Jazz

Как известно, джаз как музыкальный жанр сложился на рубеже XIX -XX вв в результате синтеза элементов двух музыкальных культур: европейской и африканской. Из африканских элементов можно отметить полиритмичность, многократную повторяемость основного мотива, вокальную экспрессивность, импровизационность. Все это  проникло в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора: обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. 

Слово «jazz», первоначально «jazz-band», стало применяться в середине 1-го десятилетия XXв в южных штатах. Эта музыка, джаз, создавалась небольшими нью-орлеанскими ансамблями, в их составе были труба, кларнет, тромбон, банджо, туба или контрабас, ударные и фортепиано.

Яркие представители: Frank Sinatra и Cesaria Evora, Louis Armstrong и Al Di Meola.

 

Avante-Garde

Этот стиль зародился в 1960-е годы. Для него характерно стремление освободить джаз от «оков» гармонии, ритма, метра, традиционной структуры, сделать его программной музыкой. Авангардный джаз опирается на новые выразительные средства и технические приемы. Он полностью подчинен целям исполнительского индивидуального и коллективного самовыражения. 

Наиболее известные исполнители: Alice Coltrane, Sun Ra, Archie Shepp.

(Alice Coltrane)

Acid Jazz

Что такое Acid Jazz? Это фанковый музыкальный стиль 70-х со встроенными элементами джаза, хип-хопа и соула. Он может быть сэмплированным, он может быть «живым», а может быть и смесью сэмплов и живого исполнения. 

 Acid Jazz  - это клубная музыка, которая делает упор на саму музыку, а не текст, и  ее основная цель  - заставить вас двигаться. 

Первый сингл в стиле Acid Jazz был «Frederick Lies Still», его автор - Galliano. Это был кавер на Curtis Mayfield «Freddie's Dead» из фильма «Superfly». 

(Mondo GroSSO)

Большой вклад в продвижение стиля Acid Jazz внес диджей KissFM? Gilles Peterson. Он был одним из первых, кто основал Acid Jazz лэйбл. В конце 80-х - начале 90-х появилось много исполнителей Acid Jazz, которые представляли собой как "живые" команды: De-Phazz, James Taylor Quartet, Galliano, Jamiroquai, Don Cherry, так и студийные проекты: PALm Skin Productions, Mondo GroSSO, Outside, и United Future Organization.

Big Band

Конечно это не стиль джаза, а тип джазового инструментального ансамбля. Любой джаз, исполняемый "биг-бендом", очень сильно выделяется на фоне отдельных исполнителей джаза и небольших коллективов.
Количество музыкантов в биг-бендах обычно между десятью и семнадцатью.
Сложился этот тип в конце 1920-х годов и состоит из трех оркестровых групп: саксофоны - кларнеты (Reels), медные духовые инструменты (Brass, в дальнейшем выделились группы труб и тромбонов), ритм-секция (Rhythm section: фортепиано, контрабас, гитара и ударные).

Расцвет музыки биг-бендов, начавшийся в США в 1930-е годы, связан с периодом массового увлечения свингом.  

(Биг-бенд Г.Гораняна)

Позднее, вплоть до настоящего времени, биг-бенды исполняли и исполняют музыку самых разных стилей. Однако, эра биг-бендов начинается значительно раньше и восходит ко временам американских менестрельных театров второй половины XIX века, нередко увеличивавших исполнительский состав до нескольких сот актеров и музыкантов.

Послушайте The Original Dixieland Jazz Band, King Oliver's Creole Jazz Band, The Glenn Miller Orchestra, Benny Goodman And His Orchestra и вы оцените всю прелесть джаза в исполнении биг-бендов.

Bebop

Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии.
Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи. Отличительной чертой всех бибоповцев стал эпатаж: зогнутая труба «Диззи» Гиллеспи, их поведение, нелепые шляпы Монка и т.д.
Возникнув как реакция на повсеместное распространение свинга, "бибоп" продолжил развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаружил ряд противоположных тенденций.                       (Диззи Гиллепси)                  

В отличие от свинга, большей частью представляющего собой музыку больших коммерческих танцевальных оркестров, "бибоп" — это экспериментальное направление в джазе, связанное с практикой малых ансамблей (комбо). Стоит отметить, что это антикоммерческое напрвление в джазе.
Этап "бибопа" стал значительным смещением в джазе: от популярной танцевальной музыки к более высокохудожественной, интеллектуальной, но менее массовой «музыки для музыкантов». Вместо мелодий боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на переборе аккордов.


