Дело в том, что я привожу небольшие группы отважных путешественников в те места, которые дороги и интересны мне самой. В таких путешествиях я обычно бываю сильно занята, ведь я и гид, и водитель, и шеф-повар, и переводчик, и организатор всего и вся. И времени на то, чтобы остановиться, оглянуться, проникнуться местом у меня в таких путешествиях очень мало. А такое время мне жизненно необходимо — особенно сильно я почувствовала это, приехав с группой художников на остров Андойа в Северной Норвегии — этот остров завершал наш норвежский пленер.
И вот уже меньше, чем через год, мы — я и двое моих детей, с которыми мне так хотелось разделить свою любовь к этим местам — сели в машину и отправились в многодневный путь к цели. А целью нашей была самая настоящая арктическая ферма, расположенная на северо-норвежском острове Андойа. Здесь нам предстояло провести месяц совершенно необыкновенной и неизведанной жизни. Ради такой цели мы за 5 дней проехали 3000 км, задержавшись в Санкт-Петербурге и в Хельсинки, чтобы отдохнуть. Обратный путь в 2500 км (назад всегда короче, да? ;)) мы проделали, останавливаясь лишь на ночлег.
Хозяева фермы, дорогие мои друзья Мей и Стиг Йоханнессен, гостеприимно и с открытым сердцем приняли у себя русских гостей. Подобного опыта у них ещё не было — семья из далекой России приезжает не просто погостить, но собирается в меру своих сил помочь с работами на ферме и в сыроварне! Забегая вперед, скажу, что с работой и помощью всё оказалось не так просто, как мне рисовалось в мечтах, поэтому я занялась тем, что умею — сняла отличный репортаж о жизни на ферме и наших впечатлениях, сверстала этикетку для баночки и меню для ярмарки, вела домашнее хозяйство в нашем общем доме и готовила еду, разгружая Мей, у которой как раз началась горячая пора в кафе и сыроварне. Все мы старались изо всех сил: Федор научился косить траву на моторизированной газонокосилке и делал это постоянно на всей территории фермы, все вместе мы заготавливали ревень для удивительного соуса, который заготавливает Мей, а Степан и я вдвоем очень полюбили ежевечерние работы в коровнике — уборка, кормление, дойка — все это позволяло нам примерить на себя совершенно незнакомый, но такой привлекательный для нас фермерский образ жизни.
Весь месяц нашей жизни на ферме мы непрерывно общались с Мей и Стигом. Особенно дорогим мне открытием этого путешествия стало то, насколько мы близки — ментально, духовно, по-человечески. И это так удивительно, ведь обычно нас разделяют тысячи километров и образ жизни, который мы ведем, так не похож! И вот, приехав однажды на самый край земли, можно встретить людей, которые станут не только твоими друзьями, но навсегда поселятся в твоем сердце и окажутся истинно родственными душами. Это ли не лучшее свидетельство того, что наша планета едина и все мы — люди на этой Земле — настоящее богатство друг для друга?!

Далее я предлагаю моим дорогим читателям иллюстрированный дневник, который я вела в течение всего месяца в своем личном фейсбуке и который собрала здесь. Не вижу смысла переписывать эти тексты, ведь они полны моментом и нашими впечатлениями.

6 июня 2016   |  Первый день на ферме
Наш первый день на арктической ферме начался с того, что, как ни странно, мы выспались. Впервые за неделю, а я так и за пару месяцев.
Мягкая постель, запах водорослей, крик чаек, холодный, густой, влажный воздух с океана. Я мечтала об этом как минимум год. А может и всю жизнь.
отдых с детьми норвегияпутешествие норвегия
норвегия тур
отдых с детьми
экотур

