Надо сказать, что до этого мы ездили в  природный парк "Ергаки" только зимой - чтобы кататься здесь на сноубордах. Уже с октября здесь лежит глубокий снег.  И именно поэтому в "Ергаках" тренируются профессиональные спортсмены-лыжники, да и моя знакомая, фрирайдер Анна Ханкевич вот уже несколько лет подряд приезжала сюда открывать сезон. И вот сейчас мы впервые ехали сюда, ну если не летом, то еще ранней осенью. Впервые мы любовались тайгой по обеим сторонам дороги не под покровом глубокого снега, а в нарядных разноцветных одеяниях. Вначале лес был смешанный  - березки и осины щеголяли золотыми листьями, рябины - оранжево-красной листвой.. И только хмель еще не хотел менять свой летний зеленый наряд и окутывал деревья, как вьюн. Но чем больше мы поднимались в горы, тем меньше оставалось желтых и красных пятен лиственных деревьев в темно-зеленой хвое кедров и пихт. Вот уже вдоль дороги потянулись первые базы, затем пункт МЧС, но мы продолжали мчаться к 216 километру трассы Абакан-Кызыл, где находится визит-центр Национального парка "Ергаки".

Здесь мы зарегистрировались, а затем посмотрели очень интересный фильм про парк "Ергаки". Медведи, росомахи, кабаны, волки, кабарга, лоси, косули, соболя, ласки, белки, бурундуки  - это только краткое перечисление представителей животного мира, обитающего на территории национального парка. И даже - на границе парка с Тувой  - видеокамеры начали снова фиксировать появление снежного барса - сегодня зверь очень редок, и из-за тех, кто хочет иметь у себя в коллекции его шкуру, остается под угрозой полного уничтожения. Символом же национального парка Ергаки является кабарга - очень редкий олень, который обитает только здесь, и из-за своего мускуса, находится так же в очень уязвимом положении. Вот как замечательно написано про кабаргу на официальном сайте парка Ергаки:

Символ парка - логотип c изображением кабарги на фоне горных вершин.
Много столетий назад Человек соизмерял свою жизнь с явлениями, происходящими в Природе. Развиваясь, совершенствуясь, осваивая и подчиняя себе окружающий мир, Человек возомнил себя единственным и полноправным хозяином Земли. И за это Земля отвечает ему необратимыми процессами, против которых Человек бессилен. Совершая необдуманные и подчас страшные поступки, Он забыл, что является частью Природы, разрушая которую Он ставит под угрозу собственную жизнь.
Механизмы природы не терпят хаоса и суеты. Именно поэтому все процессы в нем протекают постепенно и гармонично. Нарушая гармонию, человек вызывает необратимые явления.
Кабарга - самый мелкий и единственный безрогий представитель копытных фауны России. В 30-х годах прошлого столетия численность кабарги на территории еще не существующего тогда природного парка «Ергаки» достигала четырех – семи зверей на 1км². Уже в 90-х годах ситуация изменилась. Это беззащитное существо оказалось под прицелом браконьеров. Обладая таким ценным веществом, как «мускус» - кабарга попала в разряд уязвимых животных. И сейчас, в наши дни кабарга – вид, нуждающийся в особом внимании к его состоянию в природной среде.
Именно поэтому эмблемой природного парка «Ергаки» является кабарга, как символ возрождения.
Мы верим, что сохраняя природу, мы сохраняем будущее наших поколений!!!

Так же нам дали очень полезную брошюру о медведях. Несколько лет назад в парке было совершено нападение медведя на человека, и, прежде всего, виноват в этом был человек. Туристы оставляли мусор на тропах, прикармливали медведей, брали продукты в палатку. После этого был совершен отстрел этих животных, а так же дирекция парка начала проводить воспитательную работу среди туристов. В брошюре содержится очень важная и полезная информация про то, как вести себя при встрече с медведем, и как себя вести, чтобы не спровоцировать его на нападение.  Посещение визит-центра перед треккингами в Ергаках не только необходимо, но и очень интересно! Так же смотрите  официальный сайт парка "Ергаки"

Далее мы начали искать подходящую базу для ночлега. В Ергаках баз с избытком, мы в итоге остановили свой выбор на Горной Ое. Стоимость места на человека - 800 рублей без душа с завтраком. Так как мы приехали в воскресенье, когда большая часть туристов уехала, то заплатив за 4 места, получили в свое полное распоряжение 8-местный домик. На базе есть чистейший ручей, места под мангалы, костровище и кафе. Вечер мы чудесно провели у огня. А в 9.30 утра, оставив бабушку и младшего сына Ваню (3 года) на базе, уже стартовали по эко-тропе. В самом начале эко-тропы висит информационный щит с правилами поведения в национальном парке. Здесь запрещено мусорить (в том числе и оставлять после себя недоеденную еду), рвать цветы, ставить палатки вне круглосуточно охраняемых стоянок, разжигать костры, брать с собой собак. Уже в самом начале тропы есть чудесный ручей, из которого можно напиться. Вообще в парке очень много ручьев и везде очень вкусная, чистейшая целебная питьевая вода.

Очень скоро тропа заходит в сказочный лес из кедров и пихт со множеством растений, среди которых очень много краснокнижных и эндемиков. Мы опознали из них два - бадан и исландский мох. Оба этих растения относятся к целебным.

Надо сказать, что природа - лучший ландшафтный архитектор. Посмотрите, как живописно смотрятся эти растения, мох на камнях, кедры - как живые, так и засохшие. Кстати, кедр считается одним из самых целебных для человека деревьев!  Фотографии можно пролистывать стрелочкой вправо!

