноте.

Маршрут 
После инструктажа по технике безопасности и первых тренировок по управлению парусником, мы выйдем в Средиземное море сквозь узкий проход между высоких скал. 
Не зря Картахена стала укрепленным портом еще до нашей эры!

Картахена (исп. Cartagena) — очень древний город, упоминания о ней относятся к IV веку  до нашей эры. В городе до сих пор сохранились постройки, которым более 1000 лет. 
Название происходит от древнего города Карфаген (Картахена была основана карфагенянами, римляне называли её «Новый Карфаген»). Здесь античные и средневековые дома соседствуют со зданиями в стиле барокко и модернизма. 
Главное назначение города во все времена — оборонять и торговать, с этим связано большое количество крепостных сооружений на берегах вокруг порта.

Поставим паруса, и возьмем курс на северо-восток, на мыс Нау (Cabo de la Nao — корабельный мыс). Возможные порты, в которые мы зайдём по дороге — модерновый Аликанте и старинная Валенсия. Если море будет достаточно спокойным, мы посетим затопленное жерло вулкана на пиратских островах Колумбретес.

Острова Колумбретес имеют вулканическое происхождение, и удивительный, почти уникальный рельеф. Архипелаг Колумбретес, который составляют несколько островков, объявили в 1988 году природным заповедником, и теперь он находится под охраной государства. Здесь невероятное множество мурен и красивейших средиземноморских рыб, живущих среди водорослей и кораллов. На скалах, к которым мы сможем подойти на корабле — живут редкие и красивые птицы.

Конечной точкой нашего похода станет Порт Таррако в Таррагоне.
У команды будет возможность посетить римский амфитеатр и погулять по узким улочкам испанского городка.

Как добраться до Картахены:
- на самолёте в аэропорт Аликанте (автобус С6 довезёт до города, 3.85 евро). Из Аликанте на автобусе (3 часа, 9.24 евро) или поезде (2 часа, 14-21 евро). Билеты на автобус Билеты на поезд

Как уехать из Таррагоны:
- на автобусе (7 км, примерно 3 евро) в аэропорт Реус (Aeroport de Reus), далее самолётом.
- поездом или автобусом до Барселоны (около 1 часа в пути, билеты 10-13 евро), далее самолётом. Купить билет на поезд; на автобус 
*На этот переход нужна шенгенская мультивиза.

Таррагона 14.02.2018 - Флоренция (Розиньяно) 24.02.2018
Порт отплытия: Таррагона
Посадка: 14.02.2018
Отплытие: 15.02.2018 10:00
Порт назначения: Флоренция (Розиньяно)
Прибытие: 23.02.2018 18:00
Высадка: 24.02.2018
Дней на борту: 10
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 695€
470 морских миль

Исторический переход — Традиционные способы навигации — Открытое море — Пролив Бонифаччо — заход на Корсику/Сардиния
От Розиньяно до Флоренции на поезде около 2 часов.

Главное
В июле 1769 года Россия отправила к берегам Греции Первую Архипелагскую экспедицию Балтийского флота. В её состав вошло более 60 кораблей в 5 эскадрах. Целью похода были военные действия против Османской империи в Эгейском море.
Русский флот в таком огромном составе впервые посетил моря, удалённые от портов приписки (чтобы дойти до Греции, кораблям потребовалось 10 месяцев) По пути корабли останавливались в портах союзных государств для пополнения запасов, ремонта кораблей, лечения больных.  Длительные остановки флот делал в Копенгагене, Гибралтаре, Ливорно и на острове Менорка.

Осенью 2017, выйдя в середине октября из Копенгагена, «Штандарт» начал движение на юг по пути Архипелагской эспедиции Балтийского флота. В ноябре мы пройдём проливом Гибралтар и, по следам военных кораблей, продолжим путь в Средиземное море. Главной исторической точкой нашего февральского плавания станет Ливорно, где мы обязательно вспомним о кораблях 18-го века и поговорим о том, как проходило плавание на военных парусниках той поры.

Ливорно (Livorno) — это второй по величине город Тосканы, родина Модильяни, крупный морской порт Италии. Во время Второй Мировой город был сильно разрушен и заново отстроен. До знаменитой Пизанской башни отсюда около 20 км, а до прекрасной Флоренции — 70, которые можно проехать на поезде.

Морская практика
Наша ежедневная программа включает в себя обязательный интенсив: мы будем ставить паруса, стоять за штурвалом, держать курс по компасу и береговым ориентирам. К этим обычным действиям мы добавим исторические экскурсы в навигацию и морскую практику XVIII века — научимся определять своё местоположение и скорость секстаном и лагом, будем ставить и поднимать якорь как петровские матросы, поговорим о том, чем питались и как жили на борту кораблей русской эскадры. При ясной погоде на ночных вахтах мы определим наше местоположение по звездам, а днём будем учиться прокладывать курс на карте.

Маршрут:
Таррагона — 300 миль Средиземного моря — пролив Бонифаччо между Корсикой и Сардинией — Тирренское море —  Остров Эльба — Ливорно/Розиньяно.

Выйдя из Таррагоны, мы возьмем курс на юго-восток, оставив по правому борту Менорку, откуда вышли в 1770 году корабли Балтийского флота. Испанские берега скроются за горизонтом, и, через несколько дней плавания, мы войдем в узкий пролив Бонифаччо между острвами Корсика и Сардиния. Здесь нас ждут небольшие колоритные порты, неприступные скалы и дельфины. Затем мы пересечём Лигурийское море, ну, а если позволит погода и время, — сделаем остановку на острове Эльба. Завершим плавание в Ливорно или Розиньяно.

Как добраться до Таррагоны:
- самолётом в аэропорт Реус (Aeroport de Reus), из аэропорта автобусом до Таррагоны (7 км, примерно 3 евро)
- самолётом в Барселону, далее поездом или автобусом (около 1 часа в пути, билеты 10-13 евро) Купить билет на поезд на автобус

Как уехать из Флоренции (Розиньяно):
- из Ливорно: на поезде до Рима (2 часа 30 минут, или 3 часа 45 минут, от 22 до 40 евро), до Флоренции (примерно 1 час 30 минут, 9 евро), до Пизы (14-18 минут, от 2,50 евро). Купить билеты Далее самолётом.
- из Розиньяно-Сольвай: на поезде до Пизы (35 минут, билеты от 5.60 евро) или Флоренции (1 час 33 минуты, от 11.60 евро). Купить билеты
Далее самолётом.

.

.

.

Флоренция (Розиньяно) 25.02.2018 - Генуя 04.03.2018
Порт отплытия: Флоренция (Розиньяно)
Посадка: 25.02.2018
Отплытие: 26.02.2018 10:00
Порт назначения: Генуя
Прибытие: 03.03.2018 10:00
Высадка: 04.03.2018
Дней на борту: 7
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 595€

300 морских мильЛигурийское море — По следам Наполеона — Остров Эльба — Пизанская башня — Парусные маневры
Главное
«Колено» итальянского «сапога», который по науке зовётся Аппенинским полуостровом, и побережье Лигурийского моря — места, где сконцентрированы история, география, археология и мифология. Отметим начало весны интересным маршрутом по легендарным местам.
Однако, плавание на «Штандарте» — это не автобусный тур «три столицы». Взяв на борт новый экипаж в Ливорно, на исторической базе русского флота в Средиземноморье, мы выйдем в настоящее море, где прежде всего нас ждёт концентрация на морской практике.

Морская практика
Каждый участник плавания с первого дня становится полноценным членом экипажа. Не переживайте, что совсем ничего не знаете о морском деле — «Штандарт», как учебный парусник, станет замечательным стартом на вашем пути в морские волки! Прежде всего, мы научимся подниматься на мачту и работать с парусами, — а чуть позже будем разбираться, что такое смена галса, повороты оверштаг и фордевинд — и на берег в Генуе сойдет бывалый и слаженный экипаж!