После завтрака (свежие гусиные яйца, молоко, кофе, домашний хлеб) мы отправились кормить животных. Стёпа — наш самый большой друг всех лам и коров — был в совершеннейшем восторге. Гуси ругались, индюки продали душу за горстку комбикорма. Первый раз — самая настоящая экскурсия. Мы всех погладили, почесали за ушком.
На ферме живет 20 коров. Их жизнь контролируется компьютером — о нем будет отдельный рассказ. Но дамы весьма довольны.
К вечеру на ферме ожидается делегация фермеров из средней и южной части Норвегии. А клумбы не оформлены. Итак, отважные русские гости отправляются со спец-заданием в город за цветами. Нам доверили финансы и спецтранспорт. После обеда, пока дети отдыхали, пытаясь освоить норвежский канал дисней, я сажала цветы.
Ждем дорогих коллег для обмена опытом!
норвегия экоотдых
в норвегию 2017

7 июня 2016   |  Дождливый день
Сегодня у нас дождь. Прям серо-серо и льет. Дети засели в доме, даже на встречу в Анденес со мной ехать отказались, пошли коровок доить (Стёпа сказал, что это ужасно скучно, поскольку приходится ждать, когда аппарат подоит одну за другой всех коров).
семейный отдых
поездка в норвегию
природа норвегии
поход по норвегии

Из-за шторма моя встреча перенеслась, зато вместо неё у меня случалась романтическая встреча с островом Андойа, на котором мы сейчас живем. Я очень спешила назад к детям, но ехать было невозможно — картинка менялась постоянно и мне приходилось останавливаться каждые сто метров. Сердце бьётся до сих пор неистово. Ощущение, что смогла урвать меньше пол-процента того, что было возможно. Зачем в мире всё остальное, когда есть остров Андойа?! Непередаваемо здесь.

9 июня 2016   |  Мей и Стиг
Наша жизнь на ферме немного устоялась, вошла в колею. Поэтому сегодня я расскажу вам немного вообще о том, как мы сюда попали и что делаем.
Итак, ферма Nordtun gård — небольшое частное фермерское хозяйство на севере Норвегии, фюльке Нурланн, остров Андойа. Ферма — не просто производство, а настоящее место притяжения. Помимо самого хозяйства, в котором живут около 20-ти коров, 30-ти телят и бычков, с десяток лам и несчетное число гусей, индюков и кур, здесь есть небольшой очень уютный магазинчик с хендмейд товарами и продуктами животноводства, а также кафе, в котором всегда можно остановиться на чашечку кофе, а по пятницам и выходным дням — очень вкусно пообедать. Хозяева фермы — Мей и Стиг Йоханнессен — ведут все хозяйство вдвоем, время от времени привлекая помощников.
ферма в норвегии
на ферме
норвежская ферма

А ещё на ферме есть сыроварня. Мей производит несколько видов мягких и средней твердости сыров из коровьего молока.
Практически каждый посетитель фермы удивляется тому, как хозяевам удается справляться с таким количеством задач вдвоем, и я была не исключением.
С Мей и Стигом мы познакомились несколько лет назад, когда я привезла свою первую группу туристов в Северную Норвегию. И вот в этом году я решила провести свой личный отпуск на острове, который так полюбился мне, и в гостях у людей, которые сразу оказались мне очень близки по духу. А ещё мне хотелось поделиться с детьми той жизнью, которая так привлекает меня и кажется мне наполненной смыслом. Ведь нет ничего приятнее, чем делиться с близкими тем, что любишь!
Мы очень стараемся, чтобы наше присутствие на ферме было полезно не только нам, но и хозяевам. Поэтому в меру сил берем на себя разные задачи, помогая в ежедневных заботах фермерской жизни нашим любимым норвежским друзьям!

10 июня 2016   |  Арктический рай
Сегодняшний день провели на пляже
на берегу норвегия
в норвегии
отдых на пляже
норвегия отдых

11 июня 2016   |  Газонокосильщики
Сегодня Фёдор осваивает газонокосилку. Стёпа тоже просится, но ему нельзя, ибо мал. Но обещали на коленки его посадить, когда Федор освоится. Стиг очень доволен своей затеей научить Федю косить )))! Федор тоже доволен!
волонтерство
с детьми в норвегии отчет
отдых в норвегии