Основоположниками стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Если хотите Beвop'а, послушайте Chick Corea, Michel Legrand, Joshua Redman Elastic Band, Jan Garbarek, Charles Mingus, Modern Jazz Quartet

Boogie Woogie

Буги-вуги в своих «некомерциализированных» формах – это инструментальное соло, сочетающее в себе элементы блюза и джаза. От блюза буги-вуги досталась 12-тактовая прогрессия и своеобразное «блюзовое» звучание со слайдами, всевозможными мелизмами, трелями, невнятными «проскальзывающими» переборами соседних нот. А от джаза – важность импровизированного соло, отчего пианисты часто обращались к джазовым стандартам в поисках импровизационных идей. 

Баррелхаус, хонки-тонк, буги-вуги – это обозначение «нестрогих» музыкальных стилей, имеющих прямое отношение к местам, в которых они родились, а именно к трактирам, кабачкам, салунам. Разумеется, музыкальные инструменты в таких заведениях были не лучшего качества. Поэтому то, что впоследствии станет буги-вуги, первоначально было своеобразной адаптацией музыкантов, игравших в хонки-тонках, к постоянно расстроенному состоянию инструментов. 

Первой пьесой в этом стиле считается «Pine Top's Boogie Woogie» Кларенса Пайнтопа Смита, чикагского пианиста «заказных» вечеринок (декабрь 1928 г.).        

Сотни пианистов от Каунта Бейси, Альберта Аммонса, Кларенса Лофтона до Пайнтопа Перкинса, записали свои версии этой песни. Кларенс Смит использовал термин «буги-вуги», чтобы описать синкопированные басовые фигуры и «вертлявые» (wiggly) танцы, вдохновленные этой музыкой. 30-е, 40-е года  – это расцвет буги-вуги. А после схематичные и лишенные воображения песни пришли на смену тому, что в начале тридцатых было новейшим стилем фортепьянной игры.

Но  этот жанр игры все-таки развивался, а не стоял на месте. В этом стиле играли такие оригинальные пианисты, как Пиано Ред, а Алекс Мур и Дэвид Александр, они считаются современными классиками этого стиля. 

Младшее поколение – Meade Lux Lewis, Albert Ammons, Pete Johnston –  превратили буги-вуги из танцевальной в концертную музыку. Как инструменталисты это непревзойденные виртуозы, рядом с которыми мало кого можно поставить. Пит Джонстон, бывало, практиковался, накрыв клавиши тряпкой и играя «сквозь» нее.

Существуют и другие названия буги-вуги: брейкдаун (в Чикаго), fast Texas blues и fast western (на Среднем Западе). Известные представители классического буги-вуги: Pine Top Smith, Jimmy Yancey, Cripple Clarence Lofton, Fats Waller

Bossa Nova

В ритмическим отношении южная часть Нового Света заметно повлияла в нашем веке на всю популярную музыку. На протяжении столетия отсюда вышли танго, румба, бегин, ча-ча-ча, калипсо, сон, меренге, мамбо и, конечно же, самба, а кроме того, на эстрадных сценах мира появилось множество разных новых для нас латиноамериканских ударных инструментов, называемой перкуссией.
Огромную популярность в Америке и Европе 50-х приобрел стиль и танец мамбо, как в джазе, так и в популярной музыке. Это был танец, который представлял собой разновидность быстрой румбы в музыкальном размере 4/4. 

"Королем мамбо" в США был кубинец,  руководитель танцевального оркестра                              Перез Прадо (1916-1989).                                                      

Но поскольку многие американские музыканты стиля "кул" тогда регулярно гастролировали с концертами по всему миру, то там они близко познакомились с бразильской самбой. Благодаря этому возник уникальный синтез: ритм бразильской самбы в сочетании с джазовой импровизацией в стиле "кул" (т.е. "джаз-самба", "лед и пламя"), и эта музыка под названием "босса-нова". Эта музыка стала исключительно популярна в США, а вскоре она охватила всю Америку и Европу,   в ней сочетались и неотразимо привлекали свинг, мелодия и поэзия.   

Самой выдающейся личностью среди композиторов босса-новы был, конечно, Антонио Карлос Жобим (1927-1994), а среди американских исполнителей - саксофонист Стэн Гетц и гитарист Чарли Берд.
В феврале 1962 г. Гетц и Берд записали свои первый диск, который так и назывался "Джаз-самба", и в том же году они получили за него премию "Грэмми", а в марте 1963 г. Стэн Гетц записал в Нью-Йорке очередной удачный альбом босса-новы с бразильской певицей Аструд Жильберто и самим А.К. Жобимом за роялем. В дальнейшем трудно было бы назвать такого джазового или популярного артиста, который не записывал бы темы в духе босса-новы.

Classic Jazz

Общепринятое итоговое обозначение ранних джазовых стилей, существование которых обычно датируют с конца XIX века до второго десятилетия XX века, то есть до момента появления «белых» оркестров, игравших в манере диксиленд.
В конце 1930-х годов была сделана попытка реставрации старого новоорлеанского джаза под названиями New Orleans Renaissance и Dixieland Revival.

