… В 2009 году норвежцы, вдохновленные русским кайтовым проектом Imandra, провели у себя пробные соревнования, чтобы убедиться в возможности организации подобной гонки в условиях полуострова Варангер, Норвегия. Испытания прошли успешно. После этого ребята и запустили  VAKE, на которые съехались 15 команд из 7 стран мира, в том числе 2 команды из России.

Varanger Arctic Kite Enduro дала и возможности соревноваться с одними из самых опытных и выносливых кайтеров в мире, и  покататься в потрясающей красоты месте, где до вас каталась лишь горстка людей

Среди 30 участников были 3 девушки, среди них норвежки Silje S. Haaland и Ingrid Langdal, в 2008 году пересекшие Гренландию с юга на север с помощью кайтов.


Правила гонки были не просты: нужно было умудриться одновременно не  терять из виду партнера по команде, ориентироваться по GPS, помогать другим участникам в опасных ситуациях и не пугать северных оленей.

Старт гонки прошел неподалеку от городка Берлеваг, что  расположенна северном побережье Варангера,  рано утром. Участников к нему доставляли на автобусе и по пути мы наблюдали сказочные до гипноза пейзажи: ярко-синие воды фьордов, отвесные скалы, переходящие дорогу северные олени..
Но чем дальше на север, тем все однообразнее вид за окном - огромные белоснежные поля до горизонта почти  сливаются со светлым небом.  Наконец, эта холодная голубизна сменяется  сапфировыми водами Северного Ледовитого океана.


Труднее найти другое такое место на Земле, где экипировка столь важна, как здесь,  в Арктике. Именно от правильно подобранной экипировки  зависит не только успех и результат соревнований, но и безопасность.

 


Одно из главныз правил VAKE - бережно относиться к окружающей экосистеме, и  ни в коем случае не не подъезжать слишком близко к северным оленям

Вечер проходит в сборах и проверке нашего снаряжения: кайты, спальные мешки, сани, сублимированная еда, лыжи, карты, теплая одежда и обувь...

Утро наступает как-то очень коварно рано, а мы все упаковываем: но вот автобус оставляет нас на дороге возле побережья, откуда команды будут отбуксированы до точки старта на вездеходе.

 

День первый. Старт.


В  10 утра по сигналу  стартового выстрела чуть меньше, чем три десятка кайтеров мчатся в снежную пустыню. Команды быстро исчезает в этой огромном снежном мире - каждая команда сама прокладывает свой маршрут, обязательными пунктами являются только старт, контрольные точки и финиш.


В воздухе стоит "пение" строп трёх десятков кайтов...

Сегодняшняя дистанция самая сложная - более 100 км против ветра по холмам, оврагам, незамерзающим озерам,  рекам подо льдом  и совершенно безветренными низовьями между холмами. Сложность и экстремальность нашей гонки усиливает  арктическая погода, которая  меняется мновенно.  На старте ветер дул до 12 м/с, но спустя несколько часов наступило полное затишье. Гонка продолжалась  - на лыжах.


Первым к финишу сегодня пришел Daniel Bjørkås (держатель рекорда по самому длинному перелету на параплане в условиях севера - 236,5 км) из команды Harstad. Но результат засчитывается только тогда, когда оба члена команды пересекли финишную прямую. Даниэль же оставил позади своего партнера по команде Фрода (Frode Eldevik) несколько часов назад, не соблюдя таким образом правило: не теряй своего компаньона из виду. И это приводит к дисквалификации команды из зачета. Первыми же становятся Пол (Pål Brudevoll) и Нильс (Nils Arne Ro), уже второй раз участвующие в  VAKE, победителями Varanger Arctic Kite Enduro 2009.

 


Следующими финишируют двое из организаторов гонки - Klemet Store и Øyvind Stangnes из команды Varanger Expressen.

 


Bora Czech (Petr Petras и Tomas Krivsky) - последняя команда, самостоятельно добравшаяся до финиша в первый день. Они же установили своеобразный рекорд в этот день, став единственной командой,  проделавшей весь путь на кайтах!

 


Кстати, Петр из Bora Czech Team ехал весь день  с глубоким порезом, полученным им сразу же после старта. Партнер по команде немедленно начал его лечить -   домашней настойкой  и пластырем.


Другие команды, заблудившиеся в этом белом пространстве,  находят и доставляют в лагерь на снегоходах и машинах. 2 команды привозят только на следующее утро, им приходится ночевать одним в том месте, где они остановились, когда стих ветер.

 Большинство кайтеров без сил после  многочасовой гонки против ветра, а затем бега на  лыжах с тяжелыми санями за спиной, и рано разбредаются по палаткам. Но самые выносливые   в тенте организаторов наслаждаются разговорами и Arctic Beer -  пивом, сопровождающим все  арктические экспедиции.  Пол с Нильсом лежат над картами, планируя завтрашний маршрут. Хмм..


На следующее утро я просыпаюсь в 6 утра и вижу, как хрупкие голубоватые снежинки проникают в тент сквозь отверстие сверху и элегантно кружатся, прежде чем приземлиться прямо в мои ботинки. Снаружи снежная мгла, все спят, и я снова укутываюсь в уют спальника. Через два часа из-за безветрия старт переносится на завтра. И всех участников доставляют до контрольных точек на  собачьих упряжках.

Хозяин упряжки дает мне поуправлять, и, спустя 20 минут постоянного повторения слова "налево" на норвежском, собаки понимают мой ужасный акцент и поворачивают. Почти куда надо. В организаторском тенте тесно - там огонь и запас арктического пива. Люди, как блоки кубика Рубика, если двигается один - двигаются остальные. Снаружи  строится иглу.

К вечеру на лагерь налетает буря. Ветер яростно бросается на все выступающие предметы, словно желая закопать их под снег. Палатки трясутся в безумном танце и решаю ночевать в иглу - внутри тихо и светло, словно снаружи солнечное радостное утро. Все остальные строят снежные стены вокруг своих палаток.

 

На следующее утро участники получают плохие новости - по прогнозу погоды завтра ветра не будет,  сегодня - крайний день гонки.  Сигнал к старту звучит в 9 утра, но несколько команд еще упаковываются. После вчерашнего снегопада условия для катания отличные, ветра как раз достаточно, чтобы все команды успешно преодолели подъем на холм.


Контрольная точка расположена на озере, в долине между холмами, где всех участников встречает миниатюрная Kate. Она следит, чтобы каждая команда оставалась на обязательные 30 минут отдыха. Czech Bora Team даже не сажает кайты и просто катается вокруг в течение получаса, пока не получает разрешение мчаться дальше.

Когда последняя команда покидает контрольную точку, первая команда уже достигают финиша. Это, конечно же,  Пол и Нильс. Вторыми с отрывом всего в 20 минут - Петр и Томас из чешской команды. Еще через полчаса - Клемет и Оувин из команды Varanger Expressen. В течение дня ветер усиливается и вместе со свежим снегом и создает идеальные условия для катания, несколько участников признаются, что это был из лучший день катания.


Победители VAKE второй год подряд - X-Greenland
2-ое место - команда Bora Czech
3е место - Varanger Expressen

Источник: www.kiteworld.ru