Этот человек не побоялся реализовать грандиозную мечту — построить историческое парусное судно для Санкт-Петербурга. Для меня, человека далекого от судостроения, это выглядит так же сложно как, например, полет в космос. При этом, слетать в космос, наверное проще, тут хотя бы понятно, куда деньги нести. А вот с чего начать, чтобы построить настоящий большой (водоизмещением 220 тонн) парусный фрегат — даже не знаю.

Владимир, почему Вы решили строить именно это судно?

Фрегат «Штандарт» и город Санкт-Петербург — дети одного «родителя», Петра Первого. Они почти братья. С учетом дат строительства, близнецы. Так что для Санкт-Петербурга имело смысл построить именно «Штандарт».

Сколько лет Вы строили «Штандарт» — от задумки до спуска на воду?

Мечтал про большой корабль для Санкт-Петербурга с 1989 года. С 1992-го я знал, что это будет «Штандарт». С 1994-го года начали строительство. В 2000-м году фрегат вышел в море. Итого — 11 лет.

Что вас на нее натолкнуло?

Идея появилась тогда, когда из Санкт-Петербурга (тогда — Ленинграда) убрали последний настоящий парусник — «Кронверк». Хоть и стоял он в режиме ресторана, но когда его забрали якобы на ремонт и не вернули, стало очевидно, что для «морской столицы России» просто необходим настоящий парусный корабль. Эта мысль и стала главной в моём выборе «жизненного пути».

Кто финансировал строительство?

В первые два года корабль приходилось строить на личные сбережения. Дальше, как говориться, «с миру по нитке» — на пожертвования развивали и заканчивали строительство.

Вот здесь список наших сторонников и спонсоров.

Какие этапы Вы прошли в самом начале строительства фрегата?

Сначала идея, предназначение, социальная значимость того, что собираешься делать.
Потом появилась команда и единомышленники.
Проект корабля. В случае исторической копии, как у нас, важно было выбрать корабль, относящийся к Санкт-Петербургу.
Выбор места строительства и технологий. Важны исторические знания и опыт работы на схожих проектах.
А дальше просто — брать и делать.
Насколько современный «Штандарт» соответствует судну 1703 года? Я имею в виду внутреннее устройство: планировка кают, мебель, управление. Например, в Википедии написано, что штурвал на верхней палубе не настоящий. Это так? Где тогда настоящий?

Корпус, рангоут и такелаж, расположение палуб соответствуют оригиналу на 100 %.

Штурвал — весьма вероятно, что он такой и был, но точной информации нет.

Там, где у нас каюты (в трюме) было место для груза (ядра, канаты, продовольствие). У нас там сейчас жилые помещения.

Пушки на «Штандарте» настоящие? Сколько их?

Пушки не настоящие, но действующие в режиме салютных орудий. Всего их 8 штук.

Под каким самым острым углом «Штандарт» может идти к встречному ветру?

На 7 миль движения вперед поднимаемся на 1 милю на ветер.

«Штандарт» снимался во многих исторических фильмах. Можете перечислить самые известные?

«Адмирал де Рюйтер» (Голландия),
«Новая Земля» (Голландия),
«22 ангела» (Испания),
«Питер и Венди» (Англия),
6-7 немецких документальных фильмов,
3 норвежских фильма,
«Слуга Государев» (Россия),
«Записки экспедитора тайной канцелярии» (Россия),
«Трое с площади карронад» (Россия).
И еще с десяток других, сейчас все не вспомнить.
Вам платят за участие в съемках? Можете назвать, если не цифру, то хотя бы ответить так: гонорар обеспечивает вам несколько месяцев похода на «Штандарте» или, скорее, на него можно купить компас?

Да, съемки — важная часть наполнения бюджета.

К сожалению, с развитием компьютерной графики все меньше и меньше востребованность. Один день съемок кормит корабль две недели.

В 2009 году «Штандарт» исключили из Российского речного регистра из-за несоответствий правилам. Вы посчитали эти правила невыполнимыми и зарегистрировали судно в Голландии. Это верная информация?