Традиционный джаз, как стали впоследствии называть все разновидности новоорлеанского стиля и диксиленда и даже свинга, получил широкое распространение в Европе и почти слился с городской бытовой музыкой Старого Света – знаменитые три «Б» в Великобритании – Акер Билк, Крис Барбер и Кенни Болл. На волне диксилендового возрождения в Великобритании возникла и мода на архаичные ансамбли самодельных инструментов – скиффл, с которых начинали свою карьеру участники квартета «Битлз».
Рекомендуем: Louis Armstrong, Nino Katamadze, Ella Fitzgerald, The Glenn Miller Orchestra, Duke Ellington, Bill Sharpe, Michel Petrucciani, Wynton Marsalis, Greg Grainger.

Cool Jazz

Один из стилей современного джаза, сформировавшийся на рубеже 40— 50 годов XX века на основе развития достижений свинга и бопа. Происхождение этого стиля прежде всего связано с именем свингового саксофониста-негра Л.Янга, разработавшего противоположную звуковому идеалу хот-джаза «холодную» манеру звукоизвлечения (так называемого Lester sound); он же ввел впервые в обиход сам термин «кул». Кроме того, предпосылки кул-джаза обнаруживаются в творчестве многих музыкантов бибопа, таких, например, как Ч.Паркер, Т.Монк, М.Дэвис, Дж.Льюис, М.Джексон

Вместе с тем кул-джаз имеет существенные отличия от бопа. Это проявилось в отходе от тех традиций хот-джаза, которым следовал боп, в отказе от чрезмерной ритмической экспрессивности и интонационной неустойчивости, от нарочитого подчеркивания специфически негритянского колорита. В этом стиле играли: Miles Davis, Stan Getz, Modern Jazz Quartet, Gerry Mulligan, Dave Brubeck, Zoot Sims, Paul Desmond.

Crossover

С постепенным снижением активности рок-музыки, начинавшейся с начала 70-х, с уменьшением потока идей из мира рока музыка фьюжн стала более прямолинейной. Одновременно многие начали понимать, что электрический джаз мог бы стать более коммерческим, продюсеры и некоторые музыканты начали искать такие комбинации стилей, чтобы увеличить продаваемость. Они действительно успешно создали вид джаза, более доступный для среднего слушателя. В течение последних двух десятилетий возникло много различных комбинаций, для которых промоутеры и публицисты любят использовать выражение "Современный Джаз", применяемое для описания "слияний" джаза с элементами поп-музыки, ритм-энд-блюза и "всемирной музыки".  (Bill Evans)

Однако слово "кроссовер" более точно обозначает стиль джаза. Кроссовер и фьюжн достигли поставленной цели и увеличили аудиторию джаза, особенно благодаря тем, кто пресытился другими стилями. В некоторых случаях эта музыка заслуживает внимания, хотя в основном содержание джаза в ней сводится к нулю. Примеры стиля кроссовер занимают область от Эла Джарро (Al Jarreau) и записей вокала Джорджа Бенсона (George Benson) до Кенни Джи (Kenny G), "Spyro Gyra" и "Rippingtons". Во всем этом есть влияние джаза, но, тем не менее, эта музыка укладывается в область поп-искусства, которое представляют Gerald Albright, David Benoit, George Duke, саксофонист Bill Evans, Dave Grusin, Quincy Jones, Earl Klugh.

Dixiland

"Диксиленд" — наиболее широкое обозначение музыкального стиля самых ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов, записавших пластинки с 1917 до 1923 года. Так же это понятие распространяется на период последующего развития и возрождения Новоорлеанского джаза - New Orlean’s Revival, продолжавшегося после 1930-х годов. Некоторые историки относят Диксиленд только к музыке белых групп, играющих в новоорлеанском джазовом стиле. 

В отличие от других форм джаза, репертуар пьес у музыкантов Диксиленда оставался весьма ограниченным, предлагая бесконечные изменения тем в пределах одних и тех же мелодий, сочинённых на протяжении первого десятилетия XX века и включал в себя рэгтаймы, блюзы, уанстепы, тустепы, марши и популярные мелодии. Для исполнительского стиля Диксиленд характерным было сложное переплетение отдельных голосов в коллективную импровизацию всего ансамбля. Открывающий соло исполнитель и продолжавщие его игру другие солисты как бы противостояли «риффингу» остальных духовых, вплоть до заключительных фраз, исполняемых обычно барабанами в виде четырёхдольных рефренов, которым в свою очередь отвечал весь ансамбль. 

