День 1 “Добро пожаловать на Шую!”
В назначенное время на ж/д вокзале Петрозаводска инструктор встретит Вас в фирменной футболке КП, проводит до стоянки(около 7 минут пешком), где нас уже будут ждать микроавтобусы. До старта (так называемого - стапель) нам ехать около 2,5-3 часов. По пути у нас будет остановка за свежим вкусным хлебом и возможностью сходить в магазин, докупить необходимое. Если повезёт и баба Тоня будет нас ждать, то заедем и отведаем вкусную местную выпечку - калитки с бесплатным чаем.
Наш маршрут начинается У Ха́утаваарского моста через реку Шуя (карел. Šuojogi, фин. Suojoki). Добро пожаловать! Как только мы приезжаем на место, вместе, мы начинаем творить наш поход. Совместными усилиями разгружаем снаряжение, продукты, личные вещи. После этого, Инструктора расскажут дальнейший план действий. Мы познакомимся, назначим дежурных на приготовление вкусной костровой пищи (в задачи дежурных входит помощь инструктору-завхозу в подготовке и приготовлении продуктов, а также, мытье общественной посуды по завершению приема пищи), поговорим про безопасность в лагере, подпишем Технику Безопасности. Пока готовится еда, остальные пойдут с другим инструктором собирать катамараны. За это время мы еще больше познакомимся друг с другом, а некоторые уже захотят образоваться в единый экипаж.
После сытного приема пищи мы распределимся на экипажи, каждый получит личное снаряжение на время похода (каску, жилет, весло, герму). Инструктора расскажут, как правильно пользоваться снаряжением, как хранить его, как паковать вещи, как правильно загружать катамаран, проведут инструктаж по управлению катамараном.
Приключения начинаются! После небольшой тренировки на спокойной воде выходим в оптимальном для всей группы темпе. Пройдём несколько перекатов и несложных порогов, где инструкторы ещё раз покажут всем экипажам как грести, помогут с возникшими вопросами по управлению катом на спокойной и бурной воде.
Первый порог на нашем пути — порог Сизовский (2 категории сложности, всего их 6, где шестая труднопроходимое и опасное препятствие). Этот порог мы пойдём сходу, Инструктора перед прохождением расскажут траекторию для каждого катамарана. Первым пойдет сильный экипаж с инструктором и встанет на страховку. Сплавляемся по очереди, а заодно учимся причаливать к берегу со струи, чтобы посмотреть на прохождение остальных.
Через пару километров проходим порог Собачий или Островной (1-2 к.с.). Стоянку организуем на одном из этих порогов.
Лагерь ставим совместными усилиями: инструкторы помогут правильно установить палатку в удобном месте, научат полезным и простым узлам, покажут секреты разведения огня и идеального натяжения тента над поляной. И конечно же, поделятся за вкусным ужином историями из своих путешествий, задавая ход приятной беседы. Кстати, вот и первый лайфхак: если хочется уснуть пораньше и поспать подольше, ставьте палатку подальше от костра, чтобы вечерние гитары или весёлые утренние дежурные не потревожили ваш сладкий сон на свежем воздухе!
День 2 “Обнос — это…”
Сегодня нам предстоит очень разнообразный день.За завтраком инструктора расскажут, как лучше приодеться. Ведь после порога Собачий, нам предстоит идти около 1,5 часа в связке под моторами. Тут как никогда пригодится теплая одежда, ветро-влагозащитный костюм и термос с горячим чаем.
До Игнойльской ГЭС река спокойно течёт среди лесистых берегов. Здесь вы узнаете, что такое “инструкторский” поворот и “Ещё километрик, а там уже ГЭС”. Историческая справка: малая гидроэлектростанция (мощностью менее 25 МВт) Игнойла ГЭС-26 ведена в эксплуатацию в 1936 году, в то время еще на территории Финляндии. Во время Великой Отечественной войны станция была частично разрушена, восстановление закончено в 1946 году. Гидроагрегат ГЭС был модернизирован в 1997—2002 годах с заменой камеры рабочего колеса. Осенью 2007 года на ГЭС было закончено строительство четырехступенчатого рыбохода лестничного типа, предназначенного для пропуска лососёвых рыб к нерестилищам.
По прибытию на ГЭС, нам предстоит обнос(Обнос - это когда катамаран едет на тебе, а не ты на нём :) ). Но перед этим, нужно полностью разгрузить наши катамараны. К нам на помощь приедет машина, которая перевезет наши вещи. Пока мы будем дружно переносить катамараны (около 400-800 м, в зависимости от уровня воды), дежурные уже начнут готовить сытный, вкусный обед. Немного отдохнем, разомнемся, инструктора расскажут про следующий порог, который будет ждать нас уже через 15 минут гребли от ГЭС.
Вскоре после ГЭС причаливаем перед самым мощным и сложным порогом Кеняйкоски (3 к.с). Название его переводится с карельского как "Чёрный порог", за счёт выходящих на поверхность коренных пород вода кажется чёрной.
Его длина около километра, на выходе 2 метровых слива с большой бочкой (большой пенный вал с противотоком).
Обсуждаем линию прохождения каждого экипажа с инструкторами. Все точно справятся, а для комфорта экипажей и безопасности взаимостраховку обязательно организуем, выставим сигнальщика. Заодно фотографируем друг друга с берега: красивые фотографии из порогов всегда приятно посмотреть дома на диване.
Проходим несложный порог Валойне (1-2 к.с.) и порог Сарикоски 1 (1 к.с.). Сарикоски-1, некоторые инструктора называют американскими горками. Именно тут можно весело прокатиться по валам, попробовать пройти задом наперед, боком и весело крича!
В 5 минутах от предыдущего порога нас ждёт порог Сарикоски-2 (к.с.). Находится он в необычайно красивом месте, а справа от него, замечательный остров, на который мы и будем стремиться попасть, чтобы завтра устроить здесь днёвку и тренировки-покатушки.