Маршрут
Точный маршрут мы выберем в соответствии с прогнозом погоды, так, чтобы наше парусное плавание было комфортным и интересным.
За неделю мы планируем посетить:
Ливорно;
Остров Эльба и городок Портоферрайо, где, оказывается, совсем даже не скучал в ссылке Наполеон;

Портоферрайо, «порт железа», — так переводится с итальянского название городка, — был основан в 1548 г. герцогом тосканским Козимо I Медичи с оборонительной целью. Железную руду здесь нашли ещё этруски, но мы придём на Эльбу не для добычи металлов. Неприступная крепость на горе и дом Наполеона — вот на что стоит обратить внимание. В 1814 году, находясь в ссылке, Наполеон не растерялся и... объявил себя императором острова. 9 месяцев и 21 день он улучшал экономику острова и жизнь населения: строил дороги, восстанавливал виноградники и старые рудники. 

Кала де Медичи — порт в 20 минутах пути до Пизы и Пизанской башни (и обязательно съездим проверить, падает ли она);
При благоприятной погоде — один из городков на севере о. Корсика;
Геную.

Генуя — знаменитая столица исторической Генуэзской республики. Во времена крестовых походов по своему богатству и влиянию Генуя превосходила многие королевства Европы. Наряду с Пизой, Венецией, Гаэтой и Амальфи это была морская республика со 100 000 жителей, развитой торговлей, судостроительной промышленностью и даже банковской системой. 

Исторических «интересностей» в Генуе бесчисленное множество. Нас ждут Lanterna di Genova, главный маяк Генуэзского порта, 77-метровый маяк, который относится к старейшим сохранившимся маякам мира, а также реплика галеона XVII века «Нептун», специально построенный в 1985 году для фильма Романа Полански «Пираты».

Как добраться до Флоренции (Розиньяно):
- до Ливорно: самолётом до Рима, Пизы или Флоренции (с пересадкой). Далее на поезде из Рима (2 часа 30 минут, или 3 часа 45 минут, от 22 до 40 евро), из Флоренции (примерно 1 час 30 минут, 9 евро), из Пизы (14-18 минут, от 2,50 евро). Купить билеты
- до Розиньяно-Сольвай: самолётом до Пизы или Флоренции (с пересадкой). Далее на поезде из Пизы (35 минут, билеты от 5.60 евро) или Флоренции (1 час 33 минуты, от 11.60 евро). Купить билеты

Как уехать из Генуи:
- самолётом из международного аэропорта Генуи. 

Генуя 07.03.2018 - Ла-Гранд-Мот 16.03.2018
Порт отплытия: Генуя
Посадка: 07.03.2018
Отплытие: 08.03.2018 10:00
Порт назначения: Ла-Гранд-Мот
Прибытие: 15.03.2018 10:00
Высадка: 16.03.2018
Дней на борту: 9
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 595€

300 морских мильЛазурный Берег – Национальные парки Лионского залива – курс Competent Crew – Парусный фестиваль
Главное
Вы видели названия этих мест в новостях или в рекламе дорогих турагентств. Канны, Ницца, Монако, Сен-Тропе… Настал момент увидеть все Лазурное побережье, пройдя вдоль него под парусом, и попасть в газеты Канн или Монако, пришвартовавшись в их гавани с пушечным салютом.

За 9 дней на борту мы успеем отдохнуть, погреться на южном солнце, покачаться на средиземноморских волнах и конечно, освоить азы морской науки. Для активных желающих — дополнительно проведём курс Competent Crew (яхтенный матрос), по программе и с выдачей сертификатов Международной яхтенной ассоциации IYT (не включены во взнос на плавание).

Морская практика
Все члены экипажа, без исключения, делятся на вахты по 4 часа. Каждая вахта прекрасна по-своему — кому-то достанутся все рассветы, кому-то — буйство закатных красок. Но главное — в каждой вахте будет море практики. Морской, конечно же. По окончании плавания для вас станут привычными слова «навигация и лоция», «галс» и «курс»; услышав слова «выходим на брасы грот-марселя» или «травим шкот фока», и даже «крюйс-марселя» — вы будете точно знать, что делать. Для тех, кто хочет большего — мы проведём спецкурс на квалификацию, которая является первым шагом к обучению на яхтенного капитана.

Маршрут
7 марта собираемся на борту «Штандарта» в Генуе, и, после первых инструктажей по технике безопасности и управлению кораблём, выходим в море. Курс – на юго-запад, оставляя по правому борту Савону, Сан-Ремо, Ниццу и Сен-Тропе. В некоторые порты мы обязательно зайдём, — точное расписание нам подскажет погода.

Пройдя Тулон — военно-морскую базу Франции, — повернём к северу, в Лионский залив. При благоприятных условиях встанем на якорь у одного из пляжей национального парка Камарг и обязательно сойдём на берег, чтобы полюбоваться пейзажами.

Камарг (Camargue) — уникальный национальный парк в устье реки Роны. Его ландшафты — это солончаки, тростниковые болота, морские лагуны, жестколистные леса, наносные песчаные острова. Полустепная зона парка — единственная в Европе, сохранившаяся в первозданном виде. В Камарг едут, чтобы увидеть розовых фламинго, их здесь более 15000, а также удивительных диких камаргских лошадей белого окраса, которые живут и размножаются только в естественной среде парка.
Завершится плавание в городке Ла Гранд-Мот, где с нашим приходом начнётся первый в 2018 сезоне парусный фестиваль.

Как добраться до Генуи:
- самолётом в международный аэропорт Генуи.

Как уехать из Ла-Гранд-Мот:
- на автобусе от станции Ponant/Tennis (12 км, примерно 40 минут). Расписание и билеты
 Далее автобусом до аэропорта Монпелье-Медитерране (8 км, около 20 минут). 

Ла-Гранд-Мот 17.03.2018 - Таррагона 24.03.2018
Порт отплытия: Ла-Гранд-Мот
Посадка: 17.03.2018
Отплытие: 18.03.2018 19:00
Порт назначения: Таррагона
Прибытие: 23.03.2018 10:00
Высадка: 24.03.2018
Дней на борту: 7
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 495€

250 морских миль
Парусный фестиваль – Лионский залив – Античное наследие – «баталии» с дружественными парусниками
Главное
Отгуляв и отработав наш первый в сезоне парусный фестиваль, снова выходим в море. В Лионском заливе весной преобладают северные и северо-западные ветра, а значит, с попутным ветром «Штандарт» на всех парусах побежит на юг, — к каталонскому городку Росас, к «испанской Венеции» Эмпуриабрава, к Паламосу и Таррагоне. 

Морская практика
«Изюминка» этого плавания – совместная навигация с чешским парусником «Ла Грас». Это значит, что азартные состязания в скорости и весёлые дружеские баталии со стрельбой из настоящих пушек гарантированы!

«La Grace» — действительно чешский парусник, точная копия брига 18-го века, настоящего пиратского корабля. Оригинал был построен чешским торговцем, корсаром, картографом Августином Германом. Его жизнь на море была в основном связана с бригом. Именно на нем Августин обошел острова Карибского моря и пересек Атлантический океан. В то время «Ла Грас» был одним из самым известных судов на службе корсаров. Каждый год бриг появлялся в водах Карибского бассейна, и там, с одобрения губернатора, корсары нападали на корабли противника. 

Маршрут
250 миль из французского Ла Гранд-Мот в испанскую Таррагону. Точный маршрут, как всегда, зависит от ветра и прогноза погоды, но, вероятнее всего, мы сделаем остановки в городках Росас и Паламос. При благоприятных погодных условиях — встанем на якорь у красивого побережья и отработаем шлюпочный десант экипажа. Например, в необычный старинный город Эмпуриабрава, который точно стоит увидеть.