Главными представителями этой эпохи являлись The Original Dixieland Jazz Band, Joe King Oliver, Duke Ellington and his Famous Orchestra, Louis Armstrong, Sidney Bechet, Kid Ory, Johnny Dodds, Paul Mares, Nick LaRocca, Bix Beiderbecke и Jimmy McPartland. Музыканты Диксиленда в сущности искали возрождение классического новоорлеанского джаза прошлых лет. Эти попытки оказались весьма успешными и благодаря последующим поколениям продолжаются по сей день. Первое из возрождений традиций диксилендов было в 1940-е годы.  
Вот лишь некоторые джазмены, которые играли диксиленд: Кенни Болл, Lu Watters Yerna Buena Jazz Band, Turk Murphys Jazz Band.

ECM

Отдельную нишу в сообществе джазовых стилей с начала 70-х годов заняла немецкая фирма ECM (Edition of Contemporary Music - Издательство современной музыки), постепенно ставшая центром объединения музыкантов, исповедовавших не столько привязанность к афро-американскому происхождению джаза, сколько возможность решать самые разнообразные художественные задачи, не ограничивая себя определенной стилистикой. 

Со временем выработалось определенное лицо фирмы, которое привело к выделению артистов этого лейбла в широкомасштабное и ярко выраженное стилистическое направление. Ориентация создателя лейбла Манфреда Айхера (Manfred Eicher) на объединение в единое импрессионистическое звучание разнообразных джазовых идиом, всемирного фольклора и новой академической музыки позволила с помощью этих средств претендовать на глубину и философское осмысление жизни. 

Расположенная в Осло главная студия записи фирмы очевидным образом коррелирует с главенствующей ролью в каталоге скандинавских музыкантов. В первую очередь это норвежцы Jan Garbarek, Terje Rypdal, Nils Petter Molvaer, Arild Andersen, Jon Christensen. Однако география ECM охватывает весь мир. Здесь и европейцы Dave Holland, Tomasz Stanko, John Surman, Eberhard Weber, Rainer Bruninghaus, Михаил Альперин и представители неевропейских культур Egberto Gismonti, Flora Purim, Zakir Hussain, Trilok Gurtu, Nana Vasconcelos, Hariprasad Chaurasia, Anouar Brahem. Не менее представителен американский легион - Jack DeJohnette, Charles Lloyd, Ralph Towner, Redman Dewey, Bill Frisell, John Abercrombie, Leo Smith. Первоначальный революционный порыв изданий фирмы превратился со временем в медитативно-отстраненное звучание открытых форм с тщательно отшлифованными звуковыми пластами. 

Часть приверженцев мэйнстрима отрицает путь, избранный музыкантами этого направления; однако джаз, как мировая культура, развивается, несмотря на эти возражения, и дает весьма впечатляющие результаты.

Electro-jazz

Использование электронных преобразователей звука и синтезаторов оказалось чрезвычайно привлекательным для музыкантов, находящихся, прежде всего, на границе с роком или с коммерческой музыкой. В действительности плодотворных примеров среди общей массы электрической музыки относительно немного. Так, например, Джо Завинул в проекте "Weather Report" достиг весьма эффектного слияния этнического и тонального элементов. Хэрби Хэнкок надолго становится кумиром не столько публики, сколько музыкантов, используя в 70-е и 80-е годы синтезаторы, многочисленные клавиатуры и электронные трюки разного рода.   (Herbie Hancock)

В 90-е года эта область музыки все больше перемещается во внеджазовую сферу. Этому способствуют расширенные возможности компьютерного создания музыки, которая при определенных достоинствах и возможностях теряет связь с главным джазовым качеством - импровизационностью. Слушайте: St. Germain альбомы Tourist 2000 года и Boulevard 1996 года, Yuka Honda - Eucademix.

HardBop

В противовес рафинированности и прохладности стиля кул, рациональности прогрессива на Восточном побережье США молодые музыканты в начале 50-х годов продолжили развитие, казалось бы, уже исчерпавшего себя стиля бибоп. В этой тенденции сыграл существенную роль рост самосознания афроамериканцев. Вновь было обращено их внимание на сохранение верности импровизационным традициям. При этом все достижения бибопа были сохранены, но к ним прибавились многие наработки кула и в области гармонии, и в сфере ритмических структур. Музыканты нового поколения, как правило, имели хорошее музыкальное образование. Это течение, получившее название "хардбоп", оказалось весьма многочисленным. В него включились трубачи Майлс Дэйвис, Фэтс Наварро, Clifford Brown, Donald Byrd, пианисты Телониус Монк, Хорас Силвер, барабанщик Art Blake, саксофонисты Sonny Rollins, Hank Mobley, Кэннонболл Эддерли, контрабасист Paul Chambers

Для развития нового стиля оказалось существенным еще одно техническое новшество, заключающееся в появлении долгоиграющих пластинок. Появилась возможность записывать продолжительные соло. Для музыкантов это стало соблазном и трудным испытанием, поскольку не каждый в состоянии полноценно и емко высказываться в течение долгого времени. Первыми этими преимуществами воспользовались трубачи, модифицировавшие манеру Диззи Гиллеспи до более спокойной, но глубокой игры. Наиболее влиятельными оказались Фэтс Наварро и Клиффорд Браун. Основное внимание эти музыканты уделяли не виртуозным скоростным пассажам в верхнем регистре, а продуманным и логичным мелодическим линиям.

