Привет всем читателям и обитателям уютного GFHome! С вашего позволения начну свой скромный рассказ о том, как я попала в туризм и почему жить не могу и дня без организации походов и путешествий.

Я родом из маленького городка в Иркутской области, в 800 километрах от Байкала. Сколько помню себя с детства, я постоянно упрашивала родителей куда-нибудь поехать, отправиться на Байкал или еще куда-нибудь. Но на все мои просьбы родители твердили «Нет!», так как денег не хватало даже на еду – то были тяжелые 90-е.
Но вот с 5-го класса я перешла в новую школу, и наша команда по волейболу не только тренировалась, но и постоянно что-то устраивала. И в 9 классе наш тренер вывез нас на берег реки Ангара, к скалам, привязал веревку и показал нам как можно дюльфернуть.*  Тогда это было очень страшно!!! Сначала мелкими шажками, кое-как, отодвигаясь от склона и вцепившись в веревку, я спустилась вниз. Ааа, вот это были эмоции! И все! С веревки меня уже было не снять. Раз 5-6 я спускалась и даже дошла до такого уровня, что смело могла прыгать и пролетать 1-2 метра в прыжке до следующего касания со скалой. А после 10-го класса я одна проехала через всю Россию в Воронеж – к тете, а потом в Одессу – к дяде и в Молдавию  - к дедушке! И вот это были эмоции!!! С тех пор, я поняла, что Жизнь – это движение, а Путешествие – познание мира! И понеслось…

На первом курсе, оторвавшись от родительского дома, приехала учиться в Новосибирск. Жила в общаге, денег родители, конечно, присылали, но этого не хватало. Поэтому сразу решили – надо подрабатывать. Весной начались курсы вожатых – не пропустила, т.к. очень люблю детей и сама была в лагерях. Очень классное это было время, интересно было оказаться с «другой» стороны. И первым же летом поехала работать в лагерь на Алтае, на берегу Катуни. Мне тогда было 18 лет. А детям от 7 до 17 лет. Да, одна девочка, у которой я была вожатой, была младше меня всего лишь на год. А лагерь этот был туристский. Поэтому в свой первый небольшой поход с палатками я пошла в 18 лет на Каракольские озера. Мало того, вела туда детей, отвечала за их безопасность и развлекательную программу. Тогда же и случился случай, о котором я теперь каждый раз рассказываю, когда вожу туда группы!

Дело было так: всего было около 20 детей, 2 вожатых и 2 гида. Естественно, все растянулись, я была замыкающей. Все, кто отставал и ныл, что больше не может, достались на мою долю. Но я-то очень хотела туда попасть, поэтому  всяческими уговорами я подталкивала детей по тропе вверх. И вот в какой-то момент один из мальчиков, очень полный, сел и сказал, что дальше никуда не пойдет – устал, не может он больше идти и всё-всё в этом духе. Я его долго уговаривала, рассказывала про жизненные препятствия, и что там будет очень красиво, и как все дети будут говорить, а он там не побывает и т.д. В общем, после длительных уговоров и постоянных подбадриваний в пути, мы все же дошли до базового лагеря. Ооо, какие прекрасные виды нам открылись. А главное, этот парень дошел и был чрезвычайно рад своему мужеству. Но твердо заявил, что с этого места больше никуда не сдвинется. Я настаивать не стала, завтра будет новый день, там и посмотрим. А на следующий день все собрались бродить по озерам и искать приключения. В общем, долго его уговаривать не пришлось, но в пути он снова ныл. А когда доходили до места и видели красоты, он все восхищался и я вместе с ним. В общем, там мы посетили много мест, увидели кучу красот, ели самодельное мороженое, от которого дети просто пищат. А вернувшись обратно в лагерь, этот мальчик выразил мне огромную благодарность, что я его не бросила и что он увидел такую красоту. А главное, что он понял - нет предела, есть только страхи, которые нужно преодолевать! А мне был большой бальзам на душу и урок в жизни, что главное – не сдаваться и все-все получится!!!

