Начну с погоды.
Погода случилась разная, как обычно бывает в Карелии.
Первые дни были чудесны! Светило солнышко, дул лёгкий тёплый ветерок, дети с удовольствием загорали и купились.
На шестой день случилась буря. Проливной ливень с оглушительным громом, молниями и рассвирепевшим ветром прямо с озера. Струи дождя летели горизонтально и заливали палатки. Одежда и спальники мгновенно намокали. Все вместе мы мужественно держали шатёр, чтобы не улететь вместе с ним. К счастью, ураган закончился, дождь прекратился. Потоки воды быстро впитала песчаная почва, спальники и вещи просушили в бане, поломки отремонтировали, к вечеру ничего не напоминало о буйстве стихии.
После было несколько спокойных пасмурных дней с мелким накрапывающим дождиком временами.
Иногда с озера дул ветер, но мы были уже к нему готовы.
А к концу лагеря снова вышло солнышко, стало приятно и радостно на душе.
Теперь программа.
Наши волшебные педагоги - Юля, Ксения, Аля и их помощники Лена, Настя, Даша создали чудесную сказку.
Дети ставили спектакли, своими руками делали куклы, декорации, сценические костюмы, рисовали картины,
исследовали окрестный лес в поисках загадок и кладов.
Всё это сопровождалось живой музыкой, пением, танцами, увлекательными играми и викторинами.
Каждый вечер дети с родителями собирались у костра читать сказку, и эта сказка становилось лейтмотивом музыкального, танцевального, театрального, художественного действа следующего дня.
Я знаю, что дети с педагогами ходили в этнографический музей, где им рассказали о местной вепсской традиционной культуре и быте, показали обряды и народные игры.
Для взрослых по утрам был цигун, днём Дима Балахнин читал лекции и проводил практику массажа.
Затем место.
Лагерь проходил в светлом сосновом бору на самом берегу Онежского озера. Неподалёку от села Шелтозеро, центра вепсской национальной культуры. Высокие, просвечиваемые лучами солнца, сосны, песчаный пляж, цветущий вереск и бескрайние поля черники.
В первый раз мы разбили лагерь в этом месте, и оно мне очень понравилось.
Очень тихое, камерное, идеально, на мой взгляд, подходящее для семейного лагеря.
На конец самое вкусное.
Умышленно в этом году на одном и том же берегу одновременно с семейным лагерем проходили казачьи сборы для подростков "Карельская застава" и фестиваль родовых поместий "На Край Света". Отдельно стоящие лагеря растянулись вдоль берега и заняли почти всё побережье песчаной бухты.
Наши участники свободно перемещались вдоль берега между лагерями и могли свободно участвовать во всех мероприятиях и мастер-классах, пользоваться лагерным оборудованием и инвентарём.
По откликам людей такое совмещение получилось очень удачным.
На берегу для всех работало три мобильных бани, переодевалка и душ с тёплой водой. Работал генератор для подзарядки мобильных устройств.
Желающие могли пострелять в тире из лука, поиграть в пляжный волейбол, русскую народную лапту, испробовать многие другие русские народные забавы. По вечерам танцевали кадриль, водили хороводы, а ночью смотрели на звёзды в телескоп.
Всё это совершенно бесплатно, в рамках программы семейного лагеря!
Мамы же с маленьким дети с фестиваля приходили на творческие занятия к нам в семейный лагерь.
Старшие дети проходили испытания с инструкторами Карельской Заставы, в свободное время прибегали к родителям и рассказывали о достижениях дня.
Все вместе, одной большой семьёй провели прекрасные 10 дней в светлом сосновом бору на берегу Онежского озера!
Видео лучше всего отражает настроение лагеря: https://youtu.be/Bv2YBvJJE4M
Непосредственно о программе лагеря ярко и выразительно расскажет наш педагог по художественному творчеству Юлия Голова:
1 день.
Знакомство.
Аля провела игру, в которой нужно было по кругу называть имена всех присутствующих + своё.
А ещё, Аля дала нам домашнее задание, зашифровать своё имя. Вот как я тогда зашифровала своё имя:
Буква на компасе, обозначающая то место, где меня нет. (Ю)
Частица, означающая сомнение. (ли)
Маленькое слово, которое каждый говорит о себе. (я)
Ещё мы отвечали на вопросы, которые прежде раздавали всем вновь прибывшим для знакомства с местом. Коле, моему сыну, достался вопрос, "А есть ли здесь муравейники?" Он тогда их не нашёл, и не мог ответить на вопрос. Но потом внимательно искал их в лесу, и обнаружил, что местные муравьи любят жить в пнях, в песке.