«Штандарт» по-прежнему зарегистрирован в России. Технический осмотр ему проводит Всероссийская Федерация Парусного Спорта. Но это общественная организация, признания её документов на уровне Минтранса РФ так и нет. В Европе эти документы признаются, там в каждой стране парусники ходят «под контролем» общественных организаций.

Можете привести пример какого-то одного требования, которое невозможно выполнить на историческом судне?

Пример невыполнимых требований Морского Регистра: вес горючих материалов на 1 кв. метр палубы не должен превышать 50 кг. А «Штандарт» — полностью деревянное судно.

В территориальные воды РФ «Штандарт» заходить все-таки может?

Заходить — может. А вот снова выходить — вряд ли.

Почему?

Потому что все суда (как и автомашины) проходят нечто вроде техосмотра. При существующей ситуации техосмотр «Штандарту» никакая государственная организация провести не может (правила не те), а документы негосударственной организации могут не принять в момент прохождения всяких контролей.

Почему в России «Штандарт» не соответствует правилам, а в Европе соответствует? У нас требования более жесткие или у нас какие-то недостатки в законодательстве? Или дело в реализации этого законодательства?

В Европе признают «практический опыт эксплуатации».

Для исторических и традиционных судов сделаны оговорки в правилах технического надзора. Эти оговорки допускают эквивалентные замены современных средств обеспечения безопасности на такие же по эффективности, но «не прописанные в правилах».

В интервью для «Радио Свобода» в 2003 году Вы говорили, что с точки зрения законодательства у нас в России нет класса судов, к которому можно отнести «Штандарт». Нужно вводить понятие «Историческое судно». С тех пор что-то сдвинулось с места?

Насколько мне известно, не сдвинулось.

У меня такое ощущение, что Россия выпала из морского сообщества (я имею в виду гражданского, не военного). Какие-то яхты в российских водах ходят, но почему-то те, кто серьезно занимается яхтингом, предпочитают делать это за границей. Это действительно так?

Да, это так.

Российский законодатель не имеет ни мотивации, ни опыта создания правил (работающих правил) для такого вольного сообщества, как яхтсмены. Мое мнение, что эту отрасль вообще не надо регулировать: те, кто ходят в море серьёзно, сами заинтересованы в безопасности своих яхт.

Стоит на законодательном уровне помочь таким «саморегулирующимся» организациям как Федерация парусного спорта. Но по устоявшейся привычке хочется всё контролировать, и «вольные» законы никто не продвигает и не принимает.

Получается, что яхтсменам проще ходить «по заграницам» и там оставлять яхты на зимовку, чем мучиться с нашими пограничниками, ГИМСом и другой бюрократией.

На сайте фрегата «Штандарт» есть учебные материалы. Там схемы парусного вооружения, такелажа, конструкция судна и много всего еще. Я полистал их, когда готовил вопросы. Это огромное количество информации, много незнакомых слов.
Люди, которые приходят к Вам на судно на коммерческой основе (не знаю, правильно ли называть их пассажирами), должны всё это знать? Для кого предназначены эти материалы?

У нас нет пассажиров. Все, кто на борту — матросы или практиканты. В течение нескольких дней на борту «Штандарта» мы даём основы морских знаний (в первую очередь, безопасность поведения на море). Если человек приезжает к нам на больший срок, он может овладеть всеми терминами. За 3-4 недели это возможно, нужно только определенное усердие

Судя по фотографиям, Ваша жизнь напоминает фильм про пиратов. О такой романтике мечтают (или мечтали) все мальчики и мужчины. Вы считаете, что мечта сбылась? Вы счастливый человек?

Да, жизнь капитана похожа на пиратские романы. В ней много позитивного, приятного. Но и сложностей хватает.

Про мечту: одна сбылась, надо мечтать и достигать новых вершин дальше. Сейчас разрабатываем проект следующего исторического парусника.

Допустим, я хочу стать постоянным членом команды «Штандарта». Это возможно? Что я должен сделать?

