Даван - горный перевал Байкальского хребта, по которому проходит граница Бурятии и Иркутской области. Высота перевала - 990 м, вершины до 1800 м. Снежный покров достигает 3-5 метров, перепад высот 1000- 1100 метров, продолжительность спусков  до 5 км. В Даване две основные зоны катания - гора Северобайкальская и гора Ленинградская, здесь самый разнообразный рельеф и структура снега:  от кулуаров до карнизов, от скал до леса. Чтобы подняться на точку спуск, здесь требуется ратрак, хотя вокруг много гор, на которые можно взойти пешком, при этом заночевав в тайге. Такая вот романтика. Самый ближний город - Северобайкальск  лежит в 25 км, ближайший аэропорт - Иркутск, 500км.

 

В аэропорту нас встретили  Гиды. Знакомство, рукопожатия и вот мы  уже в машине летим к Давану.  Андрей Шуберт - профессиональный гид - вводит в курс дела: как и где будем фрирайдить, где есть, жить и  т.д.. Замечаем недалеко от  станции гору с одним интересным для съемок кулуаром  - а  Андрей  добавляет, что есть спуски и  куда интереснее. Завтракаем в ресторанчике на базе отдыха в 15 км от зоны катания,после этого скидываем вещи, одеваемся и вот мы уже поднимаемся в ратраке на гору!!!

В ратраке знакомимся с другими фрирайдерами, один из них - Дима Шепелин, гид и отличный парень рассказывает, что полторы недели назад сошла крупная лавина: засыпала железнодорожные пути, так что ехавший к  Северобайкальску поезд сошел с рельс. Нам эта история наглядно показывает,  что снежные условия ненадежные,   «доска» может уехать прямо из под тебя. Тем более сейчас март,  оттепели  чередуются с минусовой температурой и со снегопадами. Все это заставляет нас "держать ухо востро".

Наверху  туман, а значит снимать сегодня не будем, решаем просто порисовать дуги для фана! Кроме того, снег так и валил, заметая следы тех фрирайдеров, что катались до нас. Мы профрирайдили весь день и испытали огромное удовольствие! Поля с курумниками чередовались  с редким лесом, нас окружал океан пухляка и настоящая, нетронутая тайга! Время с 9 утра до 9 вечера промчалось будто минута, после чего мы отправились на термальные источники.  Константин Шишкин, врач, сопровождающий нашу группу, а так же гид и правая рука Андрея Шуберта) пообещал нам, что вся усталость в источниках смоется, и оказался абсолютно прав.

Когда мы нырнули в горячую воду - после суток в поезде и дня фрирайда - нам показалось, что мы просто заново родились, даже мое травмированное колено стало чувствовать себя гораздо лучше! Мы лежали в бассейнах-источниках на улице, на нас падали хлопья снега, а вокруг в тишине и под звездами молчали таинственные горы. После источников мы отправились на метеостанцию, где нам предстояло жить, и тут нас ожидала великолепная экскурсия от  Владимира Лавриненко - техника по проведению лавинных работ - с описанием приборов и методов прогнозирования лавинной опасности.

Жаль, что мы провели после этого в Даване всего три прекрасно солнечных и снежных дня. Для тех, кто раздумывает, ехать или не ехать в Даван, посоветую, немедленно покупайте билеты! Здесь великолепные условия для фрирайда, единственный неприятный факт - частые лавины, но здесь работают прекрасные опытные гиды и метереологи и при катании с сними, вы не попадете в лавину. В распоряжении местных гидов имеется все новейшее противолавинное  оборудование. Без биппера вас даже в ратрак не пустят, выдадут рюкзак airbag, оденут авалунг (система дыхания в лавине, увеличивающая время нахождения под снегом без риска задохнуться). Дмитрий Шепелин и Андрей Шуберт кроме  наблюдения за склонами еще  постоянно роют шурфы  для точного прогнозирования лавинной опасности. Гида в Даване в первую очередь при катании думают о безопасности райдеров.

За время поездки в Даван, у нас ни разу не возникало ощущение, что  ребята работают только ради коммерции, настолько все было душевно и на высшем уровне. Если нам требовалось, оператора подвешивали на страховке под кулуаром, обеспечивали нас недостающим снаряжением, давали четкое описание нужных мест и состояния снега. Три «рабочих», солнечных дня мы провели, фрирайдя по кулуарам и полям. За эти дни у нас были и отчаянные уборки и шикарные проезды по цирку, прыжки с большими транзитами и фановое катание по снежным шишкам. И большое спасибо Константину Дёмину - водителю ратрака, за чудесный трамплин.


В общем, вся наша фрирайд-команада мечтает повторить наш экстремальный тур в Даван  в следующем сезоне!! Спасибо Михаилу Шепелину (mnogosnega.ru) за возможность сделать свою зиму длиннее и эмоциональней!"

фото: Андрей Дмитрячков
текст: Андрей Кецкало