Коротко об этом туре

Куда едем: Россия, Байкал озеро
Даты заездов:
  • с 12 июн 2021 по 24 июн 2021
  • с 10 июл 2021 по 22 июл 2021
  • с 7 авг 2021 по 19 авг 2021
  • с 4 сен 2021 по 16 сен 2021
Вид путешествия: Авторские путешествия, Рафтинг/Каякинг/SUP/Сплавы, Экскурсионные туры
Бюджет поездки:
39 500 руб.
Дополнительные опции
Возраст участников от:
14
Степень комфортности:
палатки, турбаза
Тур с рюкзаком (> 5 кг): нет
Способы перемещения в туре: лодка/каяк/рафтинг
Обучающая программа: нет
Экскурсии включены в тур: да
Питание:
включено в стоимость

Нитка: г. Иркутск, пос. Бугульдейка, озеро Байкал, бухта Бабушка, бухта Роговик, бухта Песчаная, бухта Роговик, пос. Большое Голоустное, падь Кадильная, падь Большая Сенная, дер. Большие Коты, пос. Листвянка, КБЖД, мыс Толстый, мыс. Половинный, пос. Слюдянка, г. Иркутск

Часть маршрута проходит вдоль знаменитой Кругобайкалке (КБДЖ), по которой ходят туристические поезда, которые тянут настоящие паровозы. Увидеть настоящий паровоз! - Done. Местные его называют мотяня. 
Увидеть горы Хамар-Дабана, увидеть нерпу, бакланов, скалы, леса, чистейшую воду, дикие пляжи, пещеры, уникальную флору и фауну, совершить простые треккинги. Всё это на нашем маршруте. 

КБЖД (кругобайкальская железная дорога) является уникальным комплексом инженерных сооружений. Уникальные арки, мосты, тоннели, виадуки расположились вдоль берега Байкала. Мы не только увидим это всё с воды, но и основательно посмотрим КБЖД с берега, сделав несколько вылазок по ней. Не только увидим, но и пощупаем это уникальное историческое сооружение.  

Хамар-Дабан - это один из самых интересных и живописных районов всей Восточной Сибири. Хамар-Дабан — древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км, образующий горную страну на юге Байкала. Ширина — 80 км, высота вершины — 2396 м.

Происхождение этого географического названия топонимические словари сводят к бурятскому «хамар» — «нос» (в топонимике используется в значении «отрог», «мыс», «выступ») и «дабан» — «высокий горный перевал», «седловина».

В водах Байкала и на суше обитают более чем 3500 видов животных и растений, 80% из которых являются эндемиками, то есть встречаются исключительно в озере Байкал.

Байкал считается самым глубоким озером в мире, средняя глубина: 744 м, наибольшая глубина: 1642 м. И самым большим по объёму воды озером, в байкале сосредоточено около 20% мировых запасов пресной воды. 
Протяженность озера с юга на север - 636 км, ширина до 80 км, площадь поверхности — 31,5 тыс. км². Уровень воды над уровнем моря регулируется работой Иркутской ГЭС и колеблется в диапазоне от 456 до 457 метров. 
Озеро имеет тектоническое происхождение и находится в инертном рифтовом углублении. Байкал со всех сторон окружён сопками и горными хребтами. Форма озера напоминает огромный лунный серп. 

Ярко выраженные особенности придают местному климату байкальские ветра. Они имеют запоминающиеся названия: баргузин, сарма, верховик и култук. 

 

Вода содержит минимальное количество минеральных солей и обильно насыщена кислородом до самого дна. Зимой и весной она бывает синего цвета и становится наиболее прозрачной. Летом и осенью приобретает сине-зеленый оттенок и максимально прогревается солнцем. 

В Байкале много рыбы: осетр, налим, щука, хариус, таймень, сиг, омуль и другие. 80% биомассы зоопланктона озера составляет рачок эпишура, являющийся эндемиком. Он пропускает через себя и фильтрует воду. Также воду фильтруют пресноводные губки, которые пропускают её через себя. Это одна из причин уникальной чистоты и прозрачности воды Байкала. 

До 12–13 веков Прибайкалье населяла монголоязычная народность баргуты. Позже на западном побережье и в Забайкалье начали активно расселяться буряты. Первые русскоязычные поселения появились в конце 17 – начале 18 века.

КБЖД (Кругобайкальская железная дорога) это не только исторический памятник, отражающий героический период строительства Транссиба. КБЖД — неотъемлемая составляющая туристских ресурсов Байкальского региона, туристский объект, привлекающий своей необычностью как российских туристов, так и зарубежных. Действительно, «Кругобайкалка» является архитектурно-ландшафтным заповедником, где на относительно небольшом участке побережья Байкала сконцентрировано огромное количество инженерных сооружений, многие из которых не только уникальны, но и чрезвычайно живописны.