Надо в течение достаточно долгого срока демонстрировать ваши профессиональные и личностные качества в деле, а не на уровне «резюме». Это означает — год или больше провести на судне в режиме волонтера и помощника вахтенного офицера.

Ваши дети ходят с вами на «Штандарте»?

Да, можно собрать почти полную команду:)

У вас много детей или для управления «Штандартом» большая команда не нужна? Сколько человек минимум должно быть в команде, чтобы под парусами перейти из одного порта в другой?

У меня четверо детей. Возраст — от 15 до 25 лет.

Младший серьёзно гоняется в классе «Оптимист», он в первой десятке по России. Старший сын поступил в Кораблестроительный институт. Все четверо знают «Штандарт», как свои пять пальцев.

Чтобы поставить все паруса, нужно 6-8 опытных человек.

С какого возраста можно пойти в поход на «Штандарте» без родителей?

Это зависит от маршрута. В сложные маршруты мы берем с 15-ти лет, в «прибрежные» с 12-ти.

Я читал, что у Вас была мысль построить копию «Катти Сарк». Это огромный клиппер. Я видел его, он в два раза больше «Штандарта». Построен более чем на 100 лет позже, соответственно и технологии там другие. Идея жива? Вы что-то уже начали делать в этом направлении?

Мечта обретает форму. Сейчас мы начали проектирование. Пока держит неясность с местом строительства.

Вы выбираете между Санкт-Петербургом и Лондоном или речь уже про конкретную площадку?

Да, выбор между разными странами и городами.

Проект во многом «благотворительный», поэтому важно, чтобы местное комьюнити стремилось помочь. Деньгами или организационно. Так что, ищем такую страну и такой город.

Вы встречались с настоящими пиратами?

Мы сами на «Штандарте» — настоящие пираты (шутка). Нет, только с артистами. Или с жуликами.

Самый сильный шторм, в который Вы попадали на «Штандарте»?

Это был февраль 2016 года, мыс Финистере, Бискайский залив. Шторм был 9 баллов, волнение 9-10 метров.

Вам никогда не хотелось сменить вид транспорта? Например, пересесть за руль автомобиля и участвовать в автоэкспедициях?

Я много езжу. Для того, чтобы возить снабжение и экипаж, есть корабельный микроавтобус. Долгую дорогу за рулем люблю.

Корабельный микроавтобус путешествует с Вами на борту или он где-то в одном порту стоит?

Микроавтобус перегоняем туда, где длительные стоянки. А так, летом стоит у кого-то из друзей.

Какая главная задача/цель/миссия фрегата «Штандарт» и его экипажа?

Показать людям, что настоящая Большая Мечта мечта достижима. Делать это на примере создания «Штандарта».

Ну и конечно, брать людей в море, чтобы они видели, насколько оно прекрасно. Обучать традициям и премудростям морского дела.

Сколько языков Вы знаете?

Свободно говорю на английском. Могу изъясняться на немецком. Уверенно понимаю французский и испанский. Понемногу понимаю голландский и португальский.

Вы специально изучали эти языки или это результат большого количества путешествий?

Я стараюсь выучить хотя бы 500 слов на языке той страны, где мы стоим хоть сколько-нибудь долго. Так что Франция, Испания, Германия, Португалия — учил. Голландский — похож на смесь английского и немецкого, его учить не надо. К тому же, все русские морские термины — просто «калька» с голландских.

Где Вам хотелось бы жить?

Путешествия и свобода выбора места, где хочется быть — важный жизненный принцип.

Жить постоянно в одном месте, наверное, не для меня. Например, сейчас мне приятно быть во Франции. Здесь много моряков, яхтсменов, людей, которые понимают, что такое море.

Если бы Вы могли отправиться в любое государство из тех, что когда-либо существовали на этой планете, куда бы вы поехали (необязательно на «Штандарте»)?

В Древний Египет. Хотя бы для того, чтобы посмотреть, для чего и кто строил пирамиды.