«В давние времена в здешних местах жила прародительница горных народов по имени Яо Бай. Яо Бай сотворила небеса и землю, а затем решила разделить землю между людьми, и пригласила их к себе на совет. Все народы собрались у Яо Бай, кроме представителей буланов, которые не пошли, чтобы не тратить время на споры. Яо Бай хотя и рассердилась на них, но все-таки простила: ведь без земли люди народа булан не выжили бы. Тогда она взяла горсть семян и раскидала их по склонам Высокой горы. С той поры и растут в деревне Лунпа чайные деревья, а буланы начали культивировать и пить чай. Высокая гора, вокруг которой живут представители малого народа Булан, сегодня известна как одна из шести «чайных гор» провинции Юньнань.»
(Легенда о чае народа булан)
Шагающий впереди меня проводник Айнипа вдруг яростно заколотил палкой по заросшей густой травой тропе. «Пама - змея. Опасно!» - предупредил он меня, но я успела заметить только стремительно уползающий конец змеиного хвоста. По окраске он напоминал "ленточного крайта" – одну из самых ядовитых змей Юго-Восточной Азии. Неприятно, но поворачивать назад я не собираюсь. Я хочу проделать этот путь через джунгли, чтобы увидеть по-настоящему уникальные чайные деревья, произрастающие в труднодоступном районе провинции Юньнань на юге Китая. Это самые старые из культурных чайных деревьев в мире. Они достигают в высоту 25 метров, а их возраст насчитывает - 800-700 лет. Как они здесь оказались? Дело в том, что эти края без дорог, где редкие деревушки связаны между собой лишь тропами, по которым могут пройти только люди и вьючные животные – когда-то являлся отправным пунктом оживленного средневекового торгового пути из Китая в Тибет, известного под именем "Чай в обмен на лошадей". За контролирование этого ценного пути Поднебесная Империя вела постоянные войны с государствами, владевшими в то время этими горными землями. Именно отсюда ценный пуэр (ставший сегодня таким популярным) развозили по всему огромному Китаю и в Тибет.
Впрочем, моего проводника Айнипу, да и его соплеменников мало интересует древняя история. То время буланы зовут «временем снов», а сами живут в настоящем, не понимая, что сами собой представляют историческую ценность для ученых-этнографов. Буланы - один из древнейших народов Восточного Гималайского региона. Согласно древним китайским летописям, две тысячи лет назад они вместе с предками национальностей вай и дэан начали заселяться в горных районах юга Китая и в бассейне реки Ланьцанцзян (так здесь называют Меконг). С той поры,а может быть и с более давнего времени, они мирно живут «выше облаков» - на высокогорье ( 1500 -2000 метров над уровнем моря ), куда тяжело добраться чужакам. Да и сами представители народа булан редко спускаются вниз и общаются с внешним миром, застыв во вневременье и прогрессе. Как и две тысячи лет назад, Буланы используют подсечно-огневое земледелие, вырубая лес только, если их прежние поля крайне истощатся. Выращивают они таро и клейкий рис, а еще занимаются охотой и ловлей рыбой.
Влажные тропические леса, пока еще вольно растущие в предгорьях земель буланов на площади свыше одного миллиона га – это сегодня самые сохранившиеся джунгли в континентальном Китае. Здесь обитает и размножается сотни видов птиц, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих. Количество видов растущих здесь растений, по подсчетам известного китайского ботаника Цай Ситао в 60-х годах двадцатого столетия, достигало 7000! Среди буйных тропических джунглей и укрыты чайные плантации буланов. В отличии от других китайцев, буланы всю свою историю собирали чайный лист исключительно с высоким деревьев. У листьев с таких высоких и старых чайных деревьев почти нет ворсинок, длина листа составляет 10-20 сантиметров. Сбор чайного листа с таких высоких деревьев очень трудоемок: урожайность остается на весьма низком уровне, а технология ферментации буланского пуэра - длительна и сложна. Но именно такое традиционное чаеводство позволяло хранить симбиоз природы и буланов. И буланы выращивали чай не только для себя, но и на продажу.
