Начало рассказа здесь

-  Церковь святой Елены — прочитал Олег на примыкающем соборе — Лена, так ты что же не сказала, что здесь живёшь?

         Олег, похожий на большого мягкого кота, и говорил, как будто мурлыкал. А ещё он мог спать в условиях самой тяжелой корабельной качки, так что я так его и прозвала: корабельный кот. Этот молодой предприниматель из Киева в конце нашего путешествия закажет на Украину несколько моих детских книг «Ши по пути к себе» для своей племянницы. Вот в этом и есть, наверно, счастье писателей и путешественников: пока политики разделяют народы между собой, мы снова их соединяем. Хотя бы книгами.  

После собора -  футбольный стадион, а потом совершенно неожиданно - деревья. Всё, что угодно, но я не ожидала в Венеции деревьев.
 
 Этот парк основал Наполеон Бонапарт — объяснила Саша, - когда он захватил Венецию, он сказал, как вы тут живёте, без парков? И велел разбить этот парк.
 
Мы шли пока ещё по не туристической Венеции, по просторной улочке с лавочками и деревьями. У конного памятника Андрей начал пить из колонки  и  к нему тут же подбежали две собаки и начали лакать струю воды снизу.  Это фирменный стиль итальянцев: их собаки следуют за хозяевами всюду — в рестораны, магазины, бутики. И никаких тебе табличек: «выгул животных на газонах запрещён», хотя тут даже газонов нет! Затем мы вышли на бульварчик. Всюду за столиками, выставленными на улицу,  венецианцы (и их собаки) пили экспрессо и апероль, а в узких улочках, примыкавших в бульвару, развевалось, как флаги, разноцветное белье. Мы немедленно кинулись в эти улочки. Это такая венецианская фишка: улочки узкие, веревки протягиваются из окна в окно противоположных домов на них вывешивается одежда.
Олег сразу вскочил на каменную тумбу под бельем и начал делать селфи.  

- Олег, между прочим, - заметила Саша -  это колодец.
- Ясно — ответил Олег, но с колодца не слез.
-  Обратите внимание — продолжила Саша,  -  венецианцы пили дождевую воду, так как грунтовой воды здесь нет. А ещё видите, из каждой квартиры ведет своя, отдельная дверь, на улицу. Венецианцы не терпят делить двери друг с другом.  

А дальше мы вышли уже в Венецию туристическую. Сотни туристов вокруг, и, конечно же, больше всего китайцев. И вот дворец дожей. Саша подводит нас к его колоннаде.

-  Раньше здесь вместо набережной плескался канал. И здесь, где колонна ближе всего к краю, проводили пытку надеждой. Преступнику, осуждённому на смерть, предлагалось пройти спиной к колоне без помощи рук по этой узкой полоске мрамора. Если он не падал в канал и не тонул, тогда казнь отменяли. Хотите попробовать?

Мы очень старались, но безуспешно.

- Поэтому и пытка надеждой — улыбнулась Саша.  

  После  дворца мы вышли к потрясающей смеси Азии и  Европы, церковной и светской архитектуры -  знаменитому собору Сан-Марко. И колонны, и купола, и лошади, и мраморная плитка. Что удивительно, выглядел этот архитектурный салат весьма гармонично.
 
- Внутри осматривать Сан-Марко мы пойдем завтра — сказала Саша, -  главное, успеть к девяти утра занять очередь, потому что к десяти в порту швартуются круизные лайнеры, а на каждом из них по 4000 человек и все они тоже хотят попасть в Сан-Марко. А сейчас пойдёмте пить кофе в самое старое кафе в Венеции!
 
Кафе Флориан -   кафе с трёхсотлетней историей, символ площади Сан-Марко. За то, чтобы посидеть в этом кафе на улице и выпить чашечку экспрессо под живую музыку, туристы платят 9 евро.
Но у нас была Саша и вслед за Сашей мы уверенно прошли внутрь, мимо старинных портретов венецианцев в золочённых рамах, прямо к барной стойке. Здесь уже выпить чашечку кофейного напитка стоило вдвое дешевле. И кроме того, отдельное удовольствие мы получили от общения с барменами. Наш бармен угостил нашу братию восхитительным напитком — клубничным аналогом знаменитого коктейля Bellini: только вместо абрикосового сока с просекко (ит. Шампанское -прим.автора) он смешал  пюрированную блендером клубнику! И абсолютно бесплатно! Мы нахохотались, нашутились, перепробовали друг у друга пирожные, и вышли очень довольные.... 
 