Вообще эко-тропа - очень красива! То пролегает через лес с кедрами и пихтами. То выходит на тундровые открытые участки со множеством ручейков. В таких местах тропа оборудована деревянными мостками.

Первая часть пути до озера Светлое очень проста и одолеть ее под силу и бабушкам, и маленьким деткам в возрасте 3-4 лет. Само озеро "Светлое" заслуживает, чтобы у него сделать привал: перекусить, попить чаю, посмотреть, как дирекция заповедника восстанавливает естественный ладшафт, вытопатнный туристами за последние 2 десятка лет, увидеть подрастающее молодое поколение хариусов. Это вкуснейшая сибирская рыба, которая водится только в чистой воде, сегодня тоже нуждается в нашей защите, как, собственно, вся природа Земли. Люди тысячелетиями жили, оберегая естественный баланс, но нынешнее поколение потребителей истребляет ресурсы нашей планеты с невиданной скоростью. Вот почему так важно нам сейчас рассказывать своим детям про окружающий нас мир, учиться эко-мышлению и экологическому образу жизни и эко-туризм очень в этом плане вдохновляет! Ведь как много мы узнали за один этот поход! И что, для того, чтобы на вас не напал медведь, нельзя мусорить, оставлять после себя пищевые отходы, нельзя хранить продукты в палатке. Увидели бурундуков, куропаток, орлов, воронов, мышек. Увидели красивейшие и редчайшие растения. А так же встретили замечательных людей-туристов  с многолетним опытом, разделивших с нами и самую сложную часть пути, и обед, и шутки, и конфеты).

От озера Светлого надо уже лезть в горку по камням с довольно крутым уклоном. Так что мы были очень рады встретить у озер бывалых туристов, которые ходят в походы по Ергакам уже более 20 лет: спасателя МЧС - Игоря и его знакомую Ирину. Игорь взял нас на прицеп, детей наших дополнительно ободрил и мотивировал быстрыми углеводами - конфетами))) и мы все вместе дошли до Висячего камня. Дошли бы и самостоятельно - тропа маркирована, но благодаря Игорю, в самом конце пути пошли более простым и безопасным путем). Взбирание по камням, перелезание через корни кедров, братание со старожилами этого леса, любование видами - все это ждало нас на заключительном участке пути.

Уже перед самым Висячим Камнем виды - самые красивые. Сверху открывается и вид на озеро Радужное, и, поверьте, оно, действительно, радужное! И на удивительно красивый скальный хребет Спящий Саян, который, действительно, очень похож на лежащего мужественного человека со сложенного на груди руками, и на перевал художников!

Еще 50 метров вверх и перед нами - Висячий Камень. Особенно он впечатляет, если посмотреть на него сбоку, с маленькой скальной площадочки, спускаться на которую надо с осторожностью, чтобы не улететь вниз. Когда-то огромный ледник, уходя, покатил этот камень вниз по склону, пока тот не зафиксировался вот в таком положении....

Игорь нам рассказал такую смешную историю.
 - Я ходил в походы с ребятами. И вот мы шагаем с рюкзаками за спиной. Все дела. Я их спрашиваю: "Вы знаете, что такое туризм?"
Они: "Ну вот, мы идем с рюкзаками по природе"
Я: "Нет, это не туризм".
Вечером, когда мы уже поставили палатки, приготовили ужин на костре, сидим, наслаждаемся едой, чай горячий пьем, звездами любуемся, наслаждаемся, в общем, я им: "Вот это и есть туризм. А то был подход к туризму".
В общем, после Висячего камня мы вволю понаслаждались туризмом у озера Радужное. И чернику насобирали с кустов в рот. И у Игоря оказались в рюкзаке и сковородка,  и яйца, и овощи, и консервы, и хлеб, и сласти, и сало, и персики - деликатесы и для мясоедов и для вегетарианцев вроде меня. Вскоре мы уже наслаждались шкворчащим обедом от нашего шеф-повара и красивейшими горными пейзажами вокруг). Горы, озеро, причудливые камни и не менее причудливые обвивающие их корни кедров. Природа - лучший ландшафтный дизайнер!

Всего мы прошли в этот день 14, 5 километров!!! Получили океан удивительных эмоций: встретили бурундуков, мышек, куропаток, воронов, орлов, налюбовались хариусом в озере, наслушались пения птиц и журчания ручьев, напились очень вкусной, сладкой и чистейшей водицы из ручья, познакомились с удивительными людьми! А самое главное - послушали Природу и самих себя в ней. Дети чувствуют себя настоящими Путешественниками и Героями после такого похода). Мы с мужем наполнились энергией, хотя и ноги у нас гудят предостаточно))). И решили обязательно продолжить знакомство с удивительной природой национального парка "Ергаки". Следующим летом я запланировала обязательно вернуться сюда с палатками, чтобы встать на охраняемой стоянке у озера Светлое и походить в радиальные маршруты по горам уже со всеми тремя детьми!

PS. Внимание! Перед таким походом надо обязательно зарегистрироваться в визит-центре национального парка "Ергаки" и информационно подготовиться, в парке возможны нападения медведей! Так же важна правильная экипировка: погода в горах меняется стремительно!
фотографии: Андрей Артыков

А этим летом нас ждет очень интересный семейный лагерь с походами, приключениями, сказкотерапией на Белом море! Поехали?