Нам повезло, застопили машину на целых 800 км, до самого Гуйлиня. Внутри машины оказалась замечательная и гостерприимная китайская семья с маленькими девочками 5 и 7 лет (в Китае вы можете иметь второго ребенка только в том случае, что достаточно состоятельны для того, чтобы платить за второго ребенка налоги). В дороге родители девочек накормили нас шикарным обедом в ресторане, наотрез отказавшись брать деньги за еду: суп из устриц, запеченая рыба, овощи всякие и рис в неограниченном количестве. Общались мы с помощью переводчика в мобиле и  после 11 часов езды самым дружеским образом распрощались в центре Гуйлиня.

Сытые и благодушные, мы отправились исследовать вечерний Гуйлинь и вскоре поняли, что  Гуйлинь - еще один лучший город Китая :) Гуйлинь桂林

В Гуйлине настоящий тропический климат,  и достаточно часто наблюдается туман, поскольку город выстроен среди карстовых пещер и гор со множеством пещер внутри. Город, как вы уже поняли, весьма туристически развит, однако, несмотря на тучи туристов, все здесь без суеты.

Одна из центральных улиц...

Зашли в Buddys Hostel - и быстро оттуда вышли.  Атмосферы никакой,  цены высокие, персонал странный и недружелюбный. Не советую.

Поселились в итоге в Hostl Dozycat. Этот хостел  в разы комфортнее. Чистенький, опрятный, с отличными санузлами и возможностью пользоватсья кухней  - всего 30 юаней с человека в сутки. И расположение хорошее: не далеко от центра, возле горы.

Кошаки везде бегают...

Адрес: No.13 North Alley, Liuma Mountain.

КАК ПРОДЛИТЬ ВИЗУ В КИТАЕ?
Как выяснилось, ничего в этом процессе сложного нет.
В любом отеле подскажут, как найти визовое отделение. Выглядит оно вот так (фото ниже)

Работает сие учреждение по расписанию с перерывами до 18 вечера. Прежде чем туда ехать, в отеле получите регистрационный листок. С этой бумажкой и паспортом отправляйтесь в визовый центр. В центре вам помогут заполнить анкету, покажут, где сделать копию паспорта (страница с китайской визой, страница с фото) и укажут на очередь к тетеньке, которая без проблем и лишних вопросов возьмет доки на визу. Делают визу за неделю. Но мне хотелось увидеть еще  Шанхай,  в котором меня уже совсем скоро ждал самолет обратно в Москву, и я упросила сделать мне визу поскорее.  Если умеете  жалостливо просить, то сделают вам Визу, как и мне, за 4 дня. Стоимость продления  китайской визы на месяц -  160 юаней.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В ГУЙЛИНЕ?

Как и в Чэнду, в Гуйлине много парков, такие как Сишань (Xishan gongyuan) и Цисин (Qi Xing gongyuan).
Вокруг города множество карстовых образований, к которым проложены различные туристические маршруты со странными названиями - "Верблюжья гора", "Гора слоновий хобот", "Яо", "Складчатая парча", "Кошка", "Лунная" ...

Средство передвижения.

Вы так же сможете посетить пещеру. Лучшая, по слухам,  "Пещера бамбуковой флейты". Туда мы и отправились!
Как туда попасть: Автобус №3, едем в противоположную от центра сторону. Остановка называется Red Flue.
Как только вышли из автобуса, стало ясно, что здесь все направлено на активное изымание денег у бедных туристов. Стоимость входа уже весьма высока для Китая -  90 юаней (это примерно 450 рублей). Хотя очереди не было, нам пришлось ждать, пока нас впустят в пещеру.
Наконец, мы отправились в пещеру почему-то с китайской группой. То ли мы уже окитаились и слились с местными, то ли экскурсоводу все равно, поймем мы его или нет.
Подсветка в пещере сделана интересно, создает впечатление космоса.

При попытке войти в какой-то закуток, возникла грозная китаянка (вот она на фото, уже подобревшая)

и говорит - "5 юаней". Мы удивленно - За что? Она тыкает в фото с черепахами, мол за то, чтобы посмотреть на этих черепах. Любоваться черепахами желание у нас не появилось, как и дополнительно платить.
Понравилось, как гид пела. Видимо, это часть программы. Акустика пещеры и космические виды делали исполнение очень впечатляющим.