На следующий год я снова летом работала в этом лагере и снова водила детей в поход. А затем меня позвали в поход по Новосибирской области, на высшую точку – гору Пихтовый гребень, аж около 500 метров. Этот поход был "незабываемым". Когда в один из дней мы проснулись, а вокруг были снежные поля, и теплых вещей у нас не было особо, мы "очень обрадовались". Напялили все, что было, заблудились, и наш капитан решил, что будем возвращаться и не пойдем на Пихтовый гребень. Но как же так, я не привыкла сдаваться, так нельзя. Давайте изучать карту и ориентироваться, не пойдем назад без восхождения. Никогда не забуду, как Миша шел в красных колготках своей сестры, поверх были шорты, а на руках - носки. Тогда же мне подарили мою первую шапку, в которой я еще долго потом ходила в походы и участвовала в соревнованиях по туризму. А мы все-таки нашли дорогу и поднялись на высшую точку – восторгу не было предела. Эмоций была куча!!! Это было потрясающее путешествие, всего на 6 дней, но сколько с нами тогда всего произошло и сколько всего поменялось за время похода. Именно тогда я осознала, что поход – это маленькая жизнь, и когда идешь с человеком в поход, потом он становится самым близким, на него всегда можно положиться. Ведь с ним ты столько преодолел, сколько иногда люди за всю жизнь не могут преодолеть. А еще перед походом я не знала ни одного человека, кроме капитана, который меня и позвал туда. А после похода я помню каждого и общаюсь с ними и по сей день.

А потом меня "засосало". На 4 курсе я пробыла больше в походах и путешествиях, чем на учебе. Заработала свой первый двояк за всю историю учебы. Я просто всегда была хорошистка–отличница. Школу закончила с отличным аттестатом, но и ВУЗ я потом тоже закончила со всеми пятерками, кроме 2-х предметов. Но речь сейчас не об этом. В общем, я ходила тогда в лыжные, пешие, водные, горные походы и регулярно участвовала в соревнованиях по туризму от районных до уровня Сибирского федерального округа. Кучка медалей и грамот лежит дома в ящике и греет душу. Только кубки с чемпионатов походов гордо стоят на полочке. Ведь некоторые наши маршруты заняли 1 место на Чемпионате России по походам в своих категориях. Кроме походов, было еще и много путешествий самостоятельных, автостопом и по путевкам.

Первый раз в Европе я оказалась в автобусном туре, который приобрела для себя и мамы на третьем курсе за свои деньги. Для меня именно это путешествие стало поворотным в судьбе, именно после него я поняла, что для меня путешествия это не только хобби, но и призвание, и я хочу посвятить этому жизнь. Жить в России и путешествовать по всему миру. Так и случилось дальше. Во время обучения летом я работала гидом на Алтае, а в остальное время путешествовала автостопом по Сибири и России. После обучения пошла работать менеджером по туризму, но тяга к походам взяла свое, я уволилась и пошла в лыжный поход на 18 дней.
Это был Хамар-Дабан.

18 дней, из которых 17 мы не встретили ни одной души. Только наша группа, тайга, реки, снег и камни. А какие там места!!! Мммм, эх, красотища!!!

И это уединение снова перевернуло мою жизнь. После похода я вернулась в цивилизацию  и поняла, что уже не смогу жить нормальной жизнью - работать на одном месте, сидеть в офисе. И поэтому сразу после возвращения я согласилась на приглашение друга поехать в велосипедное путешествие вокруг Средиземного моря. Только вот это был 2011 год, и тогда было очень неспокойно в Алжире и Тунисе. Посол не рекомендовал нам ехать туда, потому что это не безопасно, но очень заинтересовался нашим маршрутом. Поэтому оставалась только Европа, но мой друг там уже много раз был. Тогда его позвали на работу, поэтому он отказался от затеи, а я уже не могла повернуть. И поехала одна. Проехала за 2 месяца 1500 километров, посетила 4 страны, познакомилась с кучей прекрасных людей.

Еще в путешествии я поняла, что путешествовать – это очень здорово, но на длительный срок отрываться и просто глазеть на мир мне не нравится. Мне хочется работать и путешествовать постоянно. Поэтому, вернувшись домой, я стала искать, где можно так работать и путешествовать. Устроилась работать детским аниматором в Египет. Очень люблю работать с детьми, да и на выходных можно исследовать другую страну. Тем более, что Египет – это древняя цивилизация с тысячелетней историей, и мне никогда не хотелось поехать туда по путевке, просто валяться на пляже и тусоваться в отеле. А вот изнутри изучить эту страну, своими глазами увидеть вековые дары человечества, побывать в пустыне и взойти на Священную гору – Синай. Это как раз для меня. Жила я там полгода, за это время побывала в Каире, посмотрела знаменитые Египетские пирамиды, изъездила на велосипеде прибрежную часть Синайского полуострова и немного покаталась в Израиле: Хайфа, Тель-Авив, Эйлат. И конечно же, каждый день купалась в чудеснейшем Средиземном море.

