Вейврайдинг, вейврайдинг – я вижу:  ты им серьезно «больна». Расскажи, как стала им заниматься. Чем отличается вейврайдинг от всех остальных дисциплин в виндсерфинге?

вейврайдинг: Оля Раскина
Сама суть виндсерфинга, то, ради чего он был придуман, это вейврайдинг – катание по волнам. Просто не везде они есть, и тогда потом появился и фристайл – более молодежное направление, и слалом. Но изначально виндсерфинг родился именно на Гавайях и именно на волнах. И катаясь днем на гладкой воде в Дахабе, по вечерам в Лайт-хаусе я слушала захватывающие истории про вейврайдинг. Вот тогда-то мне и захотелось попробовать, что же это за «катание на волнах» и я решила поехать вместе с Макаром в ЮАР. И там мне, конечно, досталось вейва по полной. Макар всегда собирает с собой компанию, но ездит на те вейв-споты, где круто кататься ему. И там, если можешь кататься, пожалуйста, если не можешь, сиди и смотри. А я тогда каталась всего 1,5 года.
 

Подробнее, пожта...
Я через Светика выписала себе из Питера крошечную доску для вейва. И даже не покатавшись на ней, сразу полетела в ЮАР. Мы прилетели в Йоханесбург, потом перелетели в Кейптаун на местном самолете, там взяли машину и поехали до городка на побережье, где идет спот за спотом. И там споты работают по мере усиления ветра. Если ветер не очень сильный, все едут на один спот, если ветер сильнее, на другой, и дальше по побережью от Кейптауна. Мы с Макаром, его женой Леной, и Сережей «Тренером» (он и, правда, тренер по парашютному спорту молдавской сборной, очень крутой дядька, он и на видсерфинге и на всем катается) арендовали машину и объездили все эти споты. Ленчик снимала нас на камеру, и мы смотрели на свою каталку, учились на ошибках, как там стайл поправить. Первый спот, помню, назывался Сансет. Ну и я там сразу полезла на волны. Там бичбрейк, это не очень сложно, но в прилив на этом споте достаточно трудно выехать на лайн-ап, потому что там очень большое движение воды. Есть история про одного знакомого, Пашу, который вышел на Сансет, положил матчасть на воду и начал пропускать волны, ждать, пока сет пройдет, пропустил одну, пропустил вторую, третью, на четвертой сломал пополам удлинитель, вышел на берег, сказал: «я здесь кататься не буду» и уехал. Ну а мы катались, и периодически ломали там мачты.


И в эту поездку я сломала еще в ЮАР ногу, стопу. Меня подбросило на волне, одна нога вылетела из петли, другая осталась. И на той, которая осталась, стопа прям в петле пополам, кряк, и сломалось две кости, что подходят к пальчикам. Перелом был без смещения и мне гипс не наложили, просто сказали три недели не ходить. Я неделю не ходила, а потом начала кататься. Есть такой алюминиевый скотч, которым провода обматывают. Вот им ногу заматывала, как ковбой Мальборо хромала до спота, дальше уже вставала на доску и каталась.

Чему ты научилась во время этой своей первой поездки в ЮАР?

вейврайдинг: Оля Раскина
Я познакомилась с Океаном. Я же когда ехала, вообще не знала, что такое сет (сет – это определенное количество волн, приходящее через промежутки времени), что такое лайн-ап (место, откуда встают волны и где их ловят серферы – прим. автора), как волна строится, где на нее «садится». Я приехала туда совершенно чайником.


Я понимаю, что значит кататься по волнам на чистом серфе, но не очень понимаю, как на них катаются с парусом. Расскажи, пожта, про ощущения виндсерфера на волне.


Это очень круто и грести не нужно. На волну сесть проще, чем на серфе, потому что ты уже стоишь на доске, но вот, чтобы кататься красиво и агрессивно, для этого требуется очень много времени и практики. Если ты волну поймал, то уже нет такого, как на серфе, что выгреб и не встал или поздно встал, ты по любому, все, на волну «сел» и вместе с ней поехал. А дальше уже идет работа с парусом, нужно делать крутые катбеки и боттом терны. Садишься на волну, едешь на ней к берегу и ждешь, когда она сформируется. Когда она уже вертикальная и готова обрушиться, то ты с нее съезжаешь. Можно делать разные трюки, 360, флоутеры, как в серфинге, и эриалы, когда засчет скорости и волны, ты вылетаешь над гребнем, пролетаешь несколько метров и дальше приземляешься внутрь на волну. Сейчас уже делают не просто эриалы, а эриал фронтлуп (сальто вперед), эриал бэклуп (сальто назад над гребнем) и многое другое.

А замесить может ?


Если месит, нужно топить парус под волну и очень крепко держаться за мачту. Если матчасть вырвет из рук и унесет, то за ней прийдется очень далеко плыть. Когла волна прошла, нужно быстро сделать водный старт, вернуться к берегу и снова проходить прибой.

А если мачтой даст по голове?


