Фильм «Рэй» Тейлора Хекфорда – это биография знаменитого музыканта Чарльза, основанная на его же книге «Брат Рэй». История удивительна – будучи слепым, но сильным духом (спасибо маме), афроамериканцем Рэй Чарльз добился таких высот, о которых многие полноценные люди и не мечтали. И все это есть в «Рэе» – трудное детство, наставления матери, которая пожертвовав собой (тяжело принять решение – расстаться с маленьким сыном), отправила сына получать образование в интернат для слепых, начало карьеры джаз исполнителя, популярность, женщины, наркотики и музыка!


Фильм захватывает с первых 5 минут и нравится в нем все. Как подобраны актеры - например, у актера Джейми Фокса с Реем Чарльзом сходство просто поразительное, он гениально изображает и слепоту, и музыкальную одержимость и героиновый зуд. Нравится, и как изложена – без слюнтявости, верно и правдиво, сама история жизнеописания великого негритянского певца Чарлза Рэя.
 


Как и у всех талантливых людей и проектов, которые идут не в ногу с общепринятыми правилами, а по своему собственному пути, у фильма «Рэй» непростая судьба!


17 лет с того момента, как режиссёр Тейлор Хэкфорд купил права на экранизацию истории жизни Рэя Чарльза, его картину не хотела поддержать ни одна из крупнейших студий Голливуда. В итоге съемки кино «Рей» почти вдвое превысили свой первоначальный бюджет в $40 млн долларов.
Но успех картины оправдал все траты! Конечно, на восприятие этой ленты повлияла смерть знаменитого певца и музыканта, случившаяся 10 июня 2004 года, уже после завершения съёмок (кстати, одним из продюсеров был его сын, Рэй Чарльз Робинсон-младший). Но прежде всего, успех фильма исходит из его собственных достоинств.


В фильме «Рэй» великолепно, без излишней монотонности и в то же время правдиво и метко, изложена судьба очень талантливого человека! Этот человек – слепой и черный - сумел изменил представления о том, что может включать в себя и негритянские «госпелс», и стиль «кантри», порождённый белыми, и слить это в одну мощную джазовую волну, заставляющую подпевать и танцевать и черных, и белых. Наверно, не случайно он был слеп – ведь только благодаря этой слепоте могло развиться такое обостренное чувство слуха.

Кроме того, поражает игра всех актеров, гениально передающих любовь, ревность, зависимость, жадность, и океан других человеческих чувств в этой картине. Конечно, прежде всего, это гениальная игра актёра Джейми Фокса, который был награждён несколькими премиями, включая «Оскар». Сходство его с Чарлзом поразительно: он не только внешне очень похож, но и виртуозно копирует манеры поведения Рэя Чарльза — слепого с семи лет, и заработавшего впоследствии своеобразный «героиновый зуд».


Кроме того, фильм Хэкфорда захватывает музыкой — теми песнями, которые сочинил за несколько десятилетий Чарлз Рэй. Фильм показывает, как эта музыка была рождена из жизни слепого черного парня. И этот парень вновь заводит публику в зале. Неистощимая энергетика певца и музыканта в картине передана так сильно и верно, что смотря кино, думаешь, все это так и было, и мы сейчас вместе с Реем перенесены на 40—50 лет назад, когда формировалась его слава – слава одного из лучших музыкальных джаз-композиторов XX века.


Конечно, одним из самых острых моментов – момент, когда Чарлз порывает с героином. Вот где обнаруживается величина музыканта. Спасибо его матери, вложившей в маленького испуганного слепого мальчика силу, мужество и принципы: «не позволяй никому и ничему сделать тебя калекой», «люди, которые тебе не доплачивают, воры», «ты слепой – но ты не идиот».
В общем, этот фильм относится к тем фильмам, которые обогащают нас и делают сильнее. Жевать попкорн во время их просмотра точно не захочется!