А вернувшись домой, я очень случайно встретила своего будущего мужа. И только со мной познакомившись, он сказал: «А почему ты не создашь свой клуб, где ты будешь внедрять всю свою неуемную страсть к путешествиям и вдохновлять этим людей вокруг?». Хм, а почему бы и ДА!!! И в ноябре 2012 года мы создали наше любимое детище – Клуб ярких путешествий «Твой Путь», где каждый маршрут мы разрабатываем с большой любовью к путешествиям, вкладывая всю душу в каждый день на маршруте. В наших походах мы стараемся, чтобы это был не просто поход, а настоящее путешествие с погружением в то место, куда мы отправляемся. Если это Алтай, то главная часть – это, конечно, горы, но не только. Мы обязательно посещаем местные музеи и места Силы, общаемся с местным населением и знакомимся с их верованиями и интересным жизненным опытом. И так в каждом маршруте.

Со времени создания клуба, мы провели более 20 значительных походов, сводили более 100 человек. А вернувшись из одного из путешествий по Камчатке, мы решились на создание самого прекрасного чуда на Земле – ребенка.
   12 июня 2014 года – в День России, появилась на свет Варвара. Но тяга к путешествиям не остыла, поэтому мы сейчас больше ориентированы на семейные походы и путешествия. Да, ходить в походы мы стали меньше. Да и походы немного изменились по содержанию. Но по-прежнему мы идем по свету и хотим, чтобы люди познавали этот мир через путешествия. Своим примером мы показываем, что это возможно! С первых дней жизни Варвары мы путешествуем. В 3 недели пошли в однодневный пеший поход по Новосибирской области, в 2 месяца поехали в Томскую писаницу, в 6 месяцев поехали на Байкал зимой.

Моя жизнь не сильно поменялась с появлением на свет первой дочери. Стала больше ориентироваться на семейные походы и путешествия. Свой опыт общения с детьми, как вожатая и аниматор, теперь внедряю в совместные походы с детьми. Каждый поход у нас содержит квест, в котором участвуют и маленькие, и «большие» дети. Ведь, пока, в вашей душе живет ребенок, значит, вы открыты этому миру и можете развиваться, познавать его и замечать маленькие прелести каждого момента. А главное, по мере роста и развития, Варвара в это втягивается. В этом году, когда мы поехали в Томск просто побродить по любимому сибирскому городу, она осознанно поняла, что мы приехали куда-то, разглядывала во все глаза новое и постоянно спрашивала: «Это что?», а мы ей все объясняли и показывали. А уже весной она стала чаще показывать на велосипед, значит помнит, как мы в прошлом году на нем катались. Ура, значит будем еще больше путешествовать на велосипеде, Варя заценила. Теперь постоянно кричит: «Это мой велосипед!!!» и ждет, когда ее посадят на сидение для очередной поездки. Так что, думаю, что Варвара во всем разделяет интересы родителей и готова много и насыщенно путешествовать.

Главное, как и во всем - не переборщить, а входить в поездки, походы и  путешествия плавно: от маленького к большому. И не забывать про действительно интересную программу для детей. А уж этого у нас хватает!

«Лучше гор, могут быть только горы, на которых ты еще не бывал» - это действительно девиз моей жизни. В горах я нахожу уединение, прекрасное величие природы, себя. Каждый поход придает силы и вдохновляет на новые идеи. В природе все совершенно, нам есть чему поучиться у нее. Поэтому и походы мы стараемся разработать так, чтобы максимально побыть наедине с великим – горами, тайгой, первозданной природой. Получить вдохновение, столкнуться с казалось бы непреодолимым препятствием – будь то перевал или серьезный брод, восхождение или просто пеший дневной переход. Это все препятствия, которые мы учимся преодолевать. После этого любая жизненная неурядица становится такой мелочью, плевым делом, которое можно решить очень легко и непринужденно. А еще очень важно – это команда. Да, в каждый наш поход идут люди, которые часто не знают друг друга. Совместные открытия в походе, обустройство лагеря, преодоления и восхищение прекрасным сплачивают, поэтому по возвращении каждый находит себе новых друзей. И образуется настоящая команда, которая еще может встретиться и вместе пойти в поход или поехать в путешествие. А я от этого получаю настояще удовольствие – помогать людям, открывать и познавать этот мир вместе.

