С горем пополам проехали неудобную нижегородскую объездную, в конце которой остановилась Нива до Казани. Водитель Глеб называл себя "Чип и Дейл" из-за привычки помогать всем на дороге. Рассказывал о своём путешествии по Монголии на мотоцикле, участии в многодневном ралли "Великий шёлковый путь" и ещё много всего интересного о своих путешествиях. Рядом сидел ещё один стопщик из Казани, который называл себя бизнесс-тренером и при любом удобном случае изрекал фразу: "чтобы узнать, приходите ко мне на семинар за 30000".

В Казани приняли приглашение Глеба ночевать у него и ничуть не пожалели. Уже в первый день пути ощутили на себе радушие и гостеприимность людей, каких очень много ещё осталось в мире. 
Приехав в семью Глеба, обнаружили, что Оля - его жена уже успела приготовить целый стол вкусной еды. Общались с ними "на одной волне". Классные ребята оказались. И малыш у них хоть и маленький, но очень общительный, бегал и радостно изучал музыкальные инструменты, которые взял с собой Ал. 

Пришла мысль, что у таких открытых к новым знакомствам, энергичных и позитивных людей и дети более развитые и восприимчивы к новым впечатлениям. С детства заразятся энтузиазмом познавания и уже будучи взрослыми, будут так же открыты удивительному миру нового....

2-день. 22.08

Автостопом через Азию в Китай

Прокатились в Казанском метро. Вкинули жетоны нереально больших размеров и после сканирования внутренностей рюкзаков ( что так же удивило), прошли на платформу. Забавные объявления станций на татарском. Наверху снова дождь. Россия нас провожает не очень радушно. Но, мы не унываем. Уезжаем до аэропорта, всё ближе необходимость принимать решение о дальнейшем маршруте. Варианта 3: через Саратов - Волгоград - Астрахань - Атырау - Каракалпакию; Самару - Уральск - Актюбинск - Кызылорду - Шимкент - Ташкент; Оренбург - Атырау - Кызылорду - Шимкент - Ташкент. Первый вариант отбросили, как нелогично длинный, выбирали из оставшихся двух. Решили довериться дороге и случаю :) Случай направил нас в сторону Оренбурга не самыми скоростными и магистральными дорогами, но, забегая вперёд - это было правильное решение. 
Пока же мы об этом не знали, зависания под дождём всячески пытались подорвать наш боевой дух. 
На джипе едем через живописные степи, водохранилища, наконец-то проглядывает солнце. Да, Татарстаном можно любоваться.

Автостопом через Азию в Китай

Короткими перебежками доехали до Богульмы, где нас застала тьма. Между лесопосадкой и полем подсолнухов было найдено идеальное место для ночёвки, костёр из еловых веток позволил высохнуть, согреться, а приготовленный на нем чай существенно поднял настроение.

3-день 23.08
Пасмурно, но без дождя. Снова от села до села. Вокруг бескрайние холмистые степи Татарстана. Воображение рисует вооружённые орды кочевников, когда-то населявших эти земли, и невольно ощущаешь трепет от их величия и монументальности. 
Провезя нас километров 100, армяне ни за что не хотели нас отпускать просто так. Гости, чаепития, разговоры. На прощанье велели передавать от них привет всем хорошим людям :)
Ещё километров через 150 у одного неприметного села снова полил дождь. Машин было мало и не стопилось. Чтобы поднять настроение пришлось доставать губную гармошку. Её звуки привлекли местного работника автомастерской родом из Дагестана. Очень долго и навязчиво он звал нас к себе в гости. Посетив его мастерскую мы пошли обратно на трассу, но наш новый друг не унимался и поехал за нами -  "провожать". Выглядело это так - он поставил машину рядом с нами и активно махал руками, пытаясь кого-то застопить, но на деле, скорее, мешал. В успех этой затеи я не верил, а как-то отвязаться от него было невозможно. К тому же из-за дождя не хотелось уходить из-под остановки. Применили тактику отвлечения: по очереди занимали дагестанца разговорами, пока кто-то другой стопил чуть в стороне. Сработало быстро - камаз до Оренбурга с драйвером- узбеком. Оказалось, что он принял меня за своего брата и потому остановился :) Прибежал дагестанец и начал эмоционально описывать, что он сделает с драйвером, если тот нас не довезёт до Оренбурга. Пришлось захлопнуть дверь перед носом у ругающегося дагестанца и оставить его одного.

Автостопом через Азию в Китай

В Оренбурге были ещё светло. На выезде обнаружили весёлого верблюда, который с удовольсвием с нами сфоткался. В тот вечер доехали до Соль-Илецка.

4-день 24.08
Утром вокруг обнаружились арбузные бахчи, уже через пару минут мы с удовольсвием лопали местный арбуз :) Трафик до границы не густой, но мы довльно быстро застопили джип до Актюбинска. И увидев потом местные дороги, стало понятно, что с машиной нам повезло. 
Итак: на прохождение России ушло без малого 3 суток.

Автостопом через Азию в Китай

Пересекать границу нужно только на машине. Регистация до 30 дней пребываяния не требуется, для граждан России, Белоруссии. Очереди не было, все прохождение заняло минут 30 максимум.
Проезжать Казахстан решили транзитом, не заезжая в города. Ещё в России нас пугали злыми казахами, которых мы почему-то так и не обнаружили :) 

Автостопом через Азию в Китай

От Актюбинска до Хромтау ехали с тренером сборной Казахстана по таэквандо. Он рассказывал про нелёгкую, но интересную спортивную жизнь и про то, что почти все спортсмены мирового уровня заканчивают карьеру инвалидами. 
А вокруг начиналась пустыня. Теперь это были не зелёные татарские степи, это была жёлтая, выжженная солнцем абсолютно ровная поверхность земли, простирающиеся на многие десятки километров  и обилие верблюжьих колючек и прочих растений пустыни. И конечно - сильная жара.