Вообще Стиг очень ловко подключает парней и они чудесно ладят — постоянно уезжают с ним на тракторе за сеном или по другим ежедневным делам, помогают Стигу в коровнике — убирают старое сено и раскладывают новое, выполняют мелкие поручения. Когда я спросила, на каком языке они общаются и как понимают друг друга, Стиг пожал плечами — мол, он даже не успел задуматься об этом — и ответил, что говорит с ними по-норвежски и они его понимают. Федор отвечает по-английски — да и нет. У мужчин все просто, потому что по-делу )).
Ну ничего, со мной Стигу всё же приходится напрягаться и говорить по-английски, хотя я чудесно понимаю норвежский, а он отлично понимает мой шведский. Потому что Стиг подошел сознательно к этому вопросу и решил не упускать возможности попрактиковаться.

12 июня 2016   |  Погода улучшается
Погода улучшается на глазах — наступил штиль, благодаря ему потеплело немного. Но здесь это абсолютно неважно. Холод, ветер, облака, солнце — всё это всего лишь часть непрерывного, захватывающего дух спектакля!
поездка в норвегию
путешествие с детьми
путешествуем по норвегии
в норвегию с детьми
семьей поездка в норвегию

Ехать по дороге совершенно невозможно — хочется останавливаться через каждый сто метров и пытаться утащить с собой, зафиксировать в памяти бесконечную даль, объем, мощь, тысячи оттенков, звуков и запахов. Вдыхать, осязать и впитывать Величие этой планеты. Здесь я совершенно чётко чувствую себя жительницей Земли — круглой, огромной, живой.

13 июня 2016   |  Тролли и заблудшие души острова Андойа
Вчера за ужином я рассказала Стигу, как Стёпка испугался, когда, забираясь с ним на гору, я упомянула, что под камнями в Норвегии живут тролли. Оказалось, что о троллях я знаю очень мало, но Стиг помог нам во всем разобраться и провез нас по округе, показывая доказательства их существования.
Итак, для начала мы поехали в горы (по-норвежски они зовутся fjell). Оказалось, что Стиг владеет достаточно внушительным количеством земли на окрестных горах. Здесь прошло его детство, здесь стоит маленькая дачка его дяди, которую он планирует выкупить однажды, здесь свободно бродят соседские овечки. Дело в том, что в Норвегии частная земля полностью открыта не только для посещения её всеми людьми, но и для выпаса чьих угодно домашних животных. Овечки на этих горах, а также гуси, утки и индюки на ферме Стига и Мей живут совершенно свободно и вольны улететь и уйти куда угодно. Но они не уходят, потому что с человеком им хорошо. А овечки, нагулявшись летом по горам, к осени спускаются вниз к людям, на зимовку. На горах живут лисы, а последнего медведя здесь видели в начале 20-ого века.
поход норвегия
тропа тролей
с детьми
в норвегии

Тролли же живут до сих пор.
И вот жил на окрестных горах в древние времена большой и сильный тролль. Он решил построить переправу через фьорд из камней. Но его жене это не понравилось и она пригрозила, что скинет на него камень. Когда тролль не остановил строительство, глупая женщина и вправду столкнула с горы огромный камень, который покатился вниз и намотал на себя тролля (на камне до сих пор видны следы от рук и ног несчастного). Когда жена поняла, что камень придавил мужа и тот погиб, она села на горе и горько заплакала. Не хотела она смерти любимому, припугнуть только хотела! И так она горевала, что не заметила, как взошло солнце. А от солнечного света тролли превращаются в камни. Так и осталась она, каменная, сидеть на горе. Видно её и сегодня.
А вот ещё одна местная легенда. Ветер с гор регулярно топил корабли у западного берега острова Андойа — переворачивал их. И души погибших моряков устремлялись в пещеру под скалой, которую местные жители назвали Козлиной Церковью из-за огромного крестообразного природного рисунка на скале. Его отлично видно с воды. Дальше души превращались в горных козлов и продолжали жить на этих горах. Примечательно, что раз в год на этих скалах действительно проходит богослужение (христианское), на которое собирается весь остров. А ещё на этой скале влюбленные мужчины традиционно делают предложение своим избранницам под сердечком на скале, которое вырезали волны и ветер.
Ну и никогда в жизни не догадались бы мы, проезжая небольшие смешные холмики на берегу, что это — не что иное, как традиционное место восседания местных орлов. Именно отсюда они из века в век высматривают добычу в море. А как образовался холмик — догадаетесь сами.

