Читать 1 часть

Читать 2 часть

Утром вышел на дорогу с рассветом. Хоть и холодно, но надо спешить. Все возможные сроки путешествия уже прошли. О том, чтобы прорыватсья и ехать в Лхасу, а тем более в Непал, уже и речи быть не может - визы осталось на 4 дня всего. Глянув ещё раз карту, выявил два кратчайших варианта, как  ехать на Куньмин: первый - вернуться на Литанг и с него ехать на юг непонятными дорогами до Шангриллы. Но это означало, что даже план минимум будет не выполнен - не увижу я блок-пост в ТАР, не сделаю попытки в ТАР проникнуть и не пойму, насколько это сложно и что из себя придставляет. Одним словом - "-придумать подходящее слово-" главную цель поездки. Вариант второй  - километров за 100 за Границей ТАР у города Маркам так же идёт дорога на Шангриллу. Но тут - если не удасться проехать в ТАР,  придётся возвращаться назад, а это (туда-назад), может занять больше полудня, а то и день, и времени, чтоб покинуть Китай, будет совсем впритык, а может и не хватить вовсе, особенно если вспомнить, насколько хренова дорогу от Яана до Литанга. 

Помучившись сомненьями, решил, как всегда, полажиться на удачу и случай. А именно: если за час не поймаю машины до Батанга - еду назад.

И поймал машину. Судьба благосклонно прогнала мимо медленные переполненные грузовики, которые хорошо если будут в Батанге к вечеру, и отыскала где-то для меня отличный джип. Вот, проезжаем перевал 4860 метров над уровнем моря (выше на машине мне заезжать не доводилось!), за ним - чудо! И даже не одно: сначала появлется отличный асфальт, а чуть погодя - резкий спуск, и где-то внизу красивейшее озеро.

Дорога всё сбрасывает и сбрасывает высоту. Видать не соврал интернет, что Батанг находится на высоте 2500 метров. Это значит, мы счас почти 2500 метров сбросить должны? Но меня больше волновало то, что, при неудачном штурме блок-поста придётся мне снова всю эту высоту набирать, а это уже не так-то быстро и легко, как спускаться.

В Батанге как-то по-летнему тепло, прям не верится, что два часа назад ещё замерзал на пустой трассе. Сам Батанг довольно милый городишко, но ничего примечательного не увидел. Ожидал, что полиция начнёт интересоваться - кто-откуда-куда? И начнет пресекать попытки двигаться дальше. Но, похоже, это в их обязанности не входит.

Вот и хорошо. После долгих усилий и почти потерянных надежд стопится грузовик в сторону Маркама. Едем. У меня небольшой мандраж, пытаюсь представить, как же всё будет происходить? Может быть, он заставит меня спрятаться? Или просто высадит перед постом? Обсудить эту тему мешал языковой барьер, приходилось только гадать.
 

Вот уже дорога пошла вдоль великой, но пока ещё не набравшей силу реки Янцзы - скоро и пост должен быть. За рекой - уже ТАР. По дороге заметил два или три моста на ту сторону, вроде, даже без охраны. Дороги нормальной на той стороне, правда, не было - только если пешком.

А вот и большой серьёзный мост. Будка и шлагбаум с этой стороны и более серьёзная будка - с той стороны моста. При этом, асфальтовая дорога продолжает идти прямо, что странно, ибо судя по карте дорога должна только лишь уходить с этого берега на тот. Водитель мой указывает мне на мост, а сам уезжает прямо по несуществующей дороге с отличным асфальтом :)
Тибет

Топая по мосту, проходя первый шлагбаум, где меня никто не останавливает, мне как-то даже не верится, что это и есть кульминационный момент. Что прямо сейчас я встречусь лицом к лицу со злобной вооружённой охраной, наткнусь на пост, о неприступности которого гласят все форумы. Возможно, мои вещи подвергнут обыску, а меня будут допрашивать, задержат, и я уж точно не успею выехать из Китая вовремя...

В общем, много всяких предательских мыслей бродило в глове, когда я переходил мост. И что же увидел я на том берегу? Маленькая будка, шлагбаум и постовой, выглядящий, как большинство китайских военных - подростком. Позвал в будку, рассмотрел паспорт и начал что-то мне усиленно объяснять. Не сложно догадаться, что именно. Попытки как-то уговорить его меня пропустить я быстро оставил, ибо понимал, что такое решение сам он принять не сможет, а руководство, ясное дело, добро не даст. "Нельзя Тибет" в общем. "Тибет не надо - говорю - надо в Шангриллу, а дорога только через Маркам" - показываю на карте. Игра в немой театр и мой скудный словарный запас китайского все-таки дали понять, что по другому берегу тоже есть дорога, и ведёт она, кто бы мог подумать - в заветную Шангриллу (вариантов-то особо и нету :)), и дорога эта вполне себе хорошая, и до Шангриллы 400 км всего-то!

Услышав такую новость, я даже не стал огорчаться, что в ТАР меня не пустили (другого я и не ожидал, если честно). Попрощался и одел рюкзак было, но тут пришли остальные военные и сунули мне комично переведённую телефоном на английский фразу, типа: "отдохни, восстанови своё здоровье". Прям компьютерная игра какая-то. :) Особо уставшим я не был, но предложения подобные надо использовать с пользой. Должны же они компенсировать как-то мой моральный ущерб от того, что не пустили меня дальше. Подобные мысли, конечно,  верх наглости, но в Китае от чувства безнаказанности и мягкости самих китайцев наглость возрастает в разы. В общем, начинаю намекать, что, если поесть, здоровье ещё быстрей восстановится :)! Понимают быстро и ведут в соседнюю будку, оказавшуюся кухней.

Поев, прощаюсь окончательно. Но меня снова не отпускают - надо говорят, коллективное фото сделать. Любят же китайцы с иностранцами фоткаться! Снова наглею - "а можно с автоматом сфоткаться в руках?". Нельзя - ни в какую. Ок, перехожу мост обратно, попутно подмечая, как можно пройти пост нелегально. Замечаю под мостом прямо-таки протоптанную тропу (на фото тропы не видно, но очевидно как пост обходится). Да, времени бы побольше - остался бы до темноты и попробовал...

Возвращение
Программа минимум выполнена,  теперь гнать со всех ног. Дорога не то, чтоб отличная, но ехать можно. Подробно описывать обратный путь -  смысла нет. Было, конечно, много мелких событий, разговоров, эмоций, людей. И машин конечно же. Ну а вкратце если...

В тот день до Шангриллы не доехал 160 км. Дорога очень серпантинистая, много перевалов, асфальт не везде. Да и расстояние побольше 400 км. Нет этой дороги даже на гугл карте, хотя и не новая она, потому, как точно она проходит, сказать сложно. Но места красивые и интересные. На следующий день все дороги позаваливало, но несмотря на это к 11 утра доехал до Шангриллы, к вечеру - в Дали, а в 4 утра топал по пустынному Куньмину.

А уже на следующий день поток машин нес меня в направлении Лаоса. Но это совсем другая история...