6  
Возвращались мы на яхту уже под вечер и так вышло, что все разбились по парам. Шагая рядом с Алексеем, приятным, спокойным 42-хлетним предпринимателем из Киева, человеком с большим жизненным опытом, мне вдруг захотелось задать ему свои вопросы, которые меня в тот момент волновали. Например, вопрос, что людей удерживает друг с другом вместе на протяжении многих лет.
 
-  Алексей, а у вас есть общие интересы с женой? 
- Ну, - ответил Алексей, - дочка.
-  А что вас тогда объединяет? Что для тебя важно в отношениях?
 
-  Доверие — помедлив, ответил Алексей,  -  когда понимаешь, что вот этому человеку ты доверяешь, как себе, а он тебе, — это вот для мужчины очень важно. И ещё, когда понимаешь, что без этого человека ты не стал бы тем, кто есть сейчас. И ещё то, что ты несешь ответственность...
- Ну да, мужчина несет ответственность...
-  Не только твой муж несет за тебя ответственность, но и ты за него!
- Да, это все важно... Но вот Саша сегодня говорила про куртизанок и ты знаешь, я иногда ощущаю себя такой куртизанкой. Я люблю влюбляться и люблю влюблять в себя, но вот уже четырнадцать лет с мужем и всё это время верна ему.  
-  Вот это и есть  то самое доверие, про которое я и говорил — спокойно подытожил Алексей.
- Но иногда так не хватает чувства влюбленности что ли. Слишком всё становится ровным, спокойным. 

Алексей  махнул рукой:
-  Пройдет ещё несколько лет, все эти гормоны влюбленности перестанут вырабатываться и ты вообще будешь вспоминать себя и смеяться.  
- Эх — я вздохнула  - я  бы предпочла, чтобы они продолжали вырабатываться.

7

Спустя час после этого разговора я вышла с палубы на понтон марины. В кают-компании на ноутбуке наши смотрели фильм с Джонни Депом и Анджелина Джолли «Турист». Но мне картина показалась слишком сладкой, а Венеция и актриса слишком наштукатуренными...
 
Стояла высокая вода и мой муж тоже был здесь, снимал яхты на уровне причала. Я задумчиво дошла до белоснежной шведской красавицы-яхты, которой сегодня любовалась днем Саша. И вдруг заметила, что на её носу со стаканом в руке стоит  бородатый, морщинистый шкиппер  и явно что-то говорит мне. 
 
- Can you pleace repeat – я зачарованно подошла ближе.
Он снова сказал что-то хриплым, трескучим голосом и, наконец, я догадалась, что он предлагает мне to drink a glass of wine.

- Ну -  я обернулась на мужа... ты же не против?
-  Нет, я тоже  поднимусь через 5 минут,  дофотографирую вот...  

Хотя яхта была больше, чем наша, но кают здесь оказалось всего две, а не как на нашей Palaw, три. Но сама кают-компания была  просторнее и за красивым столом из красного дерева здесь сидели, кроме шкиппера, ещё трое мужчин и одна женщина. Всем лет под шестьдесят.
 
Наши хозяева оказались австрийцами, и вот уже 13 лет подряд именно таким компанией раз в год ходили в море на яхте на 5-6 дней.

- Без жен. Только я одна — с гордой улыбкой сказала женщина, -  Мы — друзья!

И мы с австрийцами подняли бокалы за дружбу. И второй бокал, за яхтенное братство навеки, разумеется. 


 
А на следующее утро мы снова пошли гулять и в какой-то момент Венеция раскрылась вдруг перед нами окончательно во всех своих очаровательных, особенных деталях.. которые так хорошо умела показать Саша... И произошло это не после собора Сан-Марко, нет, скорее после церкви Santa Maria della Salute...
 