Автостопом через Азию в Китай

Вообще стоит сказать, что Средняя Азия встретила нас "осенней прохладой". 35 градусов летом тут считается невысокой температурой. Ешё неделю назад температура доходила до 60! Но, переносится такая жара проще, чем в средней полосе из-за сухого резкоконтинентального климата. По моим ощущениям - местных 38 можно сравнить с нашими 28. Отличие только в том, что постоянно хочется пить.

Организм просигналил время обеда, и мы, увидев на трассе местную чайхону, решили туда заскочить. По старой автостопной традиции, а так же от того, что местных денег у нас не было совсем, попросили кипятка и сделали на нём чай и овсяную кашу. С аппетитом пообедали, попутно вызвали большой интерес у окружающих. Окружающими были в основном дальнобойщики, потому мы быстро нашли общий язык. Тут нас начали стращать дорогой, которая нас ждёт. Тем, что ехать придётся долго и тяжело, что дорог там нет, машин нет, есть только сплошные ремонты и дикие местные аборигены, которых надо опасаться. Они настоятельно рекомендовали нам возвращаться на Актюбинск, Уральск, а затем ехать через Атырау, загнав нас тем самым в ступор - ведь теперь надо ехать назад и делать большой крюк. 
Другая партия дальнобоев утверждала совсем обратное. Якобы, дорога не так и плоха, машины ходят, и ехать на Атырау нам нет никакого смысла. Взвесив рекомендации тех и других, решили продолжать движение. Ведь возвращаться - плохая примета :)
Итак - впереди нас ждало 1600 км полной неизвестности.
После поворота на Астану машин стало совсем мало. Пока идём пешком и наслаждаемся пейзажами. Проходим первое мусульманское кладбище - довольно красивое - и дальше их будет ещё много. 
Автостопом через Азию в Китай
Ловим камаз на 200 км. медленно, но далеко. Пока вместо напророченной плохой дороги - отличный асфальт. Водитель - молчаливый и плохоговорящий по-русски казах.

Поздним вечером покидаем уютную кабину камаза и десантируемся в ночную темноту. Рядом чайхана, а возле неё - большой внедорожник с российским и таджикским флагами. Дороги Великого Шёлкового Пути манят многих путешественников. В чайхане сразу же находим хозяина машины. Им, к нашему удивлению, оказывается Саид-Ахмад Давлахмадов, пожилой таджик. Много лет назад он переехал жить во Владивосток и начал путешествовать. Сейчас он направлялся в Иран. Много говорил о том, как про него пишут в газетах.

Автостопом через Азию в Китай


 Но, пообщаться с ним побольше нам не удалось - от чайханы отъезжала машина с литовскими номерами, и после недолгих переговоров нас взяли с собой. Ехали они до Чимкента, т.е. по самую узбекскую границу, через всю глушь и бездорожье. 

Такое обязательно случится на низкой машине. Как только застряли, появилось куча турков и камаз, которые нас вытащили. Ребята оказались отличными и промчались с ними через весь Казахстан.

На границе поменяли деньги - получили огромную пачку в несколько сотен купюр. К слову - официальдный курс валют в Узбекистане сильно отличается от чёрного. Мы меняли доллары по 2600, тогда как официальный курс - 1500! Незаконный обен валют в Узбекистане преследуется законом, но на Казахстан это не распространяется. Менять и ввозить в страну их валюту можно.

Подведем итоги по Казахстану:
- Дорогу через Атырау на Кызылорду откроют года через 2. Сейчас бездорожье на длиною в пару дней.
- Если ночуете в палатке, будте осторожны. Говорят, что могут быть проблемы с местными, агрессивно настроенными. Но мы, таких не заметили.
- Стоп возможен. Трудности только в маленьком трафике.
- Национальная кухня так себе. Осторожней с кумысом, пока желудок не привыкнет.
- К русским отношение хорошее. Язык понимают, в общении проблем нет.
- Казахи похожи на русских, тоже не любят работать. Дороги в Казахстане строят узбеки или турки.
Еще было интересно наблюдать заводы времен Союза, которые работают, в отличии от России. 

По ценам не подскажу, денег даже не меняли. Обходились запасами, так как намеревались проскочить Казахстан не задерживаясь.

Высохшее море. Не далеко кладбище кораблей, которое так любят показывать на BBC.

В Казахстане есть на что посмотреть. Дорога, которую выбрали мы была красива пустынными пейзажами. Вдали виднелся Космодром «Байконур».


Если ехать через Актобе, будут совершенно иные пейзажи, более нассыщенные. И дорога лучше.

Достопримечательности Казахстана:
Пещеры: Коныраулиенская пещера, Октябрьская пещера, Улучурская пещера,
Сусенгенская пещера, Весенняя пещера, Ленинская пещера.
Список ЮНЕСКО: Коргалжынский заповедник, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Наурзумский заповедник, Сарыарка — Степи и озёра Северного Казахстана, Тамгалы. Но надо быть готовым к большим ценам на вхов, все что под ЮНЕСКО.

Спонсор экспедиции японские охлаждающие аксессуары для спорта, путешествий и офиса coolbit-rus

Часть вторая

Часть третья