(с) Оксана Юшко(с) Оксана Юшко

В этом году с Пэтчем Адамсом приехали 30 клоунов из США, Канады, Великобритании, Италии, Швейцарии, Германии и Японии. Они побывали у детишек в Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих детей, Российской детской клинической больнице, Городской больнице №7, Детской больнице №9 и Московской областной детской психоневрологической больнице, в детском доме-интернате №28 и коррекционной школе-интернате №4. Успели навестить и пожилых людей в сестринском отделении больницы в поселке Гремячее Тульской области.

(с) Оксана Юшко

Пэтч Адамс

Пэтч Адамс - большой человек. Во всех смыслах слова. Во-первых, у него широкая душа и огромное доброе сердце. Уже много десятков лет он, помимо клоунничания по миру, помогает больным и голодающим детям и взрослым в разных частях земли. Во-вторых, его рост - около 2 метров. Светлые усы и длинные волосы, завязанные сзади в хвост. Одна часть волос окрашена в синий цвет. Чтобы было веселее. На нем, независимо от московской погоды, в ноябре обычно холодной, разноцветная рубашка и широкие смешные штаны, которые иногда он заворачивает – получаются шорты. Да, еще надувной круг на талии, резиновая курица в руках, которая громко пищит, когда на нее нажимаешь. Иногда он меняет курицу на большую и смешную, тоже резиновую, рыбу, похожую на сухую воблу. Конечно, самая важная часть костюма – красные клоунские ботинки огромного размера – с круглым забавным носом. В таком виде Пэтч (обязательно, держа в руках рыбу или курицу) входит в палату в больному малышу или в комнату детского дома, где ждут ребята. От одного его вида – малыш улыбается, хотя, возможно, только совсем недавно ему сделали операцию, и боль еще не отступила, или ребята ухахатываются все вместе. Ведь редко встретишь такого большого и красочного дядю?! 

(с) Оксана Юшко

Пэтч умеет работать с детьми, как ни один самый лучший педагог. Обычно он берет на себя самых сложных, тяжелых, больных детей – в разных местах, куда бы ни приехала группа. Никогда не забуду, как в Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих детей (очень тяжело в это поверить – но там есть дети, которые не видят, не слышат и не говорят одновременно, есть дети, которые слепы от рождения, но слышат и говорят, а есть зрячие – при этом глухонемые) воспитательница бежала именно за Пэтчем. Потому что в комнате была девочка лет 12-ти, которая почти не видит и ничего не слышит, тяжело больна. Она кричала и сильно билась головой об стенку. Пять минут понадобилось Пэтчу Адамсу, чтобы успокоить и вызвать улыбку на лице девочки. Он обнял ее, терпеливо пел ее имя и качал на коленях, как в колыбели, прикасаясь губами к ее волосам.

 (с) Оксана Юшко

Выставка «Карусель улыбок» и студия «Дети Марии»

Каждый год в ноябре, когда Пэтч приезжает в Россию, открывается выставка художественной студии «Дети Марии». Ее основатель Мария Елисеева уже много лет знакома с Пэтчем Адамсом. В студии рисуют, лепят, слушают лекции по разным предметам, все вместе читают книги и стихотворения, дружат и самое главное - учатся любви и доброте – заботиться друг о друге и быть в команде. В основном, там занимаются сложные дети с особыми нуждами, дети-сироты, выпускники интернатов.

(с) Маша Ильина

В этом году выставка открылась на несколько дней в ЦДХ. Небольшой зал заполнен до потолка рисунками ребят – красочными в светлых тонах акварелями, на которых: мальчики и девочки, любимый город Москва, зверюшки, домики – и почти на всех – солнце. Большое, яркое, желтое. Войлочные панно, изделия из керамики – целый маленький дом с его обитателями-хозяевыми, зверями, предметами мебели. Понравившуюся работу можно купить – и эти деньги пойдут в помощь студии. Еще ребята вместе с воспитателями-волонтерами специально для команды клоунов и друзей приготовили концерт: читали стихотворения, говорили на разных языках, пели и танцевали. Талантливо! Устроили настоящий праздник!

