Дмитрий, как давно Вы занимаетесь плаванием на кораблях?
Добрый день.
Я пришел на питерский фрегат Штандарт в 12 лет волонтером, помогал готовить корабль к летним плаваниям – красил борта, покрывал лаком блоки, мыл палубу… Зимой обкалывал лед вокруг корабля, а летом принимал участие в коротких выходах в залив. Постепенно опыт рос, задачи становились сложнее и интереснее, и в 2003 году я попал в команду фрегата.
Сыграв свою роль корабля Петра на праздновании 300-летия города, Штандарт отправился в заграничное плавание, которое для меня было первым.
С тех пор я проводил на борту все свободное время, получил морское образование, опыт работы на грузовых судах и пассажирских парусниках. Затем вернулся на Штандарт старшим помощником, а впоследствии капитаном в помощь главному строителю и бессменному до этого капитану Владимиру Мартусю.
Кто построил фрегат "Штандарт" и когда?
Оригинальный Штандарт – любимый корабль Петра I. Еще в 18 веке был издан указ – хранить вечно как памятник флота Российского, а при невозможности – построить точную копию.
Только через 300 лет, в 1994 году, несколько энтузиастов во главе с Владимиром Мартусем приступили к выполнению этого указа - начали строительство современного фрегата Штандарт по чертежам из Эрмитажа.
Строительство велось силами волонтеров практически на дорожке в парке у Смольного собора и заняло пять с половиной лет. Это отдельная, длинная и увлекательная история.
В 2000 году фрегат ушел в свое первое плавание – повторяя маршрут Великого Посольства Петра I. С тех пор Штандарт постоянно в движении, совершает учебные плавания с интернациональными экипажами.
Какое размещение предусмотрено для участников? И какова максимальная вместимость судна?
На борту Штандарта всегда 5 человек профессионального экипажа и несколько опытных волонтеров, прошедших с нами тысячи миль.
Количество же новых членов команды, присоединившихся к нам впервые, всегда разное – обычно от 10 до 35 человек.
На борту часть команды размещается на койках в двух кубриках, а часть в гамаках на исторической офицерской палубе, квартердеке.
Нужны ли какие-либо знания и навыки для принятия участия в плавании?
Нет, никаких специальных навыков не требуется – всему научим на борту.
Штандарт тем и хорош и уникален, что не принадлежит ни к одной из морских академий - любой желающий может примерить на себя роль моряка и выйти в море на настоящем корабле.
Основы морской практики осваивает на борту каждый – вахта на штурвале, постановка и уборка парусов… Периодически мы проводим плавания, посвященные одной из интересных тем, и более глубоко рассказываем, например, о навигации по звездам, или готовим участников к получению звания яхтенного капитана.
С какого возраста возможно самостоятельное участие (без родителей)?
Все это очень индивидуально. Обычно мы берем подростков с 14-15 лет.
Но были у нас «матросы» и намного моложе – для этого необходимо, конечно, согласие родителей и наша уверенность в достаточной самостоятельности и ответственности юного моряка.
Корабль круглый год на воде или есть «время отдыха»?
Бывает по-разному, стараемся чередовать. В какие-то годы мы уходим на юг, продолжая активные плавания и зимой. А в следующий сезон встаем на зимнюю стоянку, чтобы полноценно заняться обслуживанием корабля. И, конечно, каждый год на 2-3 недели встаем в сухой док, чтобы почистить корпус ниже ватерлинии, освежить краску.
Чем вы занимаетесь во время переходов, какие-то уроки по судовождению или оснастки судна, может быть игры?
Во время переходов экипаж постоянно занят – море и паруса требуют внимания круглосуточно и без перерыва на обед.
Поэтому мы делим экипаж на три вахты, каждый два раза в сутки по четыре часа стоит вахту, занимаясь непосредственно управлением кораблем. Между вахтами остается по 8 часов – на сон, еду, личное время.
Конечно, по ходу плавания мы делимся опытом – и в современной навигации, и в управлении историческим парусником. Каждый находит что-то, что ему интересно.
А иногда хорошо просто позагорать на палубе, сделать остановку для купания.
Кто обеспечивает быт, сами участники или есть специальный персонал?
Весь быт на борту фрегата Штандарт мы обеспечиваем все вместе – по очереди готовим на камбузе, делаем приборки.
Вообще, у нас практически нет разделения на «персонал» и «гостей». В отличие от пассажирских судов, у нас нет закрытых зон на борту, «только для персонала».
Задача профессионального экипажа – обеспечить безопасность, помочь советом, убедиться, что всего достаточно. В остальном мы за первые же дни становимся по-настоящему одной командой, вместе делаем одно дело. Поэтому всем комфортно и уютно чувствовать себя на своем корабле, а не в гостях.
Как часто Вы лично принимаете участие в плаваниях?
Последние годы я провожу на борту примерно по 10 месяцев из 12-ти.
Постоянная команда фрегата "Штандарт", кто они?
Постоянная команда начинается с основателя, главного строителя и руководителя организации – Владимира Мартуся.
Дальше идем все мы – вахтенный офицеры.
Я, Дмитрий Рябчиков – старший помощник и сменный капитан, Дмитрий Житнухин – старший механик, в ответе за все технические системы корабля.
Роль третьего помощника капитана по очереди выполняют Ирина Петерс и Анастасия Енгалычева – под их руководством каждый на борту комфортно размещен и обеспечен вкусным обедом – и в самый сильный шторм или на самом насыщенном и суетливом празднике-фестивале.
И, наверное, самый колоритный член команды – наш британский боцман Лайви, сменивший карьеру рок-музыканта на морские приключения.
Приезжайте, мы всегда рады новым встречам! И самое большое удовольствие – делиться тем, что нам дорого – морем, парусами и новыми странами.
Оставить заявку на тур, а так же посмотреть расписание плаваний можно посмотеть здесь:
Морское путешествие на историческом корабле 2018
Читать комментарии