Вечером Ксюша читала 1 главу сказки «Царевна-лягушка». Очень хорошо читала, меняя голоса, так что, каждый герой был со своим голосом.
<Елена Балахнина, участница лагеря:
А у нас еще ярким впечатлением этого дня(а это был день нашего приезда) было настоящее море черники и удивительная красота места, где расположился лагерь. Дети, как в это море окунулись, так, кажется, и не вылезали, пока мы ставили палатку и обосновывались:) >
2 день
Было музыкальное занятие для детей (Ксюша проводила такие занятия ежедневно).
Аля с детьми "ловила Осень".
Я провела рисовальное занятие с детьми на тему – детство героев сказки «Царевна-лягушка». Не все придерживались задания, а я и не настаивала. Рисовали - кто что захочет. Запомнился, например – волшебный цветок, который цветёт даже там, где никакая травка не растёт. И в этом его волшебство.
С детьми поиграли в "стрелу Ивана царевича". Человек с завязанными глазами шёл к цели под звуки правдивых и ложных голосов. Подсказчики разделились на две группы. Было весело! Справились все, даже маленький Тимоша. Всех труднее было Коле, он шёл первым, а «Правдивые голоса» тогда ещё не знали, как толком объяснять, куда идти.
Взрослые не играли. Взрослы раскачались и начали играть много позже, к концу лагеря. Видимо, было не до творчества, люди хотели просто отдыхать и быть на природе. И уделить внимание здоровью.
Постепенно у нас сами собой образовались несколько видов зарядки, которые с утра пораньше следовали друг за дружкой. Просто, были люди, которые делали те упражнения, которые им нравились, а желающие к ним присоединялись. Ци Гун проводила Оксана из "Встречи друзей и мастеров Край Света", йогу - Катя, суставную гимнастику - Дима, детскую гимнастику Саша и Ксюша. Ксюша использовала упражнения из контактной импровизации для детей и упражнения из мягкой школы. Я редко бывала на зарядках, мне нравилось допоздна вечерничать , а утром, соответственно, - поспать.
С этого дня, во время тихого часа, которое должно было по задумке быть посвящено беседам и творчеству, процветал массаж. Очень обстоятельно ему учил нас Дмитрий Балахнин. Массаж стоп, массаж кистей рук.
3 день.
У нас появилась своя колокольня. Звон стал новой стали частью музыкальных занятий.
В этот день, пока дети ходили исследовать лес, и собирали природные материалы, и пока Дима учил взрослых массажу стоп, я делала сцену для кукольного театра. Дети её потом раскрасили. Дети, вместе с родителями сделали кукол, а потом показывали свои спектакли. Это были импровизации. Без подготовки рождались интересные законченные сюжеты. Мне они очень понравились.
На этих, и на других творческих занятиях, вместе с детьми нашего лагеря, были и дети из лагеря «Край Света».
Вечером, перед чтением сказки (в этот день читали 4 главу, мы всегда читали накануне ту часть, которую собирались проживать на следующий день), Ксюша и Настя пели, как всегда с детьми весёлые песни.
А дети жарили хлеб на костре.
<Аля Ковальская, режиссёр-постановщик спектаклей:
Этот день я считаю очень театрально-удачным. Мамы Николь и Аси очень вдохновенно оформляли картонную декорацию, фонтанировали идеями. Наклеивали на неё бруснику, мох, вереск. Такое «сотворение мира» было. Все, и дети, и взрослые, делали очень необычных, выразительных персонажей из природных материалов. И некоторые потом еще на следующий день не унимались, что-то доделывали. И даже папы! И сами персонажи, и подбор материалов, и идеи были прекрасные. А сами спектакли… дети спонтанно объединились в команды, и импровизировали вместе. На ходу рождались полноценные, живые истории. У Славы был моноспектакль со сценическим эффектом- превращением старой крыши дома в новую.
Слава потом чуть ли не каждый день готовил продолжение своей сказки, что-то сам репетировал и даже разок показал.>
<Елена Балахнина, участница лагеря:
Мне в этот день удалось поучаствовать в создании кукол - я и свою куколку сделала, и девочке из лагеря Мастеров помогала. В общем, получилось насладиться творчеством. А потом мы с детьми с искренним интересом смотрели спектакли. Они были очень разноплановые, меня поразило, насколько разные сюжеты рождались в головах детей. Над некоторыми все от души посмеялись. Моя дочка пока была только зрителем - стеснялась, но у нее всё впереди.>
4 день
Была поездка в Музей вепсской культуры. После экскурсии – народные игры на улице.