 (с) Маша Ильина

Благотворительный аукцион
Через несколько дней после выставки был аукцион художественных работ, созданных в студии. Каждый год Пэтч Адамс проводит этот аукцион лично. Вырученные деньги идут на обеспечение студии и помощь больницами и детским домам, которым студия помогает.

Перед началом аукциона Пэтч рассказал три истории. Он не мог не поделиться ими. Потому что у Пэтча есть такая привычка – делиться. Он обладает одним из редких на сегодня качеством – любит и умеет делиться всем, что у него есть – будь то любовь, доброта, отличное настроение или еда и кров.

(с) Оксана Юшко

«Сегодня мы ездили в больницу. В первой палате, в которую мы зашли, находились мама и дочь. Дочка как раз выходила из комы. История была в том, что мама переходила дорогу, держа ребенка за руку. Машина сбила ребенка, его отбросило в сторону, словно футбольный мяч. И вы, если у вас есть дети, можете представить, как обрадовалась мама, когда узнала, что дочка будет жить, и услышала ее первые слова! Ее мама пережила один из самых страшных опытов. Когда мы пришли, девочка нам улыбалась, даже играла с нами в шарики. Мама постоянно держала дочку за руку, говорила, что «все хорошо, не волнуйся, все будет хорошо»…

Во второй палате лежал 10-летний мальчик, которого готовили к операции. Над ним склонилась, как большая птица, бабушка. И он не боялся. Он сказал: «Моя бабушка здесь!». Он чувствовал себя в безопасности. Они играли до последнего, пока ребенка не укололи, чтобы отвезти в операционную. Это была удивительная бабушка, она все время улыбалась, шутила, и мальчик на нее смотрел и чувствовал поддержку. В палате царила атмосфера веселья. Было видно, что она очень сильная женщина с большим и сильным сердцем.

Потом мы познакомились с отцом и его дочерью. Это было мощное влияние – взаимодействие между отцом и дочерью. Часто с больными детьми мы встречаем матерей или бабушек. Эта 11-летняя девочка потянулась за кошкой и выпала с высокого этажа. Она была вся загипсована. У нее отца необыкновенное чувство юмора. Их общение было похоже на игру в теннис: они подкалывали друг друга, шутили – дочка ни в чем не уступала отцу. Было нетрудно догадаться, что это состояние шутки и игры для них – естественное. Девочка купается в любви, юморе и доброте». 

И Пэтч добавил: «Во всех этих случаях - самое главное то, что ребенок знает, что рядом с ним кто-то есть. Тот, кто любит его и заботиться о нем. А есть дети, у которых нет ни матери, ни отца, ни бабушки… Во время клоунничания по больницам и детским домам очень часто, когда я обнимал ребенка, он прижимался ко мне так, будто я его единственный отец, и эти объятия впервые…Мы все здесь, чтобы почувствовать этого ребенка в своих объятиях». 

Вот почему этот аукцион важен. Но также – он особенно важен и для ребят, чьи работы выставляются. Они переживают – наверное, больше всех!

(с) Оксана Юшко

Сережа Исаханян, необыкновенно талантливый в живописи мальчик, у него детский церебральный паралич. Его картины, написанные акварельными красками – огромная внутренняя победа. Они добрые, открытые, цветные – сказочные. «Спасенный мир» - летний пейзаж: с заснеженных горных вершин спускается единой волной водопад, у основания которого радуга – был куплен за достойную цену. Теперь он в добрых и надежных руках.