Бывает. Но если ты падаешь, то стараешься как раз держаться за мачту и разворачивать ее поперек волны. То есть, когда идет сет, ты топишь мачту, волна проходит сверху и дальше, между волн, у тебя есть 5-10 секунд, чтобы встать и свалить.

Должен быть очень хорошо отработан водный старт?

вейврайдинг: Оля Раскина
Да, водный старт и вместе с этим надо очень хорошо представлять, как дует ветер, как волна закрывается, не закрывается, в какую сторону ехать. Ты все время должен держать в голове, на какой волне из сета тебя замесило. Может быть, тебя замесило, и дальше уже все, волны закончились и ты можешь проскочить в это затишье за лайн-ап, или, наоборот, тебя на первой волне замесило, а дальше идет гигантский сет и тебе надо сразу на берег возвращаться. Постоянно думаешь о ветре, о волне, считаешь, матчасть стараешь не упускать, если матчасть потерял, то ты за ней черт знаешь, сколько гребешь, потому что течение чаще всего очень сильное. У меня в ЮАР был один страшный случай на споте Скарборо. Там риф. То есть сначала ты проходишь бичбрейк и после этого выезжаешь на рифбрейк. А там перед началом рифа такой отбойник: камни выступают, как пирс. И в бичбрейке у меня сломалась мачта и меня начало течением тянуть на камни, а вдоль камней оттаскивать в океан. И я понимаю, что ничего не могу сделать, меня просто несет отжимным течением в сторону океана, уже этот рифбрейк близко, а он был гигантским, метров 6, наверное, волны вставали, и я гребу уже минут 40, а толку никакого. И с матчастью ничего не сделать, потому что она сломанная, и без матчасти не доплыть, потому что мощное течение, и вот тогда я очень сильно испугалась... Вода холодная и ты в этой воде колбасишься на одном месте, акулы, с берега тебя не видно и с рифа тебя не видно.
Мне очень повезло, что мачта сломалась наверху, и мне удалось поднять все-таки часть паруса из воды и я, как кайтер, бодидрагом сумела через час вернуться на берег.


А спасатели?


В ЮАР нет спасателей. В последний год, когда мы ездили, там появились шарк-спотерры, это не спасатели, это чуваки, которые следят за акулами с биноклями. Если акула приходит, они включают сирену и вывешивают флаг. Черный флаг – акула здесь, красный – акула в течении двух часов была, зеленый – нет акул.


Сама видела акул?


Я нет. Света Мартынова видела. Это было в следующую мою поездку в ЮАР. Там есть место такое, называется Кейп Поинт, рядом с мысом Доброй Надежды, там фантастическая каталка! Единственное но, это бухта, окруженная скалами, и если ты как-то «затупил», тебя выносит прямо на них, и еще НО, там очень много акул! И там ты стараешься делать все очень точно: если упал, максимально быстро выбираешься из воды, поднимаешь парус, хоп-хоп, взял, поехал. В общем, стараешься не задерживаться в воде. И вот один раз я на полной скорости еду от берега, а навстречу мне на на полной скорости обратно к берегу с криками «акула» мчится Света. Она проносится мимо меня, я, разумеется, немедленно поворачиваю за ней, и все то время, пока мы едем в сторону берега, мы всем кричим: shark, shark. Но народ нас игнорирует, ну шарк, ну да, они тут везде. Так что вышли только мы с ней на берег и еще один друг, который видел эту же акулу. Стоим, трясемся, а все катаются. Мы постояли, побоялись и пошли обратно.

Расскажи, какие у тебя были самые большие волны в вейврайдинге?

вейврайдинг: Оля Раскина
Я думаю, в Чили, в этом году. Там были очень большие волны. Мы там три недели катались каждый день. И меньше трех метров волны не было вообще. Иногда садишься на волну, думаешь, о, нормально, метра 3-4, но она растет-растет, думаешь, е-мое, никуда уже не деться. Когда мне страшно, я не успеваю измерить волну, вижу только, что выше мачты. Мачта у меня 4 метра.
А самое страшное место из тех, где я каталась на вейв, это One Eye на Маврикии. Это одна из самых быстрых волн на земле. Она идет со скоростью 60 км в час и рушится на рифе, который в прилив глубиной по колено, в отлив – по щиколотку. То есть прямо вся эта гигантская и мощная «дура» (так в сленге серферов и винсерферов называются большие волны – прим. автора) падает на мелкий риф с огромной силой. Там совсем другая техника, ты не можешь по ней расслабленно поехать. Ты начинаешь разгоняться, пока она только начинает расти и когда ты уже едешь, то несешься просто на нереальных ходах, а за тобой – ту-ту-ту-ту, - закрывается вся эта стенка. Если падаешь, то только "звездой". Но с другой стороны, она обрушилась один раз и все, тебя больше не месит, тебя сразу выносит на риф.


А как ты оказалась на этой волне?