Как добраться до Ла-Гранд-Мот:
- самолётом до аэропорта Монпелье-Медитерране, потом автобусом до города Монпелье (8 км, около 20 минут). Далее на автобусе от станции Place de France (12 км, примерно 40 минут), расписание и билеты

Как уехать из Таррагоны:
- на автобусе (7 км, примерно 3 евро) в аэропорт Реус (Aeroport de Reus), далее самолётом.
- поездом или автобусом до Барселоны (около 1 часа в пути, билеты 10-13 евро), далее самолётом.
Купить билет на поезд  на автобус

Таррагона 25.03.2018 - Сет 28.03.2018
Порт отплытия: Таррагона
Посадка: 25.03.2018
Отплытие: 25.03.2018 20:00
Порт назначения: Сет
Прибытие: 27.03.2018 10:00
Высадка: 28.03.2018
Дней на борту: 3
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 255€

250 морских миль
Парусный фестиваль – Лионский залив – VHF радиооператор
Главное
Настало время отправиться на следующий парусный фестиваль, на этот раз, во французском Сете. Этот короткий переход – отличная возможность попробовать себя под парусами, и совместить в одной поездке разнообразие — прогулку по Барселоне и Таррагоне, путешествие по южной Франции и настоящий морской переход во Средиземному морю. Дополнительно, для тех, кто ищет серьёзных яхтенных знаний, мы проведем курс морской радиосвязи – по программе и с выдачей сертификатов ассоциации IYT.

Курс VHF радиооператор
Программа курса включает: 
Изучение основных принципов морской радиосвязи
Правила установки, технического обслуживания и использования УКВ радиостанции с ЦИВ, УКВ радиостанций спасательных средств, аварийных радиобуев (АРБ), радиолокационных ответчиков (РЛО)
Процедуры аварийной радиосвязи, радиосвязи, относящейся к бедствию и безопасности
Правила отмены ложных сигналов бедствия
Использование английского языка для аварийного радиообмена
По результатам обучения курсанты получают международный диплом IYT VHF Radio Operators Certificate, официально признающийся во всех странах мира.

Маршрут
Двухдневный переход из Таррагоны в Сет. При благоприятных погодных условиях возможна якорная стоянка или короткий заход в один из портов по маршруту.
Заход в Сет — праздничным парусным парадом, совместно с целым флотом парусников-участников фестивалей.

Как добраться до Таррагоны:
- самолётом в аэропорт Реус (Aeroport de Reus), из аэропорта автобусом до Таррагоны (7 км, примерно 3 евро).
- самолётом в Барселону, далее поездом или автобусом (около 1 часа в пути, билеты 10-13 евро) Купить билет на поезд; на автобус

Как уехать из Сета:
- поездом до ж/д вокзала города Монпелье (14-17 минут, купить билеты, около 6 евро за билет), потом на автобусе до аэропорта Монпелье-Медитерране (8 км, около 20 минут); далее самолётом.
 - поездом до Парижа (3 ч. 40 мин., билеты, около 70 евро за билет); далее самолётом.

Сет 01.04.2018 - Аликанте 07.04.2018
Порт отплытия: Сет
Посадка: 01.04.2018
Отплытие: 02.04.2018 14:00
Порт назначения: Аликанте
Прибытие: 07.04.2018 10:00
Высадка: 07.04.2018
Дней на борту: 6
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 495€

400 морских миль
Длинная дистанция – Испания – Астронавигация
Главное
Плаванием из Сета в Аликанте начинается наш весенний поход из Средиземного моря в Балтийское. C юга на север, на курсе у нас — тысячи морских миль, шторма и штили, разнообразные места и впечатления, — моря, океаны, узкие проливы и рукотворные каналы. Добро пожаловать в команду!

Фестиваль  «Escale à Sète» — в переводе «остановка в Сете» — большой парусный фестиваль исторических лодок и кораблей. В 2018 году посетителей ждёт особая программа, в которой — чествование «гастрономического наследия Лионского залива» (речь о тунце); выставка, собранная из крупнейших морских музеев побережья, от Барселоны до Генуи; 120 исторических кораблей, включая крупнейшие парусники; открытие мемориального моста франко-американской дружбы (с участием корабля «Гермиона») и окончания Первой мировой войны.

Морская практика
Южного побережье Испании наверняка порадует нас весенним средиземноморским солнцем и хорошей погодой. Днём, как всегда, будем учиться работе с парусами, а вот ночные вахты под звёздным небом — посвятим изучению основ астронавигации.
Взяв в руки секстан и хронометр, мы определим местоположение «Штандарта», как в прошлом — возвращающиеся из южных морей моряки парусного флота.

Секстан (секстант) — инструмент, используемый для измерения величины угла между двумя видимыми объектами, например, каким-то светилом и горизонтом, с целью определения географических координат. 
Длина шкалы секстанта составляет 1/6 от полного круга, или 60°, отсюда происходит название секстанта (от лат. sextans - шестая часть). 
При наблюдении через секстант горизонт и астрономический объект совмещаются в поле зрения наблюдателя и остаются неподвижными относительно друг друга, даже если сам наблюдатель находится на плывущей лодке. Это возможно потому, что секстант состоит из двух зеркал: указательного и неподвижного полупрозрачного зеркала горизонта. Свет от астрономического объекта падает на подвижное зеркало, отражается на зеркало горизонта, на котором одновременно видны и светило и горизонт. Угол наклона указательного зеркала и есть высота светила.

Маршрут:
400 морских миль на юго-запад, из праздничного Сета в солнечный Аликанте — ходовые вахты за штурвалом, постановка и уборка парусов, одна или несколько остановок в промежуточных портах – Росас, Паламос, Таррагона или Валенсия.
Ну, а если позволят погодные условия, мы встанем на якорь в жерле настоящего вулкана на островах Колумбретес, или же в защищённой бухте заповедника Món Natura Delta de l'Ebre.

Как добраться до Сета:
- самолётом до Парижа, от Парижа поездом (3 ч. 40 мин., билеты, около 70 евро за билет).
- самолётом до аэропорта Монпелье-Медитерране, потом автобусом до города Монпелье (8 км, около 20 минут). От ж/д вокзала Монпелье поездом до Сета (14-17 минут, билеты, около 6 евро за билет). 

Как уехать из Аликанте:
- автобусом до аэропорта Аликанте (автобус-шаттл С6, от площади Plaza Puerta del Mar и от городского вокзала Loring-Estación Autobuses; время в пути 20-30 минут, билет около 4 евро). Далее на самолёте.
- поездом или автобусом в Барселону (поезд - 5-6 часов, примерно 55 евро, автобус – 7-9 часов, 22-46 евро) или Мадрид (поезд – 2,5 часа, 65 евро, автобусом – 5 часов, 30-45 евро), далее самолётом. Билеты на поезд. Билеты на автобус

Аликанте — Кадис
Порт отплытия: Аликанте
Посадка: 08.04.2018
Отплытие: 08.04.2018 20:00
Порт назначения: Кадис
Прибытие: 14.04.2018 10:00
Высадка: 14.04.2018
Дней на борту: 6
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 595€

370 морских миль
Исторический морской путь – Южное солнце – Гибралтар
Главное
Мы продолжаем путь на север – хотя, именно в этом плавании мы проходим самую южную часть нашего маршрута.
Что нас ждёт? По всем приметам, — жаркое солнце, хорошая парусная погода, скалистые берега Африки и Европы, якорные стоянки и прогулки по курортным городам Аликанте, Картахене или Малаге, по улочкам Гибралтара и Кадиса. И как всегда — активная морская и парусная практика!

Морская практика
За 6 дней парусного путешествия мы выучим много новых терминов — они пригодятся нам в первые же минуты после отшвартовки. Мы точно будем знать, где у корабля шкоты, галсы, брасы и топенанты, для чего они служат и что делать при поворотах оверштаг и фордевинд.
Руслень и кофель-нагель, быки и горденя, банник и пальник — поверьте, эти слова (и предметы) вам будут сниться ещё долгое время после прихода в порт. (Впрочем,вы можете подготовиться на берегу, изучив наши учебные материалы).