(с) Оксана Юшко. Сережа в объятьях Пэтча на аукционе - во время торга

«Такое ощущение, что старый замок превратился в куб с плавными геометрическими формами»

Асланбек Гайсумов, молодой человек из Чечни, который уже несколько лет живет у Марии Еслисеевой и учится в Москве. На аукционе была представлена его работа-инсталляция «Шекспир». Это большая книга-коллаж, объемная, с множеством ходов и переплетений, в центре которой – профиль Шекспира. Книга - примерно полтора метра на метр - из нескольких страниц, которые можно листать.

(с) Оксана Юшко  Асланбек, как и другие ребята-волонтеры студии, клоунничает и помогает детям

«Это не лучшая моя работа – скромно рассказывает Асланбек. – Я создал ее за несколько дней до отъезда в Англию. Идея была в том, чтобы технически сделать, как профиль Шекспира постепенно уменьшается и уходит вглубь. В книге сейчас на каждой станице по одному сонету. В глубине – какие-то ходы. Все внутри покрылось тайной – все, как и сама личность Шекспира. Я никак не могу понять: как у Шекспира в одной голове могло поместиться столько гениальных мыслей? Удивительно, как в одном человеке может «уместиться» столько всего! Почему книга? А как по-другому рассказать о Шекспире?» - «То есть изначально ты думал о Шекспире?» - «Да». – «А ты читал его произведения?» - «Да». - «Что именно?» - «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», сонеты, много чего. В Англию мы ехали на шекспировский фестиваль в Стратфорде. Там мы ставили спектакли…

 (с) Оксана Юшко   Асланбек демонстрирует свою книгу-коллаж на аукционе

«Ты делаешь коллажи?» - «Да». - «А что ты думаешь про коллаж?». - «Я художник, выражаю себя так, как чувствую. Не думаю, что буду работать исключительно в рамках коллажа. Сейчас делаю новую инсталляцию. Она называется «Правда». Одна маленькая книжка, старая-старая, хрупкая, и в нее забит до безумия огромный гвоздь. В углу этой книги – дырка, из которой хлещут буквы». – «Как это – хлещут?» - «Змейкой крутятся, друг с другом скреплены. Держаться на клею и маленьких палочках. Туда можно будет опустить голову, нырнуть. Изначально в работе должен быть замысел. А понимание, как замысел воплотить, потом уже само приходит. Есть еще идея – сделать книгу, на которой будет написано тоже «Правда», но ее будет скреплять огромный замок! Что ты думаешь, когда видишь книжку закрытую, на которой висит огромный замок?» -«Возможно, какой-то запрет, да?» - «Нет, это о том, сколько правды, истины сокрыто от людей. Во всех сферах жизни, будь то философия, познание мира или политика. Со времен Адама и Евы – уже тогда появилась правда и ложь, так ведь? С того времени были люди, которые говорят правду, а были и те, которые делали так, чтобы эту правду не слышали. Я выбрал символ книги, потому что даже представить сложно – сколько информации, которая возможно не озвучена до сих пор, хранится в архивах, библиотеках – на бумаге! Эта маленькая книжка, в которую забили нахальные люди этот нахальный гвоздь – олицетворение всех этих людей. Эта старенькая книжка – олицетворение времени, сколько жизнь существует. Она не выдерживает всего этого, поэтому из нее хлещут эти буквы. Она маленькая – в ней сокрыто столько всего!» - «Подожди секундочку, про гвоздь – это ведь другая книга?» - «Да, но сегодня я думал о том, чтобы сделать одну работу. Чем меньше деталей, тем ярче смысл. Недавно видел одну инсталляцию: стоит сковородка, а в ней скрипка. И больше в комнате ничего». – «Маленькая скрипка?» - «Обычная. Просто в огромной сковородке. Могу ошибаться, но я понял это так: нельзя относиться к искусство поверхностно. Нельзя жарить на сковородке искусство, словно яичницу на утро…».