Однако в последние годы в Китае строятся многочисленные дамбы на Меконге, что вызывает его сильнейшее обмеление, и вовсю вырубаются уникальные леса Юньнаня под плантации чая. Этому способствует мощная популяризация чайной культуры. Если раньше професс ферментации чайных листьев под пуэр длился до нескольких лет, то пару десятилетий назад была разработана новая "быстрая" технология ферментации пуэра. Листья складывают в кучу, обрызгивают водой и укрывают тканью, - в результате уже через сорок с небольшим дней готов так называемый шу пуэр. Да и изготоваливается пуэр в современных чаеводческих хозяйствах из листьев низкорослых чайных кустов. Из-за новой массовой чайной агротехники буланы, когда-то принесшие пуэр в китайскую чайную культуру лишаются дохода и части национальной самобытности. Чтобы выжить, буланцам так же приходится забрасывать вековые посадки старых чайных деревьев, и вырубать все новые и новые участки леса под посадку молодых чайных кустов. Складывающаяся тысячами лет экосистема разрушается на глазах.
Тем временем, мы уже достигли села. Меня зовут посмотреть на праздник Наньцзе – один из красивейших и самых торжественных праздников у буланов. В семьях угощаются вкуснейшим лакомством из клейкого риса, сваренного с красным сахаром. Мужчины, собравшись вместе и сняв головные уборы, с поклонами желают старейшему в роде долгих лет, счастья и благополучия. Затем старейшина выступает с таким напутствием: « Пусть Мужчины рода по праздникам просят у Неба счастья. Пусть все мужчины всегда приходят на проводы Старого год и встречу Нового. Желаю вам хоршего урожая и здоровья в новом году!»
Не знаю, как долго еще сохранится празнование Наньцще у буланов. Сейчас буланы все больше ассимилируют в основную массу населения: без охраны со стороны властей Китая и активного участия ЮНЕСКО их самобытная культура может исчезнуть в пределах одного поколения. Разрушение древних традиций буланцев связано с проникновением современной экономики массового потребления в горные районы провинции Юньнань. Высокие расценки на пуэр заставляют предпринимателей засевать всё большие площади кустовым чаем; и с ним традиционный тяжелый чайный промысел буланов не выдерживает конкуренции. Ценности буланов (добывать ровно столько, сколько надо на ближайшее будущее) основаны на глубоком понимании природы, равновесии с ней. Ну а на чем основаны ценности нас - тех, кто живет в мегаполисах? На постоянном потреблении? Мы покупаем вторую и третью машину, не задумываясь, какой урон это наносит экологии. Выкидываем каждый день кучу пластика в мусоропровод, не задумываясь, на сколько километров в год растут свалки. Мы живем, забыв о природе, частью которой мы все являемся и без которой долго жить не сможем.
Буланы же несут в себе традиционный уклад жизни, гармонирующий с природой. Поэтому задачу сохранения их самобытной культуры можно считать такой же важной, как охрану природы и редких видов животных, птиц и растений. Эти задачи противоречат интересам глобальной экономики, но без них человек превращается всего лишь в винтик общества потребления, с каждым движением все более превращающий свою страну – в выгребную отходную яму.
Что такое пуэр?
Раньше пуэром звали чай многолетней выдержки. Сейчас такой чай зовут шен пуэром.
Пуэр - это сильно ферментированный чай. С давних пор сырьем для шен пуэра были крупные чайные листья со старых чайных деревьев. Листья проходили процессы завяливания и скручивания (термин для различного рода манипуляций с чайным листом с целью разрушения стенок клеток листа и выжимания чайного сока). Затем мао ча (чайный лист) прессовался, и ферментация чая происходила в процессе его длительной транспортировки и последующего хранения. Спустя 2-3 года из шен пуэра, изготовленного по классической технологии, уходит горечь и его можно начинать пить. Через 5-6 лет можно наслаждаться его тонким вкусом и ароматом, и этот вкус и аромат становится только лучше со временем, при условии того, что шен пуэр хранится правильно. Употребление пуэров нормализует пищеварение, способствует снижению веса, уменьшает содержание сахара и холестерина в организме, выводит токсины и яды.
Оставить свой комментарий