Мы переплыли к этой церкви на гондоле (ещё один полезный лайфхак, который подсказала нам Саша в Венеции, оказывается, можно покататься на гондоле не за сто евро, а за два...трагетто — переправа через Большой канал на гондолах работает с девяти утра до пяти вечера каждый день) и Саша рассказала её историю. В средневековье по Европе бушевала страшная чума, добралась она и до Венеции. Около 40 процентов людей тут вымерли. Но у одного горожанина была православная икона Cвятой Богородицы и венецианцы  с этой иконой прошли крёстным ходом, и то ли совпадение, то ли общая вера, но чума ушла. Тогда они в знак благодарности собрали деньги и построили этот храм....Внутри есть подлинные фрески Тициана и других именитых художников.
 
 
И когда я зашла внутрь церкви... В храме святого Марка пространство поделено на этажи, и давит,  а здесь дух взлетал вверх в бездонным купол. И свет из высоких окон, и картины великих мастеров — всё наполнило меня легкостью и светом, тишиной.
 
И после церкви Святой Марии Венеция тоже озарилась! И гондолы  у причалов, и молодёжь  на набережной, ждущая вапаретто (речной трамвайчик), и художник с мольбертом, а рядом с ним спящая в складном стульчике собачка, и даже старые складские помещения со стенами в трещинах  и ручками в виде золочённых венецианских львов... засияли, как будто кто-то невидимый протёр их от пыли...
   

И мы шли по набережной и любовались. А затем завернули направо, и ахнули.... И Саша улыбнулась, любуясь произведенным на нас эффектом.

Вся квинтэссенция Венеции лежала перед нами.  Уютный канал сверкал водой на солнце. Узкие улочки с двух сторон.  И слева, примыкал  к церквушке первый встреченный нами в каменном городе деревянный двухэтажный домишко под красной черепицей. Во дворе его, на брусчатке, лежали днищами вверх разноцветные узконосые лодки, а на одной из стен висели ряды разнофасонных, разноцветных шляп.

-   Это стариннейшая мастерская гондол в Венеции, — объявила Саша, - ей 300 лет!

- Хм, а я думал, что это шляпная мастерская — сказал мой муж.

- Ну видимо, они работали из поколения в поколение и оставляли свои шляпы на стене  - предположила Саша.

Напротив мастерской, с нашей стороны открыло стеклянные двери маленькое кафе. И люди со стаканчиками вина и аппетитно выглядящими бутербродиками, наслаждались едой и видом прямо на каменном парапете у канала.

-   Вот здесь мы и пообедаем — сказала Саша - венецианцы традиционно едят вот так, на ходу.  И вот мы тоже у парапета. Прихлёбываем из стаканчиков, уплетаем бутербродики с сардинами,  треской и трюфельным маслом. 

- Лучше бы, конечно, стеклянные бокалы — с требовательностью художника сказал мой муж.

И в этот самый момент одна из чаек  спикировала на тарелку Алексея, схватила один из его бутербродов и снесла  стакан с аперолем. Брызги, секундное замешательство...

- …. Теперь понятно, почему пластиковые стаканы —  невозмутимо, но печально сказал Алексей, и отправился в кафе. Вышел он с улыбкой. Апероль ему налили бесплатно, узнав о злодействе чайки.

И он, вернув себе хорошее расположение духа, и меня угостил бокалом вина, так что на миг я даже слегка почувствовала себя куртизанкой.

А дальше мы вместе пошли вдоль венецианского канала. И вдруг.... я ощутила себя влюблённой!

Влюбленной в Венецию.

И в этих людей рядом.

И в этот день.

И во все новые дни этого прекрасного путешествия на яхте по Италии и Словении.
 
Написано специально для портала gfhome.ru писателем Еленой Андриановой
фотографии: Андрей Артыков

Отправиться с нами в ЯХТ-ТУР ПО ИТАЛИИ И СЛОВЕНИИ: ПРОГУЛКА В ВЕНЕЦИИ
ЯХТ-ТУР "МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ВЕНЕЦИИ"