Да-да. В суровые девяностые, когда почти вся страна сидела на гречневой диете, спешно переквалифицировалась в бухгалтеров, громоздила финансовые пирамиды и стояла в очередях, в Питере были ребята, которые строили петровский парусный корабль. Почти десять лет, с нуля, своими руками. Валили лес в минус тридцать, восстанавливали забытые технологии, пилили, строгали, неведомо что делали ещё... И вуаля. Вот он. Ходит вокруг Европы, побеждает в парусных гонках, снимается в кино. Добро пожаловать на борт! Это настолько уму не постижимо, что поверить, будто Штандарт неплохо сохранился за пару-тройку столетий, пожалуй, многим было бы проще. 

Впрочем, кого я обманываю. Всё хорошее вечно начинается с голого нищебродского энтузиазма. Пробовали. Знаем. А потому на восторженные предположения новобранцев о небесном вмешательстве Капитан скромничает: "Какое же это чудо? Так, поработали немножко". И ещё: "Штандарт строили женщины и дети". И, наконец: "Хватит про корабль, вы про себя расскажите". Знаете, это лучшая мотивация вообще для всего. По жизни. Life is what you make it.

.

.

​Недели на борту катастрофически мало. Для человека, никогда не выходившего в море, с точки зрения внутреннего самоощущения и состояния желудка всё проходит примерно так: 

Социально-физиологический аспект. Часть 1. 
День 1. Прибытие на борт. Восторг неофита. Сколько верёвочек, сколько узелков! Рассылаешь фотографию Штандарта всем-всем-всем. Знакомишься с командой, бросаешься помогать в первом же попавшемся деле - будь то приготовление супа или мытьё палубы, авторитетно передаёшь прибывающим на борт новичкам сакральные сведения о местонахождении гальюна и мерах предосторожности при работе с ним. Читаешь инструкцию по пользованию кораблём. Если вовремя сориентировался, придирчиво выбираешь лучший, на твой взгляд, гамак (не расторопным достаётся то, что осталось). Пока корабль в порту, под строгим надзором вахтенного офицера впервые поднимаешься на ванты, чтобы увидеть мир с высоты марсовой площадки... 

Вечером за ужином происходит общее знакомство. Люди едва умещаются вокруг двух больших столов в кают-кампании. Каждый рассказывает о себе, о том, чего он ждёт от корабля. ("Привет. Я Женя и я программист". "Здравствуй, Женя"). Выражаются восторги и восхищения. Все воодушевлены и полны надежд. Ром крепок. Будущее прекрасно.

День 2. Утреннее построение, распределение по вахтам и - о, воплощение мечты! - выход в море. Но есть нюанс. Ибо вместо ожидаемой нирваны начинается качка и привыкание организма к ней. Иными словами, безбожно тошнит почти всех. По истечении нескольких часов односторонних переговоров с Ихтиандром закрадывается доля сомнения в правильности принятого решения, но уже поздно. Волна 6 баллов, крен на правый борт. С действительностью примиряет лишь поголовное чувство самоиронии и уверения опытных товарищей в скорой адаптации вестибулярного аппарата... Во время первой вахты корабль управляется в основном силами постоянной команды и бывалых волонтёров. Новобранцы лежат вдоль бортика в полузабытьи, время от времени перемещаясь к тем верёвкам, на которые им тыкают пальцем, и делая с ними то, что говорят (либо "выбирают", либо "травят"). На осмысление происходящего - что это и зачем - сил уже не хватает. По истечении четырёх часов добираешься до гамака и, с удовлетворением констатируя, что в гамаке-то почти не качает, впадаешь в анабиоз. Ночью, не приходя в сознание, перебазируешься на палубу. Как закономерный итог - ни у кого из нас нет фотографий с первого дня в море. 

День 3. Проснувшись утром, неожиданно осознаёшь, что готова рискнуть и позавтракать. Качка ощущается, но тебе от этого уже не так плохо. Понятно, где верх, низ, лево и право. Можно оторвать взгляд от линии горизонта и осмотреться на корабле. Можно даже приготовить обед и поучаствовать в интеллектуальной беседе во время чистки картошки. (Беседа обязана быть светской, ибо моряцкие фривольные разговоры ведутся исключительно на баке). Внутри своей вахты уже не путаешься в именах. Начинаешь понимать логику брасопки, участвуешь в учебном спуске шлюпки и пополняешь свой моряцкий лексикон словечком "талёва", которых, как известно, две: гротовая и штаговая. Те, кто всё еще не вставал к штурвалу, делают это. Корабль удивительным образом слушается неумелых рук, и вы с ним становитесь единым целым.
Продолжение следует...

МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ. ЭТАПЫ ПЛАВАНИЯ НА 2018 ГОД

.

.