Сделать удачные фото простой техникой в сумерках сложно. Но не беда, Вам с большим удовольствием предложат свои услуги живущие в пещерах фотографы.

Рядом с пещерой пруд

Идем дальше по достопримечательностям.

Еловое озеро (Shan Hu) и Баньяновое озеро (Rong Hu) находятся в самом центре города. Прямо посреди озера стоят две башни – пагоды Солнце и Луна.

Тур-фирмы любят устраивать дорогостоящие экскурсии по реке Ли, которая протекает через весь город. Но можно отправится и в бесплатный пеший или велопоход вдоль реки. Трасса начинается по дороге на Яншо, в районе Чжуцзян.

В 25 км от Гуйлиня (южная часть Дасю в округе Линчуань) находится водопад Гудун.
Как добраться: Автобусом по маршруту «Гуйлинь – Пещера Корона». Автобус отходит от Гуйлиньского автовокзала.
Время работы: С 8:30 до 16:30 каждый день. Полный осмотр, как правило, длится около 2 часов.

Рисовые террасы в Лунцзи  находятся в 27 км к югу от городка Луншэн, примерно в двух часах езды от Гуйлиня. Посещение рисовых полей стоит 250 рублей или 50 юаней, оплата через кассу. Казалось бы, сажают рис в горной местности, но и на этом деньги делают.

Бывалые поговаривают, что ночью можно кассу обойти.
По дороге на рисовые поля вам будет настоятельно предложено посетить деревню с длинноволосыми дамочками стоимостью 60 юаней. Кто побывал там, рекомендуют до последнего отбиваться и не ходить на эту экскурсию, если только вы не относитесь к любителям неприятных ощущений от бездарно потраченного времени и денег.

Выставка скульптур "Рай Юцзы".

В районе Яньшань в 30 км от Гуйлиня.
Время работы: с 9:00 до 17:00 каждый день.

Местные бомжи ночуют прямо в банках. Мы до такого не додумались бы...

Налюбовавшись достопримечательностями в  Гуйлине, мы решили отправиться в Яншо пешком по туристическому марщруту вдоль реки Ли ...

...к городу Яншо 阳朔县 (Yangshuo).

Про пеший поход вдоль Ли.

От Чжуцзян начинается охота на туристов. Множество лодок готовы прокатить по реке туриста за 300 юаней минимум, а переправить на другую сторону за 100. Это одно из самых дорогущих мест в Китае. И надо заметить, что платить за подобную переправу или прогулку большие деньги совсем не хочется.

Чтобы не подвергаться массированной атаке со стороны корабельщиков, мы пришли к началу пешего маршрута ночью. Осмотреться было невозможно, темнота. Попрыгали по привязанным лодкам и заночевали в бамбуковом лесу.

Перед туристами встает выбор, пройти 27 километров до Яншо на своих двух, проехать  на велосипеде или проплыть на лодке. Мы хотели обойтись пешим маршрутом. Дорога была интересной и красивой. Периодами нас догоняли местные жители и заманивали на платные лодки. Главное, было им не поддаться и не свернуть с пути. Они навязчиво приследовали нас, уверяя,  что дальне пути пешком и по суши нет. Но путь был и шли мы долго, пока, действительно, не оказались в тупике. Отвесная скала, да еще и уровень воды в реке поднялся.

По реке проплывало множество лодок, но только одна приплыла к нам, чтобы объявить огромную цену за 5 минутную переправу.

Стали размышлять: Вариант первый - построить плот, но на это уйдет весь оставшийся день и не факт, что он выдержит наши рюкзаки. Вариант второй - заплатить деньги за переплаву и сидеть пару дней без еды. Вариант третий - угнать лодку, привязанную к берегу, которую никто не охраняет.

Что сделают с китайцем, угнавшим лодку? Казнят. Но мы же не китайцы. Что сделают с туристом, угнавшим лодку? Выдворят из страны или, скорее всего, просто пожурят. Да и то ругать будут на китайском и это будут те самые наживалы, которые берут за 5  минут плаванья на лодке больше, чем в Москве таксисты. Ну, в общем, мы решили "перегнать"  лодку на другой берег. И оставить ее на видном месте, чтобы хозяин ее нашел быстро.