Я провела опыты. Смешивали сок краснокачанной капусты с кислотой и щёлочью. После должен был быть опыт «Вулкан», но, я нечаянно вылила целое ведро заготовленной лимонной кислоты. Перепутала с водой. Так что, вулканы пришлось отложить.
Потом, дети делали кукол на палочках, и показывали спектакль.
Не помню, с какого дня, взрослые после отбоя стали приходить к костру попеть взрослые песни…
А Дима делал массаж для желающих. Не только в этот день.
5 день.
Экватор. Заканчивается одна сказка, начинается другая.
Елена Балахнина проводила развивающие занятия с малышами. В этот день, кажется, дети играли в «твистер».
В этот день, если не ошибаюсь, мы рисовали мелками на обоях и потом раскрашивали акварелью. Рисовали с закрытыми глазами неслышимую музыку. Ну, как в нашей сказке Лягушка ткала ковёр.
На ковре были бабочки, деревья, лягушки, а мальчик Ваня нарисовал мегамозг, который всем управляет, а рядом - сердце внутри спирали. Оно тоже – какое-то Мировое сердце.
Пока мы рисовали, Ксюша проводила опыт с крахмалом - «Неньютоновская жидкость».
А потом полепили торт. Да, дети пришли из эко экспедиции, и приняли участие в замешивании теста для торта. Был день рождения Ромы. Он задул свечи, мы попели и потанцевали «Каравай». Рома скромничал, и наблюдал за всеми со стороны, как улитка из раковины – из зелёного складного туннеля.
Если не путаю, именно в этот день Дима спонтанно провёл с мальчишками какую-то игру с палками. Не знаю, про что она, но, смотрелось здорово!
Илья, мой старший сын, который жил в подростковом лагере «Карельская застава» по соседству, в этот день был официально отпущен на пару часиков к нам для помощи в проведении некоторых мероприятий.
В частности, он показывал детям подборку фотографий с разнообразными лягушками, и рассказывал о них. Думаю, и большинство взрослых и не подозревают, какие они бывают удивительные.
Это была подготовительная, вдохновляющая часть, а потом мы делали костюмы лягушек из полиэтиленовых пакетов.
Не только лягушек. Были ещё рыцари, и бабочка. Кажется, лягушки охотились за бабочкой…
Потом был танец лягушек. Ну, и, конечно не только лягушек. Дети натанцевались, а живая музыка продолжала звучать и манить. У нас обнаружились три пианиста. Ксюша, Аркадий и Богдан. Так что, и некоторые взрослые теперь танцевали. И становилось понятно, что не надо останавливаться на единственном только танце для взрослых.
Вечером Саша провёл с детьми мастер-класс по разжиганию костра.
Неужели всё это в один день?
<Елена Балахнина, участница лагеря:
Дима с мальчишками, кажется, учил их рубить дрова. А потом аккуратно складывать. В общем, заняты были мальчишки от 1,5 и старше. Очень увлеченно заняты. Смотрелось действительно очень круто. Особенно учитывая то, что всё это было полной импровизацией.
Я провела первое занятие с малышами, про лето и солнышко:) Самым активным участником стала девочка Вика из лагеря Мастеров, а нашим мальчишкам больше всего понравилось рисовать солнце обмазанными краской ладошками.
Еще была экспедиция в лес, где дети собирали ягоды, а Илья очень интересно рассказывал нам про птиц. Я заслушалась. Жаль, что не удалось послушать его лекцию про лягушек. Но фотографии с разноцветными лягушками вдохновили нас на создание костюма. Моя дочка очень хотела узоры, как у особо ярких представителей:)
А в тихий час мы начали плести мандалы. Планировала это как посиделки для мам, но к нам присоединились еще Ася и Николь. На удивление, девочки оказались наиболее настойчивыми из всех нас, и продолжали плести и задавать вопросы, даже когда уже проснулся мой младший сын и я пошла кормить его обедом:)>
День 6 - особенный.
Дмитрий Балахнин провёл массажный мастер-класс, а Елена Балахнина – занятия с малышами.
Дети постарше делали фонарики.
Потом, мы с Ильёй провели поиск клада - ключа от Тридесятого царства по карте.