В июле-августе средняя дневная температура воздуха около 20 градусов, осадки редки. К концу сентября средняя дневная температура опускается до 10 градусов. Температура воды летом около 15 градусов, к концу сентября опускается до 10. В мелких бухтах вода прогревается существенно теплее. 
По воде пойдём на байдарках Хатанга 3 спорт. По 2 человека в байдарке, а третье место будем использовать как грузовое для вещей. 

Жить и отдыхать будем в 3-4 местных палатках.

ДЕНЬ 1

Встречаемся утром в городе Иркутск, трансфер к месту старта, посёлок Большое Голоустное, займёт 3-4 часа.
Это одно из старейших байкальских поселений расположенное недалеко от устья одноимённой реки. С начала 19-го и по середину 20-го века в селе и близ него наряду с бурятами жило немало эвенков, но различные перипетии свели численность этого исторического народа на нет. В свое время деревня, расположенная в небольшой степи у озера, и сама степь, назывались «подкамень», поскольку были окружены пусть небольшими, но горами Приморского хребта. Здесь расположена старая церковь. В 18 веке, когда вместо церкви в селении была часовня, основанная в 1709 году, в ней находилась икона святителя Николая.

Приезжаем на место, ставим лагерь, готовим обед. Вечером сходим к Сухому озеру. Прогулка займет пару часов, 6-8 км пешком. Сухое озеро замечательно тем, что раз в 4 года наполняется холодной родниковой водой, затем постепенно мельчает, доходя до сухого состояния.  Поэтому считается геологическим памятником областного значения.

ДЕНЬ 2

Ранний подъем, бодрая зарядка и завтрак, так будет начинаться каждый день. Сегодня идем на байдарках по Байкалу до стоянки падь Кадильная 15 км.

Идём вдоль Большой Байкальской тропы. Проходим Падь Ушканью летом в ней множество цветов и встречаются дикие звери. Где то тут мы остановимся на обед.
Падь (в Сибири и на Дальнем Востоке) - горная долина без стока или с временным стоком, а также понижение на равнине (болотистая местность, балка).

С воды видим зубцы скал на склоне, здесь встаем на ночлег.
В далеком прошлом здесь была деревня и карьер, где добывали и жгли известняк, чтобы получить известь.
Здесь есть две пещеры, которые мы посмотрим. 
До пещеры Малая Кадильная около 1.5 км по тропе вдоль распадка. Пещера находится у подножия горы Стрелка, на развилке распадка. 

В пещере есть зал овальной формы размером 8х12 м. Сужающийся свод высотой 20 м заканчивается сквозным проемом. В пещере были обнаружены следы древних кострищ и разнообразные предметы быта железного века: клыки кабана, кости быка, лошади, нерпы и др. животных.

Кадилинская пещера, расположена в правом распадке пади Малой Кадильной, сложенного из известняковой породы, на высоте около 60 метров над уровнем пади. Пещера 16 метров в длинну, 2-4 метра шириной и 2-3 метра высотой. В пещере найдены остатки культуры железного века, кости быка, лошади, кулана-джегетая. 
Возвращаемся в лагерь, проводим вечер у костра на берегу озера. 
 

ДЕНЬ 3

Сегодня идём до падь Большая Сенная, встанем на турбазе, вечером сделаем баню. Пройдём 12 км по воде.
Продолжаем движение вдоль Большой Байкальской тропы. Это один из самых живописных пеших маршрутов, но с воды виды ничуть не хуже. Тем более мы будем делать остановки по пути, чтобы и с берега полюбоваться красочными пейзажами.  

Недалеко от берега в Сенной пади сохранился заброшенный золотоносный прииск иркутского купца Патушинского, который работал в этих местах в конце 19 – начале 20 веков. 
Добыча золота на Байкале началась в 1842 г. Были открыты и стали разрабатываться россыпи по долинам рек западного побережья озера Большие и Малые Коты, Большая и Малая Сенная.

Вечером прогуляемся на скалу Скрипер, до неё идет хорошая тропа наверх, около 200 метров набора высоты и перед нами потрясающий вид на все окрестности. 
Около вершины посмотрим ещё одну пещеру площадью около 60 квадратных метров, где тоже были найдены следы древних людей. 

Горный массив Скрипера сложен редкостной на Байкале породой – юрским конгломератом, представляющим собой песчаную породу с обкатанной галькой разнообразных размеров.
Вечером баня на турбазе, отдых.

ДЕНЬ 4

Сегодня встанем на одном из мысов на диком песчаном пляже, пройдём 14 км.
Изюминка сегодняшнего дня деревня Большие Коты.
Свое название деревня получила по одной из версий от слова «котцы» — так называли ловушку для рыбы, зашедшей на нерест в реку.

По другой версии от слова «коты» (ударение на первый слог) — теплая обувь, применяемая обычно старателями золотых приисков в холодную сырую погоду в болотистых местах.
Поселок Большие Коты появился в середине XIX века. Был основан как деревня золотоискателей. Добыча золота на месте, где расположен поселок, началась в 1842. В начале ХХ века там был организован прииск, на котором работали и каторжане, и вольнонаемные. Добыча золота в Больших Котах продолжалась до 1968. За всю историю Больших Котов там было добыто свыше 160 кг золота.