«Тебе нравится работать с бумагой?» - «Очень. Иногда стою в магазине и выбираю бумагу – это такое наслаждение! Ненавижу глянцевую бумагу! Она бывает полезна только в очень редких случаях». – «Раздражает, что она блестит, или какие-то ассоциации с глянцем?» - «Даже не знаю. Она неживая. Буквы очень люблю. Буквы – целая философия! Знаешь, почему меня так волнует тема правды? Я в Чечне родился. Когда мне исполнилось 2 года, началась война, в которой я прожил 12 лет – до 14-ти. Тогда я думал: «Неужели нет другого мира, другой жизни? Неужели другие люди не знают всего этого? А если знают, почему не помогут прекратить этот ужас? Где же помощь?!» Я каждый день об этом думал… Думал, когда был маленький, что раз никто не приходит на помощь, значит нет другого мира – значит везде такое творится! И когда я приехал сюда поступать в коллеж, поступил, несмотря на то, что у меня было очень плохо с образованием – я ходил в палаточную школу, и не было никакой математики… - боялся учиться в колледже из-за того, что считал: все образованнее и умнее меня. В первый день учебы у нас была философия. Философ оказался деликатным. Говорили о войне, и одна девочка спрашивает: «А что такое «чечня»?» Кто-то из группы в 30-ть человек добавил: «А что это? А где это?» И у меня по коже побежали мурашки…. Тогда я понял, что эти ребята не знали, что эти годы – больше 10 лет - на территории их страны шла война, убивали людей. Люди жили в подвалах. А ведь этим ребятам, студентам, было уже по 18-20 лет…. Сейчас я поступаю в архитектурный институт. С детства мечтал быть архитектором. Есть проблема в Грозном, которая меня очень волнует – архитектура. Мне нравится очень много стилей» - «А идеальный дом для жизни – какой?» - «Идеальный дом? Очень странный вопрос. Это тот дом, который нравится. Для меня это дом, в котором я буду чувствовать себя уютно, защищено… хотя, защищено я себя нигде не чувствую… у меня никогда не было дома… Мы постоянно скитались из одного дома в другой. Сейчас начали строить фундамент в Грозном. Пэтч помогает нам в этом. Дом для нашей семьи строится по моему проекту. Минимум затрат, очень скромная планировка… но все продумано. Два этажа. Если спрашиваешь про дом-мечту, то это: озеро или вода, и мой дом наполовину стоит в воде. Одна стена – стеклянная – большое окно, оно раздвигается, и ты можешь сидеть в гостиной и пить чай, опустив ноги в воду. Мне нравится минимализм. Он был бы из дерева, из камня… Такое ощущение, что старый замок превратился в куб с плавными геометрическими формами. Мой идеальный дом – дом, в котором я буду чувствовать себя очень комфортно, дом, в который будут приходить многие люди и тоже чувствовать комфортно. Очень теплый».  

Пока мы разговаривали, аукцион продолжался. Нежные «Лебеди», слепленные из керамики, коллективное панно из войлока «Морские фантазии», картина «Первый снег» о заснеженной столице, коллективная работа «Салют Москве» и другие детские творения, слава Богу, нашли своих хозяев, которые оценили талант и трудолюбие ребят и осознали важность и смысл самого аукциона.

(с) Оксана Юшко    Мария Елисеева рассказывает о легендарной двери студии "Дети Марии" - последнем лоте. Афтограф на этой двери - самый ценный лот.

Вторую неделю клоунничания Пэтч Адамс и его команда провели в Санкт-Петербурге, где осчастливили еще очень многих детей…

(с) Маша Ильина       Вся дружная и веселая команда клоунов 

 

 

(с) Маша Ильина    Такое веселье клоуны устроили на открытии выставки "Карусель улыбок". Пришли многие ребята из студии, ребята из детских домов, интернатов - чтобы посмотреть на рисунки своих сверстников. Все остались довольны и счастливы ;)

О других приключениях команды Пэтча Адамса в Москве - смотри в разделе "Видео".