Когда дети были посвящены в коты-воители, а след кошачьей лапы, к которой нужно приложить ладонь, и был ключом, они прошли через Золотые ворота. Это была игра – «Золотые ворота, проходите господа…».
Началось Тридесятое царство.
Прогноз погоды предвещал дождь. Натянули тент над местом для костра.
А потом была буря! Сильный ветер с дождём и грозой. Это случилось в обед. Я только зашла в шатёр, где все сидели за столом, как шатёр стал улетать. Мы все его держали.
Считаю это самым ярким, событием. Посмотрите на наши лица на фотографиях! Илья, старший сын сказал, что ему всё понравилось в нашем лагере, но больше всего понравилось держать шатёр.
Ветер поднялся строго по сценарию. В нашей сказке – в этот день должны были происходить самые трудные и опасные события. Испытания.
Потом мы сушили вещи в бане. Хорошо, что была такая возможность. У многих намокли палатки, спальники, одежда. Кстати, - высушили быстро.
Саша восстановил шатёр и детскую (она же - массажный кабинет).
Аркадий и Ксюша вернули сорванный тент на место. Под ним тоже сушили одежду.
А вечером мы пели песни и читали сказку с фонариками.
7 день.
Многие уехали.
Я, наконец, сделала с детьми долину вулканов в мире динозавров. Как раз вовремя. По сказке именно в этот день Иван царевич попал в мир динозавров. Динозавры гибли в оранжевой лаве. Кто знает, может быть, настоящие динозавры тоже погибли в ходе неведомого нам эксперимента.
Играли в настольные игры. Дети, взрослые. И в последующие дни играли. А у костра взрослые тоже теперь играли в «Контакт» и другие игры. Вдруг проявилась Даша. Она стала заводилой во взрослых играх.
Дети что-то рисовали сами по себе, делали новые фонарики.
Аля с детьми готовила спектакль по сказке «Лис и ворон». Но, обошлись только репетицией. Премьеры не было, но, ведь главное - процесс.
Я доделывала домик Бабы Яги. Начала я его делать ещё перед лагерем. Потом, недоделанный, он намок. Пришлось реставрировать.
8 день.
В этот день для меня было для меня два очень интересных события.
Я, наконец, доделала домик Бабы Яги. Это – дом-сцена, которая одевается на человека сверху, так, что он одновременно – избушка, на курьих ножках, и Баба Яга внутри, которая показывает кукольный театр.
Всем детям хотелось в нём посидеть. Так получилось, что его поломали. Пришлось снова ремонтировать.
А нужен он был вот для какой игры – «Встреча Ивана царевича в лесу со своими будущими помощниками, которым сейчас он сам должен в чём-то помочь». Дети сами придумали, кем они будут. Сделали маски (мы с Алей хотели упростить процесс, и обойтись без масок, но, дети к этому делу подошли основательно). Выбрали места для своих героев. Придумали свои истории. Иваном царевичем, к нашей радости, согласился быть Аркадий. Аля была клубочком.
Я расскажу эту игру настолько подробно, насколько вспомню. Если я что-то перепутала или забыла, буду рада, если меня поправят.
Первой, к кому клубочек привёл Ивана царевича, была скала. Она пожаловалась Ивану царевичу на то, что никак не может научиться прыгать. Иван царевич сочинил волшебное стихотворение-заклинание, которое скала повторила, и запрыгала.
Вторым был Бобр. Он растерял все свои брёвнышки для строительства хатки. Иван царевич должен был вслепую собрать брёвна (ими были дрова). Сперва, процесс собирания шёл трудно, не смотря на то, что помощники давали подсказки. Но, потом Иван царевич уловил, видимо, какую-то закономерность, и дело пошло быстрее. Так, будто он всё видел.
Следующая встреча оказалась неожиданно-сложной. Дракончик попросил по-настоящему найти настоящий глаз игрушечного котёнка, потерянный где-то в лесу (изначально Дракончик собирался попросить вылечить котёнка от придуманной болезни по-игрушечному). Ивану царевичу удалось объяснить Дракончику, что он не в силах помочь котёнку. Он попросил отпустить его, ведь пока Дракончик не разрешит ему, не смотря на то, что его проблема не решена, идти дальше, Иван царевич не сможет продолжить путь.
Потом, Клубочек привёл Ивана царевича к Воробушку. Он выпал из гнезда и поранил крыло. Иван царевич построил новое гнёздышко и вылечил крыло.