Маршрут
Выйдя из «дружелюбного Аликанте» (именно так называют этот испанский курорт), мы пойдём вдоль побережья, — на юго-запад. Таким же маршрутом шли эскадры русских архипелагских экспедиций, а уж торговые и военные корабли Средиземноморья и северной Европы сновали через Гибралтар в обе стороны во все времена. В наши дни поток кораблей мимо Геркулесовых столбов очень интенсивен.

Слово «Гибралтар» пришло к нам из арабского языка через испанский — словосочетание «Джебель Тарик» (араб. جبل طارق‎‎‎), переводится как «гора Тарика». Название было дано в честь арабского полководца Тарика ибн Зияда, который возглавлял арабское вторжение на Пиренейский полуостров в 8 веке. 
По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами — Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

В зависимости от погоды, мы зайдём в марину Картахены или бросим якорь у пляжа Малаги. Обязательно остановимся на день-два в английском Гибралтаре, затем, выбрав момент, пройдём пролив с попутным течением и выйдем в Атлантический океан. Почти сразу за Гибралтарским проливом наше путешествие завершится, в старом Кадисе или марине красивого городка напротив – Пуэрто ди Рота.

Кадис — очень древний испанский город. Во все времена был надёжной крепостью — здесь сохранилось много крепостных стен, фортов и сторожевых башен. Отсюда выходили военные галеоны, и сюда же приходили торговые суда из Америки. Самый старый форт города (его строительство началось в конце XVI века) в форме звезды с пятью бастионами — Сан-Каталина, заслуживает внимательного рассмотрения. Со стен крепости открывается неплохой вид на другой форт – Сан-Себастьян.

Как добраться до Аликанте:
  - на самолёте до аэропорта Аликанте, далее на автобусе-шаттле (C6, площади Plaza Puerta del Mar и от городского вокзала Loring-Estación Autobuses; время в пути 20-30 минут, билет около 4 евро).
- на самолёте в Барселону или Мадрид. Поездом или автобусом из Барселоны (поезд - 5-6 часов, примерно 55 евро, автобус – 7-9 часов, 22-46 евро) или Мадрида (поезд – 2,5 часа, 65€, автобусом – 5 часов, 30-45€). Билеты на поезд. Билеты на автобус

Как уехать из Кадиса:
- на автобусе или поезде (примерно 1 час езды, 10 евро, расписание и билеты) до аэропорта в городе Херес-де-ла-Фронтера, далее на самолёте.
- на поезде до Мадрида (5 часов, 44-60 евро), далее на самолёте. Билеты на поезд

Кадис — Виго
Порт отплытия: Кадис
Посадка: 15.04.2018
Отплытие: 15.04.2018 20:00
Порт назначения: Виго
Прибытие: 21.04.2018 10:00
Высадка: 21.04.2018
Дней на борту: 6
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 495€
500 морских миль
Длинная дистанция – Атлантический океан – Португалия – необитаемые острова Сиес (Испания)

Главное
Переход из Кадиса в Виго — по-настоящему океанское плавание, ведь нам предстоит обогнуть Пиренейский полуостров, пройдя Атлантикой вдоль всего португальского побережья. Если до сих пор ваш опыт ограничивался плаваниями в морях и озерах – пора поднять планку и выйти в Океан! По левому борту – бескрайние просторы до самой Америки, по правому – длинные пляжи, необитаемые заповедные острова и глубокие испанские бухты.

Морская практика
Мы сосредоточимся на отработке управления судном в океанских водах — научимся «отруливать» на волне, почувствуем, как слушается поворотов штурвала корабль. Это не отменяет интенсивной парусной практики — а значит, вы в полной мере «вкусите» жизни матросов эпохи Паруса. Мы проведём несколько тренировок по спуску шлюпки, спасению человека-за-бортом, и, может быть, поговорим со встречными кораблями по радиосвязи.

Маршрут
После инструктажа и первых тренировок по управлению парусником, мы выходим из Кадиса (Пуэрто-ди-Рота), и пересекаем Кадисский залив. Возможно, мы сделаем остановку в городке Портимао, на самом юге Португалии, или же, без остановок пройдем почти 300 миль, сразу до Кашкайша и Лиссабона. Окончательное решение нам подскажет погода.

Три острова архипелага Сиес, Монтеагудо (Северный остров), Фаро (Средний остров) и Сан Мартиньо (Южный остров), лежащие в бухте Виго, являются частью национального парка. Перемещаться на островах можно только по специально обозначенным тропам, сходить с которых запрещено. Также запрещено разведение костров и ночлег на островах, за исключением специального лагеря. Все посетители должны самостоятельно вывозить свой мусор на континент. Чистейший белый песок, красивые скалы создают ощущение нетронутой, райской природы, а тишина и спокойные воды приносят умиротворение. В бухте с почти карибскими пляжами стоит бросить якорь, и отправиться бродить по лесам и скалам.

После заслуженного отдыха в португальской столице, двинемся дальше – нам предстоит обогнуть мыс Рока, саму западную точку Европы, пройти Порту, и спрятаться от океанской зыби в защищенной бухте в порту Виго. 

Как добраться до Кадиса: 
- на самолёте в аэропорт города Херес-де-ла-Фронтера, далее на автобусе или поезде до Кадиса (примерно 1 час езды, 10 евро, расписание и билеты). 
- на самолёте до Мадрида, далее на поезде (около 5 часов, 44-60 евро). Билеты на поезд
Как уехать из Виго: 
- на автобусе до аэропорта Виго (L9A, 1.32 евро), далее на самолёте. 
- на поезде (7-9 часов, 40-55 EUR) или автобусе (6-10 часов, около 50 EUR) до Мадрида или Барселоны), далее на самолёте. 
Билеты на поезд. Билеты на автобус

Виго — Сен-Мало
Порт отплытия: Виго
Посадка: 22.04.2018
Отплытие: 22.04.2018 20:00
Порт назначения: Сен-Мало
Прибытие: 30.04.2018 16:00
Высадка: 01.05.2018
Дней на борту: 9
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 695€

600 морских миль
Длинная дистанция – Маяки — Мыс Финистерре — Бискайский залив – Штормовой тренинг – Приливная зона – аббатство Сан Мишель

Главное
Настал момент вновь пересечь суровый Бискай. Мы надеемся, впрочем, что в эти весенние месяцы он будет к нам благосклонен. Однако, готовиться к штормованию будем заранее, отдельно уделив внимание возможным нашим действиям в свежую погоду. Ключевой момент плавания — мы обогнём «край земли», мыс Финистерре, к маяку на котором, если позволит погода, мы постараемся высадиться.

Мыс Финистерре в средние века был местом, куда шли паломники, чтобы увидеть бескрайний Океан. Земля в те времена была плоской и стояла на черепахах, так что можно понять древних в их стремлении к познанию «края». Справедливости ради надо отметить, что крайняя западная точка европейского материка – это мыс Кабо де Рока в Португалии, который врезается в океан на 18 км дальше к западу. Но, мыс Финистерре сегодня — это священное место для современных пилигримов, путешествующих по пути Святого Иакова. Кроме того, здесь расположен старинный действующий маяк Faro di Finisterre.

Морская практика
В море как нигде уместно правило «На бога надейся, а сам не плошай». Поэтому перед Бискаем нам предстоит как следует подготовиться к океанской волне, — проверить и обтянуть такелаж, собрать на борту экипаж, готовый к испытаниям.
Вспомнив ещё одно правило «самый лучший шторм – это тот, которого удалось избежать», изучив штормовую науку заранее, мы выйдем в залив, качественно поставим паруса, наберём скорость и будем радоваться скольжению по океану.
Длительное плавание, открытое море, интереснейшая приливно-отливная зона и серия проведённых капитаном тренингов-лекций о погоде и управлении кораблём помогут каждому получить новый опыт и знания.