Сам процесс угона лодки занял минут 7. Отцепили якорь и шестом, пока он доставал до дна, отчалили. Грести стало нечем. Я нашла доску на лодке и стала грести ей. Получалось хорошо. Картина была следующей: Двое некитайцев, гребут досками посредине Ли. Проплывающие в лодках мимо нас китайцы-туристы были в восторге, они нам аплодировали и всячески выражали нашу крутость различными жестами (мы поняли это именно так). Они то понимали, что мы являемся борцами за свободу туристов от черезмерных поборов наживал-лодочников. А вот владельцы проплывающих лодок, эти самые наживалы, стояли, раскрыв рты. Вся ситуация вызывала у нас совершенно гомерический смех.
В итоге, нас так никто и не застукал. И ругать нас было некому.

Мы удачно вышли с лодки на пешую тропу, проходящую мимо фермерских садов... Хурмы было полно. После Китая я полюбила этот странный фрукт. Там она совсем не вяжет и очень сочная.

Пеший поход прошел достаточно интересно и вкусно :) Но 27 км. топать с большими рюкзаками - многовато.

А вот и знаменитый изгиб реки Ли. На двадцатке юаней как раз эти места изображены. Об этом факте гласят множественные плакаты и экскурсионные листовки.

Да, лодок раньше было значительно меньше...

Мы свернули с пешей тропы и оказались на горной дороге, где трафик почти нулевой. Через час словили такси, которое согласилось везти нас бесплатно. Так мы добрались до Яншо.

Днем большие бабочки, вечером - летучие мыши. Эту, с перебитым крылом, пришлось спасать.

Яншо -  место живописное. Для фотопейзажистов просто рай. Но раскрученное, и туристов много. Город маленький, на мой взгляд, пару дней хватит для осмотра.

Схема освоения нового города та же... в любой отель...

Хостелы можно выбрать на улице West Street. Проживание будет стоить от 25 юаней. Здесь туристическое место и отелей полно.
Местные природные красоты хорошо объезжать на велосипеде. Прокат 5-10ю в день + депозит 300ю.

Еда в Янчо дешевая, опять же все, что не в центре. Самое доступное - лапша от 6 юаней (30 руб), баоцзи -  1юань, соевое молоко.

Небольшое отступление о передвижении на поездах по Китаю.

Если запланирована долгая поездка от 8 часов,  то берите, что угодно, только не хард сит. Есть много отчетов, где говориться о трудностях покупки билетов в кассах. Я таких проблем с покупкой билетов на поезды в Китае не наблюдала.

Чтобы китаянка-кассирша поняла, куда вас отправить, надо заранее написать по-китайски: куда, когда, тип места.

Чжоучжуан (Zhouzhuang) 周庄  провинция Цзянсу (Jiangsu).

Чжоучжуан, как и многие другие небольшие города в провинции Цзянсу, расположен в дельте реки Янцзы. Чжоучжуан из всех этих небольших городков -  самый раскрученный и посещаемый туристами.
Место, напоминающее Венецию, но с китайским уклоном.

Город маленький, обойти его можно за пару часов. Но лучше запланировать поездку так, чтобы не уехать до вечера.

Цены тут туристические, отели стоят от 60 юаней, полно ресторанов, опять же не самых дешевых. Еще одна особенность этого города - касса. За вход в город берут 100 юаней. Но если приехать вечером, когда касса закрыта, попадете в город бесплатно.

Еще лучше взять за 160 юаней экскурсию от Шанхая до Чжоучжуанга. В любом хостеле подскажут, как найти ее. В экскурсию включено и посещение буддийского храма на воде, а так же можно будет,  доплатив 50 юаней, посмотреть шоу на воде. Говорят, очень впечатляюще.

Экскурсия в Чжоучжуан из Пекина начинается на корабле, который плывет по Янцзи.

Здесь даже знаки "дорожные" стоят на воде.

По дороге видишь странные конструкции и старинные дома, но что означают конструкции и каких веков дома сказать не могу, экскурсия была на китайском.

Храм на воде

Надо заметить, что экскурсия до Чжоучжуаня из Пекина совершенно не адаптированна под иностранцев. И я весьма выделялась из общей массы китайцев и привлекала внимание экскурсантов. И конечно, меня угостили очередным "лакомством" - свинячим копытом в соусе.

