На новогодние праздники мы собирались как-то вяло. Хотелось куда-нибудь, где снег и настоящая зима, а не московская слякоть, а ещё, чтобы можно было поактивничать и окультуриться.
Баланс лазания и культуры как-то не складывался, всевозможные активные туры предлагали исключительно что-то околоспортивное, типа скалолазания, дайвинга или конных походов, а вариант «в Европу по музеям» тоже как-то не прельщал своей однобокостью, не говоря уж о ценах.
Мы почти собрались в Турцию в самоходный тур по развалинам древних городов, но тут Турки сбили наш самолёт, авиаперевозчики заволновались, и мы решили от Турции отказаться.
«Раз плохо получилось с Турцией – должно хорошо получиться с Арменией!», - решили мы. Тур по Армении, найденный на сайте Gfhome, привлекал тем самым балансом физической активности и культуры: программа предлагала каждый день лезть на какую-нибудь гору, втыкать там на какой-нибудь древний армянский храм, а потом радостно слезать обратно к тёплому ужину и уютной гостинице.
Об Армении восторженно рассказывала мне моя мама, которая частенько летала туда отдыхать во времена СССР, да плюс сам я на предыдущей работе работал полтора года с милейшей интеллигентнейшей армянкой, так что желание посмотреть эту страну зрело давно.
Так мы оказались в Армении. Кто будет нашими провожатыми – мы даже особо не задумывались, потому что «гид – это человек, который квалифицированно мешает вам смотреть достопримечательности» (с).
Но оказалось, что эта обидная шутка применима лишь к хорошо оборудованным туристическим местам, к которым Армения, увы, пока не относится. А для просмотра достопримечательностей Армении гид из местных необходим, т.к. иначе у вас есть шанс их просто не найти. Нам повезло – оказалось, что мы связали свой отдых с ребятами из фирмы FindArmenia, и они в лепёшку расшибались, чтобы устроить нам хороший отдых. А попотеть нашим симпатичным гидам из Армении оказалось очень много от чего.
Армения встретила нас снегопадом, да таким, какого у них не было, по словам их синоптиков, 34 года. «Старожилы – это люди, которые никогда ничего не помнят» (с), я не старожил, и я столько снега помню, но было это в моём детстве, ещё в средней школе, а потом почему-то закончилось. В Москве в декабре снега не было вовсе, и мы немного ошалело смотрели на снежный ливень, который на глазах заметал всё вокруг.
Было красиво и очень новогодне, тем более, что на дворе было 31 декабря, но на второй день (т.е. 1 января) мы должны были ехать в маленький городишко Вайк, откуда предполагалось смотреть армянскую глубинку радиальными вылазками, а перевалы занесло совершенно.
Ребятам пришлось оперативно менять программу, чтобы предложить нам руины монастыря в окрестностях Еревана и тем самым занять день первого января, пока дорогу будут откапывать.
Сюрпризы, однако, на этом не закончились.
Гостиница, где мы должны были жить, за два дня до нашего приезда закрылась. Вопрос с расселением ребята оперативно решили, благо Ереван – это не Вайк, где выбор размещения не особо велик, а вот с рестораном для празднования нового года вышла засада. Все рестораны из тех, что работают в новогоднюю ночь, 30 декабря уже были забронированы.
Поэтому Новый год мы встречали в большой гостеприимной армянской семье.
Не знаю уж, как ребята договаривались с родителями (а FindArmenia – семейная фирма), но вся наша группа, а это 20 человек, в новогоднюю ночь вместо Деда Мороза завалилась к ним в дом, и их замечательная мама успела-таки накрыть роскошный, ломящийся от всевозможных яств армянский стол. Причём либо все в семье – прирожденные актёры, либо их радость от нашего посещения была совершенно неподдельной.
Особо хочу отметить «welcome шашлык», после которого «welcome drink» в отелях кажется чем-то блёклым и бессодержательным.
Дважды (по русскому и армянскому времени) встретив Новый год, очень плотно покушав и выпив по нескольку рюмок чашек фирменного коньяка и травяного чая, мы отправились отсыпаться перед завтрашней крепостью.
Как оказалось, силы нам понадобились.
На второй день метель не утихала. Видимость была – метров 100. Правая щека покрывалась корочкой льда, ветер выбивал из глаз слёзы, которые тут же застывали маленькими льдинками. Наши гиды уверяли, что во-он там очень красивая деревня, а во-о-он там – отличный вид на долину. В смысле – была бы видна деревня и был бы вид на долину, если бы было видно хоть что-нибудь.
В снегу приходилось пробивать траншеи. На пути назад наши следы уже замело, и пришлось пробивать дорогу заново.
Добравшись до середины горы, гиды оценили ситуацию и, предложив всем сфотографироваться у флага Армении, прикрученного к триангуляционному знаку, повели всех назад.
К микроавтобусу мы выбрались аккурат в момент окончания сумерек.