Маршрут
Выходим из Виго, и, внимательно изучив прогнозы, прокладываем оптимальный курс на север. Возможно, посетим маяк «Башню Геркулеса» в Ла Корунье, если будет благоприятствовать погода. Главное для нас — совершить 300-мильный переход через Бискай и прийти в один из интересных портов на его северном берегу (Конкорно или Киберон). Мы побываем там, где высота прилива достигает 12 метров, и финишируем в порту Сен-Мало.

Приливы и отливы — явления, связанные с влиянием Солнца и Луны. На высоту прилива и скорость возникающих течений влияет, в частности площадь акватории и рельеф берегов. Поэтому величина этого явления разная в разных портах. Рекордно высокие приливы (до 18 м) наблюдаются в заливах Фанди и Унгава в Канаде. 
В Европе приливы до 13,5 м бывают у города Сен-Мало. В России рекордсмен по приливам — Пенжинская губа Охотского моря — до 12,9 м.

Как добраться до Виго:
- на самолёте до аэропорта Виго, далее на автобусе из аэропорта (L9A, 1.32 евро)
- на самолёте до Барселоны или Мадрида, далее на поезде (7-9 часов, около 40-55 евро) или автобусе (6-10 часов, около 50 евро) 
Билеты на поезд. Билеты на автобус.

Как уехать из Сен-Мало:
- на поезде до Парижа, станция Gare Montparnasse, в пути – около 3 часов. Расписание и билеты или этот
- на автобусе с центрального автовокзала города до Парижа (станции Porte Maillot, аэропорт Шарль-де-Голль, Orly Sud, Massy-Palaiseau, La Défense, Quai de Bercy). Расписание и билеты

*На этом переходе точный маршрут особенно зависит от погоды.

Сен-Мало — Остенде
Порт отплытия: Сен-Мало
Посадка: 03.05.2018
Отплытие: 04.05.2018 10:00
Порт назначения: Остенде
Прибытие: 09.05.2018 18:00
Высадка: 11.05.2018
Дней на борту: 9
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 645€

300 морских миль
Ла Манш – Оживлённое судоходство – Приливно-отливные течения – Парусный фестиваль в Бельгии

Главное
Ла-Манш, он же Английский канал. Дуврский пролив или Па-де-Кале. Важная судоходная артерия и вечное «яблоко раздора» между Англией и Францией.
Именно здесь можно послушать радио-скороговорки английских и французских диспетчеров, увидеть ходовые огни всевозможных судов со всех ракурсов, покататься на попутных приливных течениях, и, конечно, погулять — по французским, а затем – и по фламандским городкам.

Морская практика
Мы сконцентрируемся на спецкурсе по «хождению на историческом паруснике среди интенсивного потока современных судов». Если нам «повезёт» и включится туман — мы откроем для себя много нового о том, какие сигналы подают корабли в тумане, как читать радар и что слышно из радиопереговоров. Ночные переходы дадут нам знания о системе огней и знаков МППСС.

Маршрут
Выходим из Сен-Мало, проходим мимо английских островов Гернси и Джерси, и входим в Ла-Манш. В зависимости от прогноза погоды, возможны остановки в портах по пути: Шербур, Дьепп или Булонь. Затем пройдем самую узкую часть Ла-Манша – Дуврский пролив (с точки зрения англичан), или Па-де-Кале – по мнению французов.
Здесь нам предстоит пройти мимо огромных полей ветрогенераторов, возвышающихся прямо из воды и оставить по правому борту (или сделать короткую остановку там) Кале и Дюнкерк. Немного севернее Дюнкерка лежит финальная точка нашего путешествия – бельгийский порт Остенде.

Отличительной чертой этого весеннего плавания станет его завершение парусным фестивалем. Здесь мы встретимся с другими кораблями и лодками, примем участие параде, отсалютуем из своих орудий и посмотрим салют городской – в общем, как всегда, окажемся в самом центре морского праздника. В самом Остенде тоже есть что посмотреть.

Остенде — крупнейший бельгийский город-курорт на берегу Северного моря. Местные песчаные пляжи очень широки. Название города связано с тем, что он изначально располагался на восточной (нидерл. oost) окраине (нидерл. einde) острова Тестереп, позднее слившегося с материком из-за понижения уровня Северного моря.

Как добраться до Сен-Мало: 
- на поезде из Парижа, поезд отправляется со станции Gare Montparnasse, время в пути – около 3 часов. Расписание и билеты или тут
- на автобусе из Парижа (станции Porte Maillot, аэропорт Шарль-де-Голль, Orly Sud, Massy-Palaiseau, La Défense, Quai de Bercy) до центрального автовокзала Сен-Мало. Время в пути – около 6 часов. Расписание и билеты

Как уехать из Остенде: 
- на поезде, который останавливается прямо в аэропорту Брюсселя (1 час 45 мин, 20-30 евро, с пересадкой на станции Brussels Midi), далее на самолёте. Расписание и билеты

Остенде — Кале
Порт отплытия: Остенде
Посадка: 12.05.2018
Отплытие: 13.05.2018 18:00
Порт назначения: Кале
Прибытие: 18.05.2018 12:00
Высадка: 19.05.2018
Дней на борту: 7
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 495€

45 морских миль
Бельгия – Франция — Два парусных фестиваля — Интенсивная парусная практика

Главное
В этом недельном плавании запланирована небольшая дистанция между портами отхода и прихода. Поэтому наш маршрут будет отличаться большей гибкостью, — мы сможем зайти туда, где давно (или никогда) не были, куда не добираются туристы и не летают самолёты. Больше времени мы сможем посвятить морским тренировкам – освоим парусные манёвры, повороты фордевинд и оверштаг, азы навигации в море и на реках.

Дюнкерк 
Один из знаменитых портов, куда мы можем зайти по пути — французский порт Дюнкерк, известный не только событиями Второй Мировой, показанными Кристофером Ноланом в недавнем фильме. Город был основан в Х веке, а в XVI — служил базой испанских пиратов — дюнкеркских приватиров. Дюнкерк и его окрестности находятся на бывшей территории графства Фландрского, поэтому говорят здесь на особом диалекте, в котором много слов, заимствованных из западнофламандского языка. 

Маршрут
Встречаемся в бельгийском Остенде, городке шоколада, пляжей и суровых сёрферов Северного моря. В эти дни там будет проходить крупный парусный фестиваль, и в порту будет особенно интересно и празднично. Перед выходом в море мы спланируем самый интересный и «максимально парусный» маршрут, в соответствии с прогнозом погоды. Порты захода или якорных стоянок могут быть любые — изучите карты заранее, чтобы предложить свой, наиболее интересный вариант!

Как добраться до Остенде:
- на самолёте в аэропорт Брюсселя, далее на поезде, который уходит прямо из аэропорта (1 час 45 минут в пути, 20-30 евро, с пересадкой на станции Brussels Midi). Расписание и билеты.

Как уехать из Кале:
- поездом (около 1,5 часов в пути, от 38 евро) или автобусом (от 4 до 5 часов в пути, от 10 евро) до Парижа, далее на самолёте. Билеты и расписание поезда. Билеты и расписания автобусов или здесь и тут
- поездом до Лилля (30 мин – 1 час в пути, от 17 евро), далее на самолёте. Билеты и расписание поезда: https://en.oui.sncf/en/;
- поездом до Брюсселя (1 час в пути, примерно 40 евро). Расписание и билеты, далее на самолёте;
- на поезде от Calais Ville до Calais-Fréthun (на поезде, 9 минут в пути), оттуда на поезде до Лондона (1 час в пути, от 35 евро). Также можно добраться до Дувра или Фолкстона на пароме через Ла-Манш или по Евротоннелю. Далее до Лондона на поезде или автобусе. Из Лондона – на самолёте.  