Следующим Ивану царевичу повстречался Бык Золотые рога. У него на лице были пятна, которые можно было убрать только при помощи зелёных шишек, которые весели на дереве в ведёрке. Иван царевич снял с дерева ведёрко, но уронил его, шишки рассыпались. Но, Иван царевич их собрал и прикоснулся ими к пятнам. Пятна исчезли. А Бык Золотые Рога за это что-то подарил ему - полезное-волшебное. Никак не могу вспомнит, что…
Потом Иван царевич пришёл к избушке на курьих ножках. Баба Яга показала ему спектакль – эпизод из Лягушки царевны. Она должна была дать ему задание, но, Иван царевич сказал что-то такое, из чего стало понятно, что он это задание уже выполнил (я была Бабой Ягой, но не помню, почему-то, что он сказал). Баба Яга рассказала Ивану царевичу про сундук на дереве и т.д. и показала, где искать Кощея Бессмертного.
На этом игра завершилась.
Домик Бабы Яги, после этого, я привязала между двух деревьев, что бы дети могли играть в нём, использовать в качестве сцены. Но, театральная тема была уже им не интересна, и они сделали из него магазин. Потом, я хотела оставить его в таком виде в лесу, вдруг приедет семья с ребёнком, а тут домик. Но, поняла, что от дождей он намокнет и скоро превратится в простой мусор. Домик был сожжён после лагеря.
Я так подробно рассказываю об этом потому, что уделила много времени его изготовлению, ремонту, а пригодился он совсем мало.
Следующим интереснейшим событием для меня была контактная импровизация, которую провела для нас Ксюша. И аутентичное движение.
Особенно, меня потряс опыт аутентичного движения. Когда-то я сама для себя открыла, как двигаться, слушаясь тела. Это изменило, тогда, мою жизнь. Сейчас, я побывала в этом процессе – по всем правилам. Была, тем, кто двигается, была наблюдателем.
Есть несомненное удовольствие от такого движения, есть психологический эффект, но я увидела ещё что-то, что не могла видеть до этого (когда занималась сама по себе).
Как это красиво! Каждое движение – совершенно! Как будто, заранее тщательно отработанный танец! А ведь, на самом деле – сплошная спонтанность и импровизация. Почему мы не двигаемся так в обычной жизни?
Когда-то, уже больше 10 лет назад, несколько раз, в обеденный перерыв я сидела на скамейке и смотрела на проходящих мимо людей, которые все двигались как роботы, как поезда по рельсам по расписанию. Все – взрослые, дети, мужчины, женщины, как будто в плену какой-то заданной раз и навсегда формы. И лишь цыгане двигались немного естественней. И чайки в небе.
Вечером этого дня мы должны были сочинять последнюю, заключительную главу нашей сказки. Я не успела дописать её до лагеря. Но, сочинение не сложилось, решено было перенести его на следующий день. На свежую голову. Утро вечера мудренее.
9 день.
Ещё с прошлого вечера я переживала о том, что мы не завершим сказку. «У сказки должен быть конец. Грустный, счастливый, веселый, глупый. Но конец». А все что-то делали, куда-то ходили. Не знаю что.
Отголоски этого тянущего беспокойства чувствую сейчас. Я сама взялась писать о лагере по дням. И не могу вот так, не дописав, взяться за какое-либо другое дело. Почему-тот устаю от этого. Но, сейчас, только от меня зависит, допишу или нет. А тогда я ждала, когда мы соберёмся вместе.
И, наконец, мы собрались и закончили сказку. Взрослые. Друзья мои, я так вам благодарна за это! А детям я потом прочитала окончание сказки перед сном.
А, когда дети уснули, взрослые сочинили ещё одну сказку у костра. Про Ёжика и говорящее Дерево.
10 день.
Был большой концерт на фестивале "Мастера на краю света". Первыми выступали наши Настя и Ксюша. Пели. Ксюша импровизировала на пианино. Вообще, концерт был замечательный. Но, с особым интересом я смотрела и слушала ребят с "Карельской заставы". Ведь, среди них выступал мой сын.
Нас стало ещё немного меньше.
У костра мы ждали 12 часов. Когда настанет день рождения Аркадия. И приедет сам Аркадий. И можно будет съесть шоколадку. И дождались.
После лагеря.
Уезжали люди. Разбирались вещи. Постройки. Сжигали мусор.
Было интересно наблюдать за этим и участвовать в этом. Как будто обратный отсчёт времени. Не расширение вселенной, а сворачивание её в одну точку.
Лес заполнял собой пустоту.
La Fin
Оставить свой комментарий