Благодаря съемкам нашего фильма. Я и Светослав решили снять фильм о виндсерфинге и не про Севу Шульгина ( потому что пока все фильмы, которые есть, только про Севу). Но поскольку мы решили в фильме отобразить и фристайл, и слалом, и вейв, а вейв – это в первую очередь Сева, то мы спросили его совета, где лучше снимать вейв. Он же везде был. Он сказал Маврикий и Гавайи.

Вот так мы поехали на Маврикий - я, Сева и Саша Злобинский (это спонсор нашего фильма, идейный вдохновитель и к тому же он сам очень круто катается, и всем помогает, очень хороший человек). Затем мне пришла идея поехать в Чили. Потому что у меня там живут друзья, которые рассказали, что там очень крутая волна. Все загорелись и поехали в Чили дальше на съемки, а после этой поездки съемки фильма засторопорились... Мы хотели еще отправиться на Гавайи, где Сева планировал прокатиться на JAWS. Никто еще из русских виндсерферов не катался на JAWS. Но так получилось, что у Саши была операция, у Севы заболел ребенок, и поездки на Гавайи всей команды в этом году не получилось. Только я одна туда поехала на съемки JP-Australia и Neil Pryde 2012.

Так, про Гавайи ты расскажешь дальше. А сейчас расскажи про катание с Севой Шульгиным. Это ведь человек, который много значит для российского виндсерфинга.


Сева Шульгин – это недосягаемый человек, он катается так, как никто в России не катается. Сева снял уже десяток фильмов, у него двое детей на Гавайях родилось, он был там русским первопроходцем лет 10-12 назад. Сева Шульгин, Монстр - Олег Остриков, Миша Ершов – именно они в свое время привезли виндсерфинг в Россию и вырастили его. Сева своих детей научил кататься и детские лагеря делал и много кого научил и на доску поставил. И он всю жизнь катался именно на волнах – только вейврайдинг.
С Севой всегда очень круто и интересно: он катается фантастически, все время заряжает и мотивирует, на воде проводит часами (может, пять часов подряд кататься). Когда выходишь на воду вместе с Севой, то сразу настраиваешься: «так, затянем пояса потуже, не хныкать, не жаловаться, кататься!» Сева мочит! И не боится, его так порой убирает, Сева в одну сторону, матчасть – в другую, сверху лип метров 5 и на риф.

Ну а теперь расскажи про вотчину Севы Шульгина, ха-ха, Гавайи. Ты там сколько пробыла?

вейврайдинг: Оля Раскина
В этот раз 2 месяца. Там очень крутое катание. Но там есть такое правило, до 11 часов утра виндсерферы и кайтеры не имеют права выходить на воду, все сделано для того, чтобы катались серферы и им никто не мешал. И на споте Хукипа – самом известном споте на Гавайях – там есть правило «10», если на воде 10 серферов и больше, виндсерферы и кайтеры не имеют права выходить на воду. За Хукипой, если дальше ехать на Запад, там как раз JAWS. Еще из известых спотов на Гавайях – это Канаха, и Лапируз на юге – очень известный спот, там тоже сложнейшая волна, она огромная, рушится на камни, мы смотрели, как там серферы катаются, выглядит нереально! Но Мауи – это, скорее, все-таки ветренный остров. А вот Оаху, где проводят Pipe Line Masters – это чисто серфовое место, и известный серфовый фильм «Верхом на гигантах» (Riding the Giants) снят как раз на Оаху. Мне очень хочется в следующую свою поездку на Гавайи побывать и на Оаху. Причем я сейчас хочу сдать на права на самолете, арендовать самолет на Мауи и полететь на Оаху.


Ну-ка поподробнее про самолетик.


На день рождения муж моей подруги подарил мне два урока вождения самолета. На первом я была помощник пилота, а на втором занятии уже пилотом, сама взлетала, управляла, помогала садиться. В целом, учебный самолетик, как учебная машина, ты сидишь за рулем, а рядом инструтор за второй парой педалек. После второго занятия я уже нормально научилась летать. Инструктор сказал, еще пару занятий и можно тебе права выдать. На Мауи легко взять в аренду самолетик и стоит это недорого. Долларов 200 в день. Можно как раз арендовать самолет и слетать на Оаху посмотреть Pipe Line Masters.

Что, вы уже отсняли весь материал для фильма и что еще будете снимать?
 

Мы сняли вейв на Маврикии, вейв в Чили, немножечко фристайла в Египте, но хочется туда добавить гавайскую Джоуз и была идея снять вейв на сикрет споте, о котором я услышала от Саши Злобинского. Вот как сейчас на Бали проводят соревнования Padang-Padang invitational с 32 лучшими приглашенными райдерами, так раньше на этом сикрет споте проводили wave-invitational с 15 лучшими райдерами мира. Потому что там очень сложная волна – большая, быстрая и тяжелая, а потом про это место все забыли...
 

А что дальше?

вейврайдинг: Оля Раскина

А дальше, вернусь в Дахаб, впереди женские и детские виндсерф-лагеря. А что дальше - посмотрим.

Первую часть интервью с Олей Раскиной можно прочитать здесь