Кале — Кан
Порт отплытия: Кале
Посадка: 20.05.2018
Отплытие: 21.05.2018 18:00
Порт назначения: Кан
Прибытие: 24.05.2018 12:00
Высадка: 25.05.2018
Дней на борту: 5
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 430€

140 морских миль
Ла-Манш — Астронавигация — Маленькие порты Франции — Кан

Главное
Отдохнув о моря на фестивале в Кале, вновь выходим в море. Покачаться на волнах Ла-Манша и поднять российский флаг на фестивале «Каннском». Он пройдёт во французском городке Кан (Caen), в Нормандии.  В этом плавании нам предстоят неторопливые парусные переходы, и стоянки с прогулками в портах. Обязательными пунктами программы станут учебные (и настоящие) постановки парусов, и ночные вахты на штурвале, когда так удобно держать курс по ярким звёздам, и конечно, песни под гитару в кают-компании, после швартовки к средневековым набережным.

La Suisse normande, «Швейцарская Нормандия» — так называют землю и побережье Ла-Манша в окрестностях департамента Орн (с центром в городе Кан). Это имя территория получила благодаря невероятно живописному и суровому рельефу, напоминающему Альпы, с его узкими ущельями, прорезанными рекой Орн и  её притоками. 
Крутые склоны холмов, покрытые луговой растительностью, обрамлены гранитными скалами и лесными зонами. Высшая точка «швейцарской Нормандии» — г. Пинсон (345 м). Церкви, дома и фермы в окрестных деревнях построены в стиле, напоминающем старинные английские строения. 

Маршрут
Пройдя шлюз и выйдя из Кале на приливные течения Ла-Манша, мы повернём на юг, к Дувру.
Впереди – 140 насыщенных миль морского перехода к берегам Нормандии. Чего только нет на этом морском «перекрёстке»—  огромные танкеры и скоростные паромы, яхты и рыболовные судёнышки. Между ними, на отмелях, «насажены» огромные поля ветрогенераторов, ну, а чтобы внести некий порядок в эту суету – весь пролив размечен «зонами раздельного движения», за четким соблюдением которых следят диспетчеры с обоих берегов.

За Па-де-Кале (или Дуврским проливом) Ла-Манш резко расширяется, и пространства становится больше. Чтобы чувствовать себя свободными, и зайти в пару понравившихся городков, мы возьмем левее, ближе к восточному берегу. Например, на нашем пути лежат знакомые нам Булонь и Дьепп, а может быть, вместе с вами мы откроем новые для себя места, зайдя в один из портов, где «Штандарт» раньше не был.

Как добраться до Кале:
- на самолёте до Парижа, далее поездом (около 1,5 часов в пути, от 38 евро) или автобусом (от 4 до 5 часов в пути, от 10 евро). Билеты и расписание поезда. Билеты и расписания автобусов или этот и этот
- на самолёте до Лилля, далее поездом (30 мин – 1 час в пути, от 17 евро) Билеты и расписание поезда;
- на самолёте до Брюсселя, оттуда поездом (1 час, примерно 40 евро). Расписание и билеты;
- на самолёте до Лондона, далее на поезде до Calais-Fréthun (1 час, от 35 евро), от Calais-Fréthun за 9 минут доезжаете до Calais Ville. Или автобусе (3,5 часа, от 25 евро). Расписание и билеты поезда и этот (до Calais Ville). Расписание и билеты автобуса Также можно доехать из Лондона до Дувра или Фолкстона, пересечь Ла-Манш на пароме или через Евротуннель.

Как уехать из Кана:
- на поезде (около 30 евро, примерно 3 часа в пути) или автобусе (около 6 евро, примерно 3-4 часа в пути) до вокзала St. Lazare в Париже. Далее до нужного аэропорта на автобусе или электричке, потом на самолёте. Билеты на поезд или автобус до Парижа

Кан — Амстердам
Порт отплытия: Кан
Посадка: 26.05.2018
Отплытие: 27.05.2018 12:00
Порт назначения: Амстердам
Прибытие: 31.05.2018 16:00
Высадка: 01.06.2018
Дней на борту: 6
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 495€

300 морских миль
Северное  море — Морская метеорология — порты Голландии

Главное
Приходит лето, и нам пора возвращаться в родное Балтийское море. Впрочем, на этом переходе мы только начнём этот маршрут, а в саму Балтику придём уже на следующем. Те, кто решатся присоединиться к нам сразу на два этапа, запишут в свой логбук внушительные 800 морских миль, опыт навигации в Ла-Манше,  Северном и Балтийском морях, проход Киль-каналом и порты нескольких стран: Франции, Голландии, Германии, Польши, и, возможно, Бельгии и Дании.

Выходим из Кана, и поворачиваем на север. Кроме непременной морской практики (сюда входят постановка и настройка парусов, морские узлы, вахты за штурвалом), часть времени мы посвятим более углубленному экскурсу в морские погодные явления – в плане изучения у нас современные прогнозы погоды, чтение облаков, расчёт и использование приливов и приливных течений.

Атлас облаков 
Мы часто восхищаемся причудливыми формами и красками, которые природа даёт облакам. Немногие знают, что все их формы классифицированы и занесены в специальный справочник — «Атлас облаков». Это важно, поскольку образование каждого типа облачности связано с определённым состоянием атмосферы и позволяет прогнозировать погоду. Облака обозначают латинскими словами и присваивают им соответствующие индексы. Так, например, самые распространённые типы облаков — слоистые (Stratus, St), перьевые (Cirrus, Ci), кучевые (Cumulus, Cu), различаются также по высоте образования, получая, например, приставку Alto- в случае больших высот. Интересно, что в последние годы регистрируются новые типы облаков, которые вносят в атлас, например вымеобразные облака — Mammatus.

Маршрут
Начнём путешествие в Кане, откуда выйдем вместе с флотом парусников, участвующих в фестивале. Спокойно, обучаясь, поставим паруса и покинем гостеприимную гавань. Дальше нам предстоит пройти знаменитыми проливами Ла-Манш и Па-де-Кале в Северное море. В зависимости от преобладающих направлений ветра и волн, можем зайти в голландские порты Флиссинген, Роттердам или Схевенинген.

Из Флиссингена до Роттердама можно пройти двумя разными «дорогами» — открытым Северным морем, или внутренними голландскими каналами, с прохождением нескольких старинных шлюзов и множества разводных мостов, которые будут открывать специально для нас. Роттердам и порт Европорт – это огромный транспортный узел, принимающий разные суда из всех уголков земного шара. 

На подходе к Амстердаму мы вновь пройдём через шлюз, в войдем в город Северным морским каналом (Noordzeekanaal), оценив все возможные виды защитных и судопропускных сооружений Нидерландов.

Как добраться до Кана:
- на самолёте в Париж, из аэропорта до вокзала St.Lazare. От вокзала на поезде (около 30 евро, примерно 3 часа в пути) или автобусе (около 6 евро, 3-4 часа в пути). Билеты на поезд или автобус до Кана: https://www.virail.ru/parizh-kan

Как уехать из Амстердама:
- самолётом из аэропорта Схипхол; 
- автобусом (возможен переезд до другого удобного города Европы).
Расписание и билеты или этот вариант (для переездов внутри Европы)

Амстердам — Щецин
Порт отплытия: Амстердам 
Посадка: 01.06.2018
Отплытие: 02.06.2018 08:00
Порт назначения: Щецин
Прибытие: 08.06.2018 12:00
Высадка: 09.06.2018
Дней на борту: 8
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 595€
510 морских миль

Внимание: порт прибытия (Щецин) не подтверждён на 100% — не спешите брать обратные билеты. Обо всех изменениях мы оперативно оповестим всех участников.

Балтийское море — парусная практика — фестиваль в Польше

Главное
Это плавание — вторая часть нашего перехода в Балтику. После выхода из Амстердама мы пробежим кусочек Северного моря, и, пройдя по Балтийскому более 500 морских миль, финишируем в польском Щецине, — на новом парусном фестивале. Неделю плавания мы посвятим тонкостям управления парусным судном – не так важно, каким — маленькой яхтой или трехмачтовым фрегатом. Теорию немедленно соединим с практикой. 