Hot Jazz

Горячим джазом принято считать музыку новоорлеанских пионеров второй волны, чья наивысшая творческая активность совпала с массовым исходом новоорлеанских джазовых музыкантов на Север, преимущественно в Чикаго. Этот процесс, начавшийся вскоре после закрытия Сторивилла вследствие вступления США в Первую Мировую Войну и объявления по этой причине Нового Орлеана военным портом, знаменовал собой так называемую Чикагскую эпоху в истории джаза. Главным представителем этой школы был Луи Армстронг. Ещё выступая в ансамбле Кинга Оливера, Армстронг внёс революционные по тем временам изменения в концепцию джазовой импровизации, перейдя от традиционных схем коллективной импровизации к исполнению индивидуальных сольных партий.            

  (Луи Армстронг)

С эмоциональным накалом, характерным для манеры исполнения этих сольных партий и связано само название этого вида джаза. Термин Hot первоначально был синонимом джазовой сольной импровизации для подчёркивания отличий в подходе к солированию, произошедших в начале 1920-ых годов. В дальнейшем, с исчезновением коллективной импровизации, это понятие стали связывать со способом исполнения джазового материала, в частности с особенным звучанием, определяющим инструментальный и вокальный стиль исполнения, так-называемого хотирования или хот-интонации: совокупности особенных способов ритмизации и специфических интонационных особенностей.

Mainstream

После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая музыка продолжала звучать. Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в болл-румах, любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52-ой улице в Нью-Йорке. Причем это были не только те, кто работал в качестве «сайдменов» в больших оркестрах, такие как Бэн Уэбстер, Коулмен Хокинс, Лестер Янг, Рой Элдридж, Джонни Ходжес, Бак Клэйтон но и сами руководители биг-бэндов - Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Бенни Гудмен, Джек Тигарден, Гарри Джеймс, Джин Крупа, будучи изначально солистами, а не только дирижерами, тоже искали возможности поиграть отдельно от своего большого коллектива, в малом составе.

Не принимая новаторские приёмы наступающего бибопа, эти музыканты придерживались традиционной для свинга манеры, демонстрируя при этом неиссякаемую фантазию при исполнении импровизационных партий.

Термин «современный мейнстрим» или постбибоп используется сегодня почти для любого стиля, который не имеет близкой связи с историческими стилями джазовой музыки.
В США антрепренеры Джордж Уэйн (организатор знаменитого джаз-фестиваля 1950-х годов в Ньюпорте, шт.Род-Айленд) и Норман Гранц поддерживали и фактически сформировали идею мейнстрима – классического джаза, строящегося по проверенной схеме - коллективно сыгранная тема – сольные импровизация – реприза темы и на основе выразительных средств 1930-х годов с отдельными, тщательно отобранными приемами более поздних стилей. К мейнстриму в этом смысле относятся, например, музыканты антрепризы Гранца «Джаз в Филармонии». В более широком значении мейнстрим – это фактически весь джаз до начала 1960-х годов, включая бибоп и его более поздние разновидности.
Для ознакомления прослушайте Stan Getz and the Oscar Peterson Trio.

Latin Jazz

Латин-джаз - общий термин, который относиться к музыке, сочетающей африканские и латиноамериканские ритмы с джазовыми мотивами Латинской Америки, стран Карибского бассейна островов, Европы и США.
Две основных ветви "Latin Jazz" это бразильский и афро-кубинский.

В бразильский "Latin Jazz" входит босса-нова и самба. В афро-кубинский входят сальса, маренго, сонго, мамбо, болеро, сон, чаранга и ча ча ча.
Соединение латинских ритмических элементов присутствовало в джазе почти с самого начала смешения культур, зародившегося в Новом Орлеане. Джелли Ролл Мортон говорил про "испанские оттенки" в своих записях середины и конца 1920-х. Дюк Эллингтон и другие руководители джазовых оркестров так же использовали латинские формы. Главный (хотя не широко признанный) родоначальник латинского джаза, трубач, аранжировщик Марио Боза принес кубинскую ориентацию из своей родной Гаваны в оркестр Чика Уэбба в 1930-х, десятилетием позже это звучание вошло в оркестры Дона Редмана, Флетчера Хендерсона и Кэба Келлоуэя .    