Сейчас это место оживает летом когда приезжают дачники и туристы.
Мы остановимся тут на обед и погуляем по поселку. 
Посмотрим Музей байкаловедения.
Вечером разобьем лагерь на диком песчаном пляже, будем сидеть на берегу и под шум волн обмениваться впечатлениями.

ДЕНЬ 5

Дойдём до пос. Листвянки, остановимся на турбазе. По воде пройдём 13 км.
Название посёлку дали лиственницы, которые растут здесь в большом количестве. Этот поселок на истоке Ангары вытянулся вдоль береговой линии Байкала на пять километров. В посёлке есть нерпинарий, там мы точно увидим байкальских нерп.

В 7 км от нашей базы расположен Камень Черского, на небольшой высоте, 728 метров над уровнем моря (около 280 над уровнем Байкала). Гора названа в честь Яна Доминика Черского – польского патриота, сосланного в Сибирь и ставшего волей судьбы знаменитым исследователем Байкала. Говорят сидел на этой горе Ян Черский и любовался Байкалом.    

Красота со смотровой площадки открывается неописуемая: Листвянка, Порт Байкал, исток Ангары, Хамар-Дабан в синей дымке и байкальский горизонт, сливающийся с небом. Можно увидеть Шаман-камень и поезд, идущий по старинной железной дороге!

Посмотрим известный рыбный рынок, где есть множество сувениров и продается разнообразная рыба, в том числе байкальский омуль. Это знаменитая рыба которую местные ловят сетями, поэтому поймать его на спиннинг маловероятно. А поймать мы можем хариуса, сорожку, щуку.

ДЕНЬ 6

Сегодня встанем на стоянке Листвиничная падь на заброшенной турбазе, пройдём 15 км
Встаем рано утром и пересекаем Иркутское водохранилище. После того как в 1958 построили ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1,46 м и Байкал стал считаться водохранилищем, самым большим в мире.
В Листвянке заканчивается Большая Байкальская тропа вдоль которой мы шли все эти дни. На другой стороне Ангары начинается Кругобайкальская железная дорога. КБЖД.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — это "золотая пряжка стального пояса России" (то есть Транссибирской магистрали), одна из самых красивых железных дорог страны.Что есть Кругобайкальская железная дорога, и как она появилась? Озеро Байкал было серьёзной преградой для Транссибирской магистрали. С западной стороны Транссиб выходил к Байкалу у истока Ангары, где была открыта станция Байкал, а с востока — у станции Мысовая (ныне город Бабушкин). Движение поездов по Транссибу было открыто в 1900 году, но первые пять лет поезда через Байкал переправлялись на паромах, а зимой переезжали озеро по льду по временным рельсам. Так было в течение пяти лет, пока в 1905 году стальной пояс России не замкнула его золотая пряжка. 

ДЕНЬ 7

Дойдём до мыс Толстый, по воде 12км. 

Сегодня мы идем вдоль КБЖД. Увидим тоннели, мосты на каменных опорах, арки, и проходящие поезда, настоящие паровозы. 

На склонах мыса Толстый с травянистой растительностью растут редкие и растения эндемики. Отсюда открывается панорама мыса Толстый и Кругобайкалки в сторону поселка Култук. Здесь мы встанем на ночёвку. 

ДЕНЬ 8

Стоянка на мысе Половинный - 110км КБЖД, пройдём 20 км
Выходим пораньше сегодня большой переход и много интересного впереди.

Продолжаем наше движение вдоль скальных утесов и чуда инженерной мысли своего времени – КБЖД. Сегодня мы увидим множество интересных объектов КБЖД – тоннели, галереи, подпорные стенки, мосты.
В районе бухты Березой увидим, как уже неиспользуемый тоннель обрывается прямо в воды Байкала
А после него будем любоваться одним из самых красивых мест КБЖД – подпорной стенкой «Итальянской».

В конце дня пройдем мимо самого длинного тоннеля КБЖД (778 метров)
встанем на стоянку за ним на остановке 110 км КБЖД на мысу Половинный.

ДЕНЬ 9

Днёвка на мысу Половинный. А это значит мы сегодня ни куда не гребем, гуляем по КБЖД и окрестностям.
В этом месте находятся 2 туннеля через мыс Половинный самый длинный  778 метров он прямой и виден свет в конце туннеля. Почти сразу за рекой Большой Половинной находится самый короткий, всего 31,2 метра тоннель, пробитый в основании скалы под названием Чайкин утес.
Вечером отдыхаем у костра на берегу Байкала. 

ДЕНЬ 10

В 04:42 выезжаем на поезде, который местные называют “мотаня”, по КБЖД. В 7 утра будем в Слюдянке, немного прогуляемся. Трансфер на микроавтобусе до Иркутска 114 км, в Иркутск приедем после 13 часов.