Морская практика
На нашем пути достаточно будет открытого моря, узких каналов, швартовок в портах и проходов шлюзов. Каждый из участников сможет узнать много нового и освоить принципы работы с парусами и с двигателем. Какие паруса в каком случае ставить, как ходить против ветра, как использовать швартовые концы, направление вращения винта — после плавания вы сможете ответить на такие вопросы с лёгкостью.

Маршрут
Уже в момент выхода из Амстердама перед нами встанет выбор маршрута: пойти сразу открытым Северным морем, или пройти часть пути внутренними голландскими морями, через Лелистад, Корнвердерзанд и остров Тексель. Мы посмотрим на погоду и наше желание, и примем верное решение.

Затем нам предстоит марш-бросок до острова Гельголанд, обязательная остановка там, а затем — вход в Эльбу и переход Кильским каналом в Балтийское море. Здесь мы повернем на восток, и, обогнув остров Рюген, придем в Щецин.

Как добраться до Амстердама:
- самолётом (аэропорт Схипхол);
- автобусом (возможен переезд из другого удобного города Европы). Расписание и билеты или этот (для переездов внутри Европы).

Как уехать из Щецина:
- поездом (около 2-х часов в пути, от 22 евро) или автобусом (около 3-х часов в пути, от 7 евро) до Берлина, далее на самолёте. Расписание и билеты

Щецин — Ольборг
Порт отплытия: Щецин
Посадка: 10.06.2018
Отплытие: 10.06.2018 17:00
Порт назначения: Ольборг 
Прибытие: 14.06.2018 12:00
Высадка: 15.06.2018
Дней на борту: 5
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 495€

300 морских миль

Главное
Середина июля – отличное время для того, чтобы выйти в море впервые, и чтобы снова вернуться на «Штандарт».  Тёплые волны Балтики, в спокойные дни без ветра и большой волны позволят нам не только позагорать на вахте, но и посвятить время уходу за кораблём, осваивая тонкости плетения узлов и такелажное мастерство прямо на прогретой солнцем палубе.

Маршрут
Из польского Щецина, который находится на берегах знаменитой реки Одер, до самого Балтийского моря мы пройдём по Щецинской лагуне. Через город Свиноуйсьце выйдем в открытое море, и, в соответствии с прогнозом, выберем маршрут: проливом Большой Бельт, или проливом Зунд, и затем мимо Копенгагена и Кронборга. Посмотрев на замок Гамлета, выйдем в Каттегат, и возьмём курс прямо на датский Ольборг.

Датские проливы — система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами. Включает: проливы Малый Бельт, Большой Бельт, Зунд, Каттегат, Скагеррак и несколько малых проливов. Пять из них носят название «Бельт» (дат.: bælt). Несколько других имеют в названии слово «зунд» (в датском, шведском, немецком языках: sund). Проливы, омывающие один и тот же остров, носят его название, и, в зависимости от величины пролива, получают соответствующее окончание: более широкие — «бельт», более узкие — «зунд». 

Морская практика
Без сомнения, основы навигации, после прохождения проливов, мы будем знать назубок. Но и парусной практики у нас будет достаточно — до узкостей ещё нужно дойти по открытому морю.
Кроме того, экипаж будет занят такелажной практикой и обязательно научится вязать морские узлы.

Сплесни и огоны — способы прочного соединения двух верёвок (тросов), используемые моряками с древних времён. Как и многое в русском морском языке, эти слова пришли к нам из Голландии: «сплесень» — от splitsen — «сплетать», огон — от oogen — «глаз».  При помощи сплесней сращиваются тросы, проходящие через блоки, юферсы и др., а также снасти бегучего такелажа.

С помощью огона можно сделать  надёжную и долговременную петлю на конце любой верёвки.

Как добраться до Щецина:
- до Берлина на самолёте, из Берлина – поездом (около 2-х часов, от 22 евро) или автобусом (около 3-х часов, от 7 евро);
Расписание и билеты

Как уехать из Ольборга:
- от остановки E на площади JF Kennedys Plads на автобусах 2А или 2В до аэропорта (7 км от города), далее самолётом (с пересадкой);
- на поезде до Копенгагена (4,5 часов, около 430 датских крон) или Фредериксхавна (1,5 часа, около 70 датских крон) Расписание и билеты
- на автобусе почти до любого города Дании. Расписание и билеты

Ольборг — Амстердам
Порт отплытия: Ольборг
Посадка: 16.06.2018
Отплытие: 17.06.2018 17:00
Порт назначения: Амстердам
Прибытие: 25.06.2018 20:00
Высадка: 26.06.2018
Дней на борту: 10
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 795€
500 морских миль

Главное
10 дней — солидный срок, которого нам точно хватит, чтобы полностью отвлечься от береговой суеты и погрузиться в морскую, бродячую жизнь. Нынче здесь, завтра там, моря и страны будут сменять друг друга, а морские переходы — сочетаться со швартовками и прогулками по портовым городкам. Сплошная романтика! Дистанция в 500 миль обещает нам и парусные переходы, и расслабленные стоянки в портах по маршруту — без спешки и ограничений.

Эйсселмер — это самый большой искусственный пресноводный резервуар Западной Европы. В 1932 году в рамках программы защиты Нидерландов от наводнений и осушения земель под хозяйственные нужды была построена дамба Афслейтдейк, сооружение длиной 30 км, шириной 90 м,  высотой 7,25 м над уровнем моря. Благодаря дамбе были предотвращены ужасающие последствия наводнения 1953 года, когда дамба не дала затопить берега озера Эйсселмер. Для строительства использовались валуны, которые поднимали со дна залива в процессе дноуглубительных работ. В акватории озера Эйсселмер ходят прогулочные корабли и большие баржи, оно служит важным резервуаром пресной воды и используется для нужд сельского хозяйства и водоснабжения предприятий и домохозяйств. 

Маршрут 
В Ольборге у нас снова есть выбор. На восток или на запад? В зависимости от прогноза погоды, мы выберем наиболее благоприятный маршрут. Либо пройдем внутренними датскими фьордами прямо в Северное море, и пересечём его в сторону Голландии, либо сначала пойдем Балтийским морем и Датскими проливами до Кильского канала. Переходы по фьордам и Кильским каналом — это настоящая экскурсия по Дании и Германии, возможность увидеть настоящую жизнь небольших городов и местный колорит. Вторая часть пути по открытому Северному морю, наоборот, позволит потерять берега из виду и раствориться в морской стихии. Нас встретит гостеприимная Голландия, ее приливы и отливы, остров Тексел и внутренние моря Эйсселмер и Маркермер, города Корнвердерзанд и Лелистад.

Как добраться до Ольборга: 
- самолётом (с пересадкой) в аэропорт Ольборга. Аэропорт находится в 7 км от города, курсируют автобусы 2А и 2В, проезд – 20 датских крон;
- на поезде из Копенгагена (4,5 часов, около 430 датских крон) или Фредериксхавна (1,5 часа, около 70 датских крон) Расписание и билеты 
- на автобусе почти из любого города Дании. Расписание и билеты

Как уехать из Амстердама:
- самолётом из аэропорта Схипхол; 
- автобусом (возможен переезд до другого удобного города Европы). Расписание и билеты, или этот (для переездов внутри Европы)

Амстердам — Сандерленд
Порт отплытия: Амстердам
Посадка: 08.07.2018
Отплытие: 08.07.2018 16:00
Порт назначения: Сандерленд
Прибытие: 11.07.2018 16:00
Высадка: 12.07.2018
Дней на борту: 4
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 395€

300 морских миль

Главное
Переход в Великобританию и первый порт регаты The Tall Ships Races. Покидаем привычную шенгенскую зону, и отправляемся в Англию. Это требует наличия у нас английской визы (не забудьте об этом!), но зато даёт возможность побывать в новых местах с богатой историей. Да и как лучше прийти на Британские острова, если не под парусами фрегата? Отсюда начинал свои экспедиции Джеймс Кук, сюда заходили по пути в кругосветку Крузенштерн и Лисянский.
В нашем плавании «Штандарту» предстоит пересечь Северное море и завершить переход в Сандерленде.