Развитый бразильцами Джоао Гильберто и Антонио Карлосом Джобимом, этот стиль в 1960-е годы стал танцевальной альтернативой хардбопу и свободному джазу, значительно расширив свою популярность благодаря записям и выступлениям музыкантов с западного побережья, в частности гитариста Чарли Берда и саксофониста Стэна Гетца.
Музыкальное смешение латинского влияния распространилось в джазе и в последующих, 1980-х и 1990-х годах, включая не только оркестры и группы с первоклассными импровизаторами латиноамериканского происхождения, но также и комбинированных групп из местных и латинских исполнителей, создавая образцы наиболее захватывающей сценической музыки.
В этом стиле играют: Cesaria Evora, Cafe Noir, Paulinho Da Viola, Bebel Gilberto, Paolo Conte, Sail-Joia...

Free Jazz

Возможно самое спорное движение в истории джаза возникло с появлением "свободного джаза". Хотя элементы "Free Jazz" существовали задолго до появления самого термина, в "экспериментах" Коулмена Хокинса, Пи Ви Расселла и Ленни Тристано, но только к концу 1950-х усилиями таких пионеров, как саксофонист Орнетт Коулмен и пианист Сесил Тэйлор, это направление оформилось как самостоятельный стиль.

То, что сотворили эти два музыканта вместе с другими, включая Джона Колтрэйна, Альберта Эйлера и сообществ вроде Sun Ra Orchestra и группы, называвшейся The Revolutionary Ensemble, состояло в разнообразных изменениях в структуре и чувстве музыки.
Среди новшеств, которые вводились с воображением и большой музыкальностью, был отказ от последовательности аккордов, что позволяло музыке двигаться в любом направлении. Другое фундаментальное изменение было найдено в области ритмики, где "свинг" был или пересмотрен, или игнорировался в целом. Другими словами, пульсация, метр и грув больше не являлись существенным элементом в этом прочтении джаза. Ещё один ключевой компонент был связан с атональностью. Теперь музыкальное изречение больше не строилось на обычной тональной системе.

Пронзительные, лающие, конвульсивные ноты заполнили полностью этот новый звуковой мир. Свободный джаз и сегодня продолжает существовать, как жизнеспособная форма выражения, и фактически уже не является столь спорным стилем, каким он принимался на заре своего возникновения.

Возможно, это самое спорное движение в истории джаза возникло с появлением "свободного джаза".

Fusion

Cовременное направление, возникшее в 1970-е годы на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора.
Для наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизационность, сочетающаяся с композиционными решениями, использование гармонических и ритмических принципов рок-музыки, активное воплощение мелодики и ритмики Востока, внедрение в музыку электронных средств обработки и синтезирования звука.

В этом стиле расширился диапазон применения ладовых принципов, сам набор различных, в том числе и экзотических ладов. В 70-е годы джаз-рок становится неимоверно популярным, в него идут наиболее активные музыкантские силы. Более развитый в отношении синтеза различных музыкальных средств джаз-рок получил название "фьюжн" (сплав, слияние). Дополнительным импульсом для "фьюжн" послужил очередной (уже не первый в истории джаза) поклон в сторону европейской академической музыки.    

Во многих случаях фьюжн фактически становится комбинацией джаза с обычной поп-музыкой и легким ритм-энд-блюзом; кроссовером. Амбиции музыки фьюжн на музыкальную глубину и расширение возможностей так и осталось невыполненными, хотя в редких случаях поиск продолжается, например, в группах типа "Tribal Tech" и в ансамблях Чика Кориа. Слушайте: Weather Report, Brand X, Mahavishnu Orchestra, Miles Davis, Spyro Gyra, Tom Coster, Frank Zappa, Urban Knights, Bill Evans; из новых: Niacin, Tunnels, CAB.

Jazz-Funk

Современный фанк относится к популярным направлениям джаза 70-х и 80-х, в которых аккомпаниаторы играют в стиле черного поп-соул, в то время как сольные импровизации имеют более творческий и джазовый характер. Большинство саксофонистов этого стиля используют собственный набор простых фраз, которые состоят из блюзовых выкриков и стонов. Они основываются на традиции, перенятой из саксофоновых соло в ритм-н-блюзовых вокальных записях, подобных Кингу Кертису в записях с "Coasters", Джуниору Уолкеру с вокальными группами лейбла "Мотаун", Дэйвиду Сэнборну с "Blues Band" Пола Баттерфилда. Видная фигура в этом жанре - Гровер Вашингтон-младший, который часто играл соло в стиле Хэнка Кроуфорда с использованием фанкоподобного аккомпанемента. Значительная часть музыки Майкла Бреккера, Тома Скотта и их учеников использует этот подход. Najee, Richard Elliott также работают в стиле "современного фанка".