14 июня 2016   |  Киты
Даже не знаю, как рассказать вам. В общем, сегодня мы встречались с китами. Потому что быть в Анденесе и не сходить в море и не увидеть китов — это очень неразумно. Андфьорд — одно из лучших мест в Европе для наблюдения за китами — гриндами (как встретились нам сегодня), косатками, горбатыми китами (январь, едем плавать с ними на новогодние праздники сюда, в Анденес) и кашалотами. Кашалоты тут круглый год.
киты в норвегии
киты в путешествии
киты

Итак, кит-гринда или pilot-whale, которого нам посчастливилось встретить вчера в море, очень похож в своем поведении на косатку. К слову сказать, кОсатка — это кит, а кАсатка — это деревенская ласточка, птичка. Так вот, и косатка и кит-гринда — зубатые киты.
Все современные китообразные делятся на зубатых и усатых. Зубатые киты — хищники, быстрые, мощные, агрессивные. Они значительно уступают усатым китам в размерах (кроме кашалота, он имеет внушительные размеры), питаются рыбой, головоногими и даже млекопитающими. Зубатые киты используют для охоты и ориентирования в пространстве эхолот, расположенный в их большой голове. Именно поэтому голова кита-гринды напоминает дыню — в лобной части у него находится своеобразный приемник в виде белой губчатой дыни. Эхолот, расположенный в голове зубатых китов, вытеснил часть дыхательного аппарата, поэтому у зубатых китов только одна ноздря. Система звукоизвлечения находится у них с одной стороны от носа, а дыхательная система — с другой, тогда как у усатых китов с обеих сторон головы находится дыхательная система, кончающаяся двумя ноздрями.
Все киты — млекопитающие и все они дышат атмосферным воздухом через легкие. Поэтому им совершенно необходимо всплывать к поверхности раз в 15-45 минут, чтобы вдохнуть.
Примечательно, что маленькие китята научаются задерживать дыхание постепенно, поэтому мама с китенком всегда находится у поверхности воды.
Кит-гринда, в отличие от косатки, не нападает на китообразных. В основном он питается рыбой и кальмарами. По сути это огромный дельфин. Самцы достигают 8,5 метров в длину.
Живут гринды большими семьями, во главе которых, как и у косаток, стоит старшая самка. Самцы уходят из своих семей в период размножения, возвращаясь потом назад — так гринды избегают имбриндинга, т.е. близкородственного кровосмешения, приводящего к мутациям и болезням в роду.

Гринды — высокоразвитые интеллектуальные животные, хорошо осознающие себя и то, что они мыслят. Наряду с большими приматами, слоном, свиньей и вороной, зубатые киты сильно приближаются к человеку по уровню самосознания. Каждая семья имеет собственную поколениями отточенную тактику охоты и возможность общаться друг с другом.
Нам сильно повезло встретить этих удивительных животных в естественной среде их обитания. В это время года, летом, горбатые киты уходят севернее, косатки тоже редко заходят в Андфьорд. Кашалоты живут здесь круглый год. Но особенность поведения и охоты гринд в том, что когда они приходят на какую-то территорию, все остальные киты стараются не приближаться к ним и уходят. Т.е. если вы встретили гринд во фьорде, больше вы там в это время никого не увидите.
плавание с китами
норвегия киты тур
киты

Про ощущения от этой встречи рассказывать бесполезно — это трудно описать словами. Как впрочем и чувства, которые вызывает бесконечность и мощь океана, непостоянство и никогда не прекращающееся движение жизни над и под водой, удивительные обитатели огромного скрытого от наших глаз, но не от нашего влияния подводного мира.
Поэтому просто посмотрите эти картинки. И простите мне их количество — остановиться очень трудно и выбрать потом ещё труднее.