На Регату больших парусников спешат корабли со всего света, поэтому в порту нас ждёт яркий фестиваль и праздничная суматоха. Часть времени мы отведём на тщательную подготовку корабля и команды к предстоящей гонке – будем настраивать такелаж и паруса, отрабатывать парусные манёвры.

Маршрут
После выхода из Амстердама, мы, в зависимости от прогноза, зайдём в один из голландских городков по соседству.  Не исключено, впрочем, что мы сразу возьмём курс на Англию и выйдем в открытое море. Через 2-3 дня, уже на британском берегу, мы постараемся зайти в один из городков по дороге – например, Уитби или Хартлепул.

Как добраться до Амстердама:
- самолётом (аэропорт Схипхол); 
- автобусом (возможен переезд из другого удобного города Европы). Расписание и билеты или этот (для переездов внутри Европы).

Как уехать из Сандерленда:
- поездом до Ньюкасла (30 минут в пути, 3.40 фунтов), далее самолётом. Расписание и билеты

Сандерленд — Эсбьерг
Порт отплытия: Сандерленд
Посадка: 13.07.2018
Отплытие: 14.07.2018 12:00
Порт назначения: Эсбьерг
Прибытие: 18.07.2018 12:00
Высадка: 19.07.2018
Дней на борту: 6
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 595€

350 морских миль
Гоночный этап
Главное
Регата The Tall Ships Races.
Гонка через Северное море, азарт и изобретательность, мастерство и риск; и два ярких фестиваля – на старте и на финише. The Tall Ships Races – не просто регата больших парусников. Это событие европейского, если не мирового масштаба. В портах-участниках собираются десятки огромных кораблей и сотни яхт со всего мира, набережные заполнены туристами, вечернее небо расцветает фейерверками.

Старт регаты — в городе Сандерленд, Англия
Экипажи борются за победу на суше — для них организаторы готовят много интересного — от  футбольных матчей до перетягивания каната, а потом все знакомятся и вместе празднуют победу на вечеринке экипажей – crew party. Затем, после нескольких насыщенных дней береговой программы, приходит время выхода в море. Все корабли, один за другим, отдают швартовы, поднимают паруса и парадным строем выходят в море. Старт регаты даётся на некотором удалении от берега, и это зрелище не увидеть больше нигде. Небо, заполненное белыми парусами, и десятки кораблей, борт к борту, борясь за каждую секунду, пересекают линию старта.

Маршрут
Маршрут регаты прост – никаких промежуточных портов, никаких моторов, только линии старта и финиша, только паруса, и  несколько дней непрерывной гонки. В зависимости от ветра, конечно, время прохождения дистанции может сильно отличаться.
После финиша нас ждёт гостеприимный датский Эсбьерг, где экипажи вновь погрузятся в атмосферу праздника, отдыхая от напряжения регаты.

Как добраться до Сандерленда:
- самолётом до Ньюкасла, далее на поезде (30 минут в пути, 3.40 фунтов). Расписание и билеты

Как уехать из Эсбьёрга:
- на автобусе от ж/д вокзала или из центра города до аэропорта Эсбьёрга (20 минут, примерно 16 евро), далее на самолёте (с пересадкой)

Ставангер — Орхус
Порт отплытия: Ставангер
Посадка: 28.07.2018
Отплытие: 29.07.2018 12:00
Порт назначения: Орхус
Прибытие: 02.08.2018 19:00
Высадка: 03.08.2018
Дней на борту: 6
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 695€

400 морских миль
Норвегия — Порты TSR — Переход в Данию
Главное
Мы снова в Норвегии! По нашему опыту, эта северная страна притягивает путешественников не меньше, чем Гибралтар — на юге. Нам тоже нравится возвращаться сюда снова и снова – таких сочетаний высоких скал и туманных фьордов нет больше нигде.

Ставангер – один из портов регаты The Tall Ships Races. Вместе с нами здесь будет стоять большой флот регаты, а экипаж традиционно будет принят на берегу с распростёртыми объятьями – норвежцы откроют для нас бассейны и музеи, проведут соревнования, парад, «crew party» и фейерверки.

Морская практика
Выйдя из Ставангера, мы постараемся найти время на парусную прогулку по Люсе-фьорду, и затем возьмем курс на Данию. Маневрирование в узкостях потребует слаженных действий экипажа.
Интересно будет увидеть на практике ветровую тень от скал, усиление ветра «в трубах», изменение направления ветра, вызванное местными условиями.
Капитан и вахтенные офицеры поделятся своим опытом, расскажут о современных способах прогнозирования погоды, как «читать» приметы, видимые невооруженным взглядом – облака, рябь на воде, скалы, и как настраивать паруса в соответствии с тем, что видим.

Маршрут
На переходе из Ставангера в Орхус нам предстоит пройти 400 миль – сначала немного по норвежским фьордам, потом мы ненадолго зайдём в воды Норвежского моря, и повернём в проливы Скагеррак и Каттегат. По пути у нас много интересных портов, — в какие из них мы зайдем заправиться пресной водой и отдохнуть – решим на месте, по погоде и настроению. Может быть, это будет норвежский Кристиансанн, или датский Фредериксхавн. Перед Орхусом мы можем сделать остановку в Эбельтофте, где стоит на вечной стоянке, превращенный в музей, парусно-винтовой фрегат Ютландия (Fregatten Jylland).

Как добраться до Ставангера:
- на самолёте (с пересадкой в Осло) в аэропорт Ставангера (Сула). Далее до центра на экспресс-автобусе (в пути около 30 минут);
- на поезде из Осло (8 часов в пути, около 26 евро). Расписание и билеты

Как уехать из Орхуса:
- на автобусе от остановки Banegårdspladsen вблизи ж/д вокзала города до аэропорта AarhusLufthavn (около 100 датских крон, время в пути 40 минут). Далее на самолёте с пересадкой;
- на поезде до Копенгагена (около 300 датских крон, время в пути 3 часа, поезд отправляется с вокзала каждые 30 минут). Расписание и билеты

Копенгаген — Оденсе
Порт отплытия: Копенгаген
Посадка: 18.08.2018
Отплытие: 19.08.2018 10:00
Порт назначения: Оденсе
Прибытие: 21.08.2018 16:00
Высадка: 22.08.2018
Дней на борту: 4
Ориентировочная величина взноса на организацию плавания: 495€

140 морских миль

Главное
Короткий и спокойный переход Датскими проливами. Отличный выбор для первого выхода в море, или, при желании, позволяющий совместить морское путешествие с сухопутным, по Дании, Швеции или Германии.
Немного морской практики, первые подъёмы на мачту и вахты за штурвалом, постановка и уборка парусов, и швартовки в городках по маршруту.
 

Маршрут
Начнем наше путешествие в Копенгагене, обойдем остров Зеландия с юга или с севера, пройдя проливом Зунд или Большой Бельт, возможно, бросим якорь у почти двухсотметровых скал острова Мён. Обязательно зайдем в парочку уютных датских городков, и финишируем в Оденсе, к которому предстоит подняться по извилистой речке.
 
Как добраться до Копенгагена: 
- на самолёте (аэропорт Каструп)
Как уехать из Оденсе: 
- на поезде до Копенгагена (примерно 276 датских крон, 1,5 часа), Орхуса (примерно 240 датских крон, 1 час 40 мин), Эсбьерга (218 датских крон, 1,5 часа). Расписание и билеты
- на автобусе по подвесному мосту до Копенгагена (время в пути примерно 1,5 часа). Автостанция находится неподалеку от вокзала по адресу: Dannebrogsgade, 6.