Да, каждый поход – это маленькая жизнь. Поэтому в каждом походе происходит множество разных историй, которые никто не записывает, но если начать вспоминать, то получится приличный 2-х томник. Расскажу парочку для затравки.
   В 2013 году мы водили группу в поход по Камчатке с восхождением на вулканы Ушковский, Ключевскую сопку и Безымянный. Группа была небольшая, всего 7 человек. И первую встречу с медведем, думаю, запомнил каждый. Собрались мы на общее фото возле интересных изваяний – последствий больших извержений в этом районе. Лавовые бомбы разлетаются на многие километры от самих вулканов и образуют впоследствие причудливые формы изваяний. Вот возле одной из таких фигур мы собрались на фото. Только все уселись, а я фотографирую и, глядя в объектив, вижу, как одно из этих изваяний, в 2-3х метрах от нас, начинает двигаться и уходить от нас… Волосы встали дыбом: что это?! Смотрю не в объектив и действительно – это медведь, настоящий такой медведь, цветом очень похожий на эти черно-коричневые застывшие бомбы. А ребята все смотрят на меня и говорят, ты чего застряла, давай фотай уже. Я говорю: «Без паники. Там медведь», а он себе спокойно продолжает движение не в нашу сторону, что радует, но прямехонько по пути, куда нам нужно идти.

Потом мы еще много раз издалека с ним пересекались, пока наконец, не встали на обед, а он ушел своей дорогой. Ну, в общем и в этот день, и в следующий мы тоже встречали медведей. Даже на леднике одного медведя видели. Тут уж удивились, конечно. А весь поход одна девочка у нас постоянно отставала, тащилась в конце и мы ее ждали. Но вот мы уже выходим из похода, впереди перевал Толуд, который стоит между вулканом Толбачик и Удиной, а вокруг поля шикши, черники и всякой лесной ягоды. Тут мы припали ее есть, сколько сможем, пока не обнаружили, что камни вдали стали двигаться. Мы насчитали в пределах видимости вокруг нас 11 медведей. Давай, конечно, уносить ноги. А эта девочка, которая шла все время позади, мчалась быстрее всех и постоянно спрашивала у нас: «Ребята, вы чего так медленно идете, куда дальше-то идти?!». Мы надеялись только на одно чудо, что за перевалом медведей не будет. Был уже вечер и нам нужно было вставать лагерем на ночевку, а вставать там, где уже заведомо больше медведей, чем нас в 2 раза, и это только то, что мы увидели, было не очень приятно. Историй с медведями на Камчатке хватает. Я теперь каждому туристу, который собирается с нами на Камчатку говорю, что извержение вулканов вы можете увидеть или нет, это как повезет, а вот медведя встретите 100%. Не было еще ни одного похода, в котором бы наши группы не видели медведей. Если соблюдать всю технику безопасности, которую мы обязательно даем перед походом, тогда все будет благополучно. Этому зверю не особо хочется связываться с человеком, он не входит в зону его прямых интересов. Часто плачевные случаи происходят только от неправильного поведения человека в дикой природе.

А еще однажды была одна интересная история. Это был один из первых походов, когда я работала гидом. У нас в группе была девочка из Самары, которая в первый раз отправилась за Урал, в  далекую и полную легенд Сибирь. В общем ее провожали с такими посылами: Ира, ты куда собралась?! Там же дикость жуткая, тайга, медведи, ведьмы и прочее. И однажды мы сидим у костра, снова обсуждая эту комичную ситуацию, а Ира сушит колготки в руках, все время помахивая ими у костра. И тогда мы придумали сценарий ролика для ее близких под названием: «Посвящение в ведьмы». Значит, во-первых,  если кто-то со стороны пройдет и увидит это зрелище, как она машет колготками над костром – уже что-то не ладное почует, смотрелось действительно забавно. А дальше мы накладываем всякие звуки животных, горлового пения, возгласов диких и шаманских, и получается вообще страшная картина сего действия. Мы тогда так вошли в роль, что часа 2 придумывали, как развернуть эти события. Посмеялись от души, а главное еще весь поход Ире накидывали варианты, что ей нужно будет рассказать своим родным и близким о Сибири, о жизни за загадочным Уралом. Здесь все по-другому. Каждый второй шаман, каждая третья – ведьма! В каждом, абсолютно каждом походе происходят курьезные случаи. Интересно то, что в каждом последующем походе я постоянно рассказываю истории из предыдущего, поэтому люди заочно знакомятся, а потом могут и вместе в один поход попасть.

И в заключении, хочется отметить, что путешествия – это универсальный способ познания мира, а походы – универсальный способ познания себя. До встречи на тропе, Друзья!

Путешествия от Натальи Лаловой:
miniarrow-right-grey.png Туристический поход по Восточным Саянам
miniarrow-right-grey.png Этно-тур по Алтаю: Таинственные долины
miniarrow-right-grey.png Путешествие на Камчатку: вулканы, горячие источники, Тихий океан и медведи

*Дюльфернуть  - спуск с горы методом Дюльфера, скоростной спуск по верёвке на крутых и отвесных стенах