Чтобы петь горловое пение, нужно тепло. Поэтому из неотопленной юрты мы перешли в дом. Здесь на диване лежала гитара и тоже чатхан. Я обратила внимание, что струны держатся на белых костяшках.
- А что это позвонки чьи-то?
- Это бабки овец.
И Сергей начал петь и играть на чатхане. У него это получалось здорово - я перенеслась в степи, туда, где пасутся отары овец и табуны лошадей, и нет лишних мыслей.
Тувинцы - сказал он - особенно ценят чатханы. Потому что у них чатханы сохранились только в музеях. А у нас в Хакасии традиция жива. А кому-то нравится чатхан, потому что напоминает звук ситары.
Затем Сергей принес еще один инструмент - ыых. Он похож на балалайку только с длинным грифом, заканчивающимся головой лошади, и играют на нем смычком.
По ыыху - сказал Сергей - я могу показать процесс его изготовления. Он делается из цельного куска дерева - березы.
И он снова заиграл.
Мы сидели на кухне и пили зеленый чай.
Эти инструменты, они ведь как, нам самой землей даны. Духами. Мы здесь в Хакасии очень тесную связь имеем с духами. Я рос в Аскизе - это поселок, но туда приезжали люди из таежных деревень, имеющие и сейчас очень тесную связь с духами Гор и Земли. У них даже жены, мужья есть - из Духов. Днем они живут с людьми, а ночью во снах встречаются с духами. Такая связь. Мне очень нравятся легенды, которые рассказывают эти люди. Согласно легендам, эти музыкальные инструменты даны нам именно Духами. Один приятель мне рассказал сон, который он видел. Будто гора раскрылась перед ним, он вошел внутрь и Дух Горы (Тах Эйзи) показал ему на выбор два инструмента: Бубен и Чахтан. Возьми он во сне бубен - стал бы Шаманом. Возьми Чахтан - стал бы Хайджи, Сказителем. Но он ничего не взял во сне, потому что это не его призвание.
А меня вот призвали ... делать инструменты. Я начал делать их в 8-ом классе...
Продолжение следует
Побывать на концерте и процессе изготовления инструментов Сергеем можно в нашем этнографическом путешествии в Хакасию на майские 2017
Оставить свой комментарий