Progressive Jazz

Термин Progressive Jazz, ввел в обращение Stan Kenton, чтобы ссылаться на тип экспериментальной и отчасти неблагозвучной биг-бэнд музыки 1950-х. Музыка характеризовалась комплексом громких и металлических звуков с аранжировками. Часто называлась "фуга" или "элегия", что ассоциировалось с арт музыкой.
Стиль "прогрессив", как один из вариантов соединения джаза и симфонической музыки, развивался несколькими оркестрами и экспериментальными составами. Там разрабатывались новые методы аранжировки современной джазовой музыки, привлечения симфонических приемов, создание концертных форм джаза.

Разработка этого стиля не имеет прямого продолжения в наше время, но она явилась хорошей базой для создания симфоджазовых конгломератов, а также заинтересовала джазовых музыкантов методами и языком современной (авангардной) академической музыки и, таким образом, способствовала появлению многих форм "нового джаза".
В этих оркестрах работали многочисленные музыканты бопа и кула. Им принадлежали и многие аранжировки и композиции. Поиски оркестров стиля "прогрессив" носили весьма глубокий и радикальный характер, вплоть до введения приемов додекафонии.

Smooth Jazz

Определение smooth перед словом jazz означает «гладкий», тихий, симпатичный, даже беспроблемный. Это направление перенасыщено партиями скрипки и духовых инструментов.
"Smooth jazz" является продуктом стиля фьюжн, в котором подчеркнута смягченная, приглаженная сторона музыки. Вообще, "smooth jazz" полагается в большей степени на ритмы и мелодические линии вместо импровизации. В нем используются звуковые пласты синтезаторов, фанк-ритмы, фанк-бас, упругие линии гитары и трубы, альт- или сопрано-саксофона.

Музыка не интеллектуальна, подобно хардбопу, но она и не слишком энергична, как фанки или соул-джаз. Композиции "smooth jazz" выглядят упрощенно, поверхностно и отполировано, причем общее звучание имеет большее значение, чем индивидуальные части. Характерными представителями стиля "smooth" являются Spyro Gyra, Fausto Papetti, Nino Katamadze, Keiko Matsui, Kenny G, Fourplay.


Swing

Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920—30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.

Исполнители: Joe Pass, Frank Sinatra, Benny Goodman, Ирина Богушевская, Norah Jones, Michel Legrand, Oscar Peterson, Ike Quebec, Paulinho Da Costa, Wynton Marsalis Septet, Mills Brothers, The Stephane Grappelli.

Third stream

Термин "третье течение" (third stream) был введен критиком Джоном Уилсоном. Он обозначил альтернативу, а точнее, варианты синтеза первого и второго течения, т.е. академической музыки и джаза . Направление это сформировалось в 50-е годы и не связано с определенным стилем. Экспериментальные работы разных музыкантов захватывали симфоджаз, джаз-рок, авангардные направления. 

Важнейшим источником вдохновения для джазменов в поисках новых направлений эволюции своего жанра явились лучшие образцы европейской классической музыки.
Исторические контакты с джазом композиторов-классиков общеизвестны, и здесь можно было бы в качестве примера назвать десятки знаменитых имен - это Дворжак, Стравинский, Дебюсси, Равель, Мийо, Онеггер, Кшенек, а также Копленд, Гершвин и Бернстайн, но их попытками руководило желание привнести лишь отдельные элементы джаза в академическую музыку.  

И наоборот, известно немало экспериментальных работ со стороны заинтересованных джазменов, которые пробовали применять те или иные принципы симфонического развития и использовать исходные принципы классической музыки в своих джазовых партитурах.
В разные десятилетия подобные эксперименты иной раз приводили даже к появлению новых если не стилей, то, во всяком случае, самостоятельных ветвей на генеалогическом дереве истории джаза - так, в 20-е годы это был "симфо-джаз" - Поль Уайтмен, который хотел "сделать леди из джаза", в 40-е - "прогрессив" - Стэн Кентон, а в 60-е - "третье течение".

"Третье течение" упоминается именно в джазовой истории, потому что к нему тогда пришли со своей стороны джазмены, а не классики. Это было экспериментальное направление современного джаза, представители которого пытались создавать развернутые произведения для смешанных составов оркестров, включавших кaк академических исполнителей, так и джазовых импровизаторов.
Для композиций "третьего течения" характерно более органичное слияние европейской композиторской техники с джазовыми традициями.

Наиболее яркими представителями этого направления в США были музыканты и композиторы Гюнтер Шуллер, Джон Льюис (руководитель "Модерн джаз квартета"), Гэри МакФарленд, Джимми Джуффри.
Известны, например, совместные выступления (и записи) Дюка Эллингтона с оркестрами Ла Скала и Лондонским симфоническим. При этом сочетании возникают новые гармонические и инструментальные оттенки, получается, так сказать, современная "интеллектуальная музыка". Она имеет классический подход к теме, но в своей основе она остается очень джазовой.