Я подивился профессионализму гидов тогда, когда они нашли в себе силы сказать группе «нет, мы до этого монастыря сегодня не дойдём», и второй раз, когда увидел, как точно они рассчитали время обратной дороги.
Следующие дни нам с погодой везло. Метель утихла, светило ласковое солнышко, заснеженные горы были прекрасны, и мы, живя в Вайке, до которого второго января дорогу всё-таки откопали, каждый день смотрели что-нибудь новенькое.
Вот только там, где в прошлом году в это же время можно было ходить в кедах, требовались гамаши, трекинговые палки и недюжинная сила. Везде за нами оставался след в виде траншеи в снегу глубиной около 60 сантиметров. Наши гиды в Армении героически пробивали дорогу до руин крепостей, заброшенных и действующих монастырей, горных церквей и других местных достопримечательностей. В одних футболках, в клубах пара, тяжело дыша, они протаптывали группе путь наверх, чтобы группа всё-таки увидела ту Армению, ради которой все прилетели.
Обычно план следующего дня звучал примерно так: «Завтра походим совсем чуть-чуть, будет небольшой подъём, но не крутой, а пологий, берём с собой гамаши, трекинговые палки, тёплую одежду и фонарики». Группа встречала «походим совсем чуть-чуть» дружным хохотом и готовилась опять гулять по горам по колено в снегу.
Не знаю, как другие, а я после московской зимы таким сугробам был просто счастлив. На вершине, кое-как преодолев подъем, мы слушали хорошие лекции о каждом месте, причём если находились любопытные, которые начинали вопрошать «а вот это там что?», гиды рассказывали всё больше и больше, и было видно, что историю Армении и историю тех мест, по которым они нас таскали, они знают назубок. Группу в 20 человек сопровождали трое гидов, причём правило направляющего и замыкающего выполнялось железно. Если кто-то отставал, залипал на пейзажи, упорно фотографировал каждый куст, переодевался, ел мороженый боярышник – замыкающий спокойно стоял рядом, не подгоняя зеваку, но и не оставляя его одного.
Беготни на пути к достопримечательностям не могло быть физически – попробуйте бегать по колено в снегу, но не было её и на местах. Гиды давали время всем позалипать на месте, осмотреться, проникнуться, пофотографировать, и только потом все двигались дальше. Это был разительный контраст с турами в стиле «галопом по Европам». Я не раз ловил себя на мысли, что мы трогаемся в путь именно тогда, когда я мысленно говорю себе «ну можно и дальше пойти».
Думаю, этот такт в отношении туристов, понимание, что лучше посмотреть меньше, да лучше, тоже пришёл к ребятам с годами. По счастью, являясь одновременно администраторами и менеджерами, они могли менять маршрут так, как считали необходимым.
В довершение ко всем прыдыдущим форс-мажорам в какой-то момент у нас сломался микроавтобус. Произошло это, когда мы шли к горячему источнику, затерянному где-то в армянских лесах, и наши гиды, продолжая пробивать дорогу через снега, одновременно договаривались об эвакуации. К нашему возвращению в посёлок, откуда началась пешая часть пути, запасной микроавтобус уже был готов везти нас в гостиницу.
В итоге из мест, которые мы должны были посетить, мы не попали только в Татевский монастырь – мы несколько дней ждали, пока дорогу расчистят получше, но новым снегопадом её завалило опять, а времени ждать снова уже не было.
Несмотря на это, группа осталась довольна и сейчас втайне от наших гидов в Армении - братьев Багдасарян - собирает деньги им на подарок, потому что ребята сделали реально всё, что можно, чтобы это аномальное скопление форс-мажоров не омрачило наш отдых. Они, хоть сами выматывались, допоздна играли с желающими в настольные игры, покупали всем вкусняшки, неутомимо рассказывали об Армении, договаривались об открытии специально для нас утром 2 января магазина турснаряжения, решали все возникавшие вопросы, встречали-провожали всех из-в аэропорт, а в последний вечер пригласили всех на чай к себе домой ещё раз. Армянский «чай», кто не в курсе – это опять поляна еды, несколько разных домашних пирогов, пять разных видов варенья, фрукты, сладости в количествах, что столы после еды ещё выглядят полными. Ни в какой программе этот чай, разумеется, не значился. Если приглашение домой на Новый год было частично вынужденным из-за закрывшегося в последний момент ресторана, то прощальный ужин был исключительно актом их доброй воли.
Два последних дня в Ереване мы гуляли самостоятельно. Музеи помогли закрепить услышанное от гидов. Я, как обычно, закупился пачкой книг, плотно поужинал Хашем в «Литературном кафе» (да, да, я знаю, что его едят с утра) и улетел в Москву с чувством, что хорошо посмотрел Армению – заснеженную, но очень гостеприимную.
Читать комментарии
<br />
<br />
Скрыть.