Ну, а город был картинным.

Особенно вечером...

Катание на лодке стоит 100 юаней с лодки за час.

Есть вариант посетить похожие городки -  Тунли и Чжуцзяцзяо. Говорят, очень похожи друг на друга.

В Чжоучжуане есть музей,  где представлены предметы древнего быта города.

Шанхай上海

Начну с известного, Шанхай первый по численности населения город мира и это наблюдается сразу. Толпы народу тут, ого-ого! Шанхай - огромный  индустриальный город и очень развитый. Мне показалось, намного превосходит Москву в плане развитости, а по количеству небоскребов  напоминает Нью-Йорк. Особенно часты небоскребы в восточной стороне города Пудун (浦东 Pǔ-dōng)

С хостелами в Шанхае туговато. Я побывала в трех хостелах и ни один мне не понравился. Проживание в хостелах Пекина дороже, чем в Ченду, Гуйлине, а  условия хуже. Экономить особо не получится.

Нашла местный рынок, где можно купить еду в два-три раза дешевле. Чтобы добраться туда, сядьте в  метро на Линию 2, остановка Nanjin Road.

Как перемещаться по Шанхаю

Перемещаться по Шанхаю легко на метро или автобусах. Метро гораздо  удобней Московского и запутаться в нем сложно. Билеты покупаются в специальных автоматах на конкретную остановку, т.е. выйти на другой станции не получится - турникеты стоят не только на вход, но и на выход.

Куда пойти в Шанхае?
Большой город -  мест интересных много. Вот некоторые из них...
Небоскреб "Жемчужная башня" - местный телецентр, 468 метров. Видно ее отовсюду, а расположена она в районе Huangpu. На башню водят экскурсии, они достаточно дорогостоящие и цена зависит от этажа, на который заберетесь.

Народная площадь - самое суетливое место города. И днем и ночью сюда приходят множество людей за развлечениями и покупками. Вечером вдоль улицы начинаются танцы...

У набережной с западной стороны Шанхая...

Океанариум возле ТВ-Жемчужной башни (Oriental Pearl Tower), вход 160 юаней. Место интересное, советую.

Длинный (155 м) подводный туннель, через стеклянные стены которого удобно наблюдать за рыбами под разными углами зрения.

Океанариум разделен на девять тематических зон: «Китай», «Южная Америка», «Австралия», «Африка», «Юго-восточная Азия», «Холодные Воды», «Заполярье», «Море и Побережье», «Океан». Каждая зона уникальна и интересно воссоздаёт естественное окружение животных.

Желание сфотографироваться превыше всего. Не смущает даже водолаз, который чистит аквариум.

Еще можно прокатиться на Maglev 400 км/ч.

Центральное авеню.

В центре Шанхая сидящий голый, но думающий...

Улочки старого города.

Быстро время подошло к концу. Сижу в милом ресторанчике в аэропорту. Оказалось, что поесть тут дешевле, чем оставлять богаж в камере хранения и ехать в город. Последние часы с лапшой по-шанхайски под китайские напевы...

Аэропорт очень чистый и удобный. За несколько минут до взлета самолета перед глазами проносятся сюжеты путешествия целой цепочкой  множества  событий.

Возникает вопрос - Стоило ли наше путешествие всех сложностей, которые мы перенесли? Конечно, стоило! А когда еще у вас получится...
Встретить утро в поле подсолнухов. Проснуться в тростниковом лесу, на побережье моря, у горной реки в Тадже, на китайской границе, у юрты с дикарями... А рассвет в пустыне!

Сравнить двух каменных верблюдов.

Отведать национальную кухню 5 стран. Выпить кумыса и найти самое вкусное мороженое :)

Собрать коллекцию окон.

Обрести семью узбеков.

Побывать в сказке!

Первая часть: Россия, Казахстан

Вторая часть: Узбекистан

Третья часть: Киргизия, Таджикистан

Четвертая часть: Китай (Уйгурия, Цзяюйгуань, Чэнду)

Пятая часть: Китай (Чэнду, Лицзян, Дали, остров Хайнань.)

Спонсор экспедиции coolbit-rus.ru - японские спортивные аксессуары для путешествий.