Jazz-rock

Первоначальное определение "джаз-рока" было наиболее ясным: сочетание джазовой импровизационности с энергетикой и ритмами рок-музыки. Вплоть до 67-е года миры джаза и рока существовали практически раздельно. Но к этому времени рок становится более творческим и усложняется, возникает психоделический рок, соул-музыка. В то же время некоторым джазовым музыкантам стал надоедать чистый хардбоп, но они не хотели играть и трудную для восприятия авангардистскую музыку. В результате две различных идиомы начали обмениваться идеями и объединять свои силы. 

Начиная с 1967 года, гитарист Ларри Кориелл, вибрафонист Гэри Бертон, в 1969 году барабанщик Билли Кобэм с группой "Dreams", в которой играли братья Брекер, начали осваивать новые просторы стиля.
К концу 60-х Майлс Дэйвис обладал необходимым потенциалом для перехода к джаз-року. Он был одним из создателей модального джаза, на основе которого, используя ритмику 8/8 и электронные инструменты, делает новый шаг, записав альбомы "Bitches Brew", "In a Silent Way". Вместе с ним в это время оказывается блестящая плеяда музыкантов, многие из которых позже становятся основополагающими фигурами этого направления - Джон Маклафлин (John McLaughlin), Джо Завинул (Joe Zawinul), Хэрби Хэнкок. Характерный для Дэйвиса аскетизм, лаконичность, философская созерцательность оказались как нельзя кстати в новом стиле.  

К началу 1970-х джаз-рок имел собственное отдельное лицо как творческий джазовый стиль, хотя и высмеивался многими пуристами от джаза. Главными группами нового направления стали "Return To Forever", "Weather Report", "The Mahavishnu Orchestra", различные ансамбли Майлса Дэйвиса. Они играли высококачественный джаз-рок, который объединял огромный набор приемов и джаза и рока. Asian Kung-Fu Generation, Ska - Jazz Foundation, John Scofield Uberjam, Gordian Knot, Miriodor, Trey Gunn, трио E.S.T., Andy Summers, Erik Truffaz - непременно стоит послушать, чтобы понять как многообразна прогрессивная и джаз-роковая музыка.

Jazz-Rap

Стиль jazz-rap был попыткой соединить вместе афро-американскую музыку прошлых десятилетий с новой доминирующей формой настоящего, что позволило бы отдать дань и вселить новую жизнь в первый элемент этого — фьюжн, — а также расширить горизонты второго. Ритмы jazz-rap были полностью заимствованы из hip-hop, а сэмплы и звуковая текстура в основном пришли из таких направлений музыки, как cool jazz, soul-jazz и hard bop.

Этот стиль был самым крутым и знаменитым среди других направлений hip-hop, а многие исполнители демонстрировали афро-центристское политическое сознание, добавляя этому стилю историческую достоверность. Принимая во внимание интеллектуальный уклон этой музыки, неудивительно, что jazz-rap никогда не стал фаворитом уличных тусовок; но тогда об этом никто и не думал.

Сами представители jazz-rap называли себя сторонниками более позитивной альтернативы движению hardcore/gangsta, потеснившему с лидирующих позиций rap в начале 90-х. Они стремились распространить hip-hop среди слушателей, которые не могут принять или понять растущую агрессию городской музыкальной культуры. Таким образом, jazz-rap нашёл основную часть своих поклонников в студенческих общежитиях, а также поддерживался целым рядом критиков и фанатами white alternative rock.

Команда Native Tongues (Afrika Bambaataa) — этот нью-йоркский коллектив, состоящий из афро-американских rap-групп — стал мощной силой, представляющей стиль jazz-rap и включающей в себя такие группы, как A Tribe Called Quest, De La Soul и The Jungle Brothers. Начавшие вскоре своё творчество Digable Planets и Gang Starr также приобрели известность. В середине-конце 90-х годов alternative rap стал разбиваться на большое количество подстилей, и jazz-rap уже нечасто становился элементом нового звучания.

World Jazz

"Всемирный джаз" (World Jazz) - термин, странно звучащий по-русски, относится к сплаву музыки Третьего мира, или "всемирной музыки" (World Music), с джазом. Это, очень разветвленное, направление можно разделить на несколько видов.

Этническая музыка, которая включила в себя джазовые импровизации, например, латинский джаз. В этом случае порой только соло является импровизированным. Аккомпанемент и композиция, по существу, такие же, как в самой этнической музыке.

Джаз, который включил в себя ограниченные аспекты незападной музыки.

Список музыкантов, действующих в пограничной области, может включать сотни и тысячи имен. Среди них, например, такие разные люди, как Al Di Meola, группа "Dead Can Dance", Джо Завинул, группа Shakti, Lakshminarayana Shankar, Richard Bona.

Источник: http://jazz-jazz.ru/?action=static&altname=about_jazz#bossanova