Первым делом отметили удобное месторасположение - всего в 50 минутах езды на автомобиле от Женевы и соответственно аэропорта. До красивого Анесси вообще 30 минут езды, до Шамони меньше часа. И при этом это уже северные Альпы. Французский курорт Ля Клюза расположен неподалеку от  Монблана и находится на высоте 1100 метров, благодаря чему склоны хорошо  оснежены. Перепад высоты больше километра обещает захватывающее катание. Кстати, сама зона катания напоминает гигантский круг, две «фрирайдовых» горы, а между ними -  высокий хребет 2400-2600 метров с огромным разнообразимем рельефа для фрирайда и напротив две «семейных» горы  с пологими трассами.  Всего в Ля Клюзе больше 130 км трасс. Подъемники в разных частях хребта поднимают на 1957-2477 метров, а значит, можно выбирать любые понравившиеся склоны, возможны спуски на обратную сторону горы с гигантскими перепадами. Есть так же замечательные участки леса, подходящие для отличного техничного фрирайда, кстати, здесь в лесу вас ждет нетронутая природа  – встречи с животными у нас проходили регулярно. Ну а для любителей фристайла в Ля Клюза есть сноуборд парк, обслуживаемый собственным быстрым бугелем.

Городок в Ля Клюза тянется на несколько километров, но если вы не захотите куда-то долго идти пешком, к вашим услугам  ски бас. В центре поселка красивая колокольня, узкие улочки с магазинами, барчики и другие уютные  апре-ски местечки. Нас так же порадовали весьма низкие цены в здешних супермаркетах. Ну и наконец, важная информация для русских туристов:  в офисе по туризму  Ля Клюза работает хорошо говорящая по-русски Мара Джункере!

 

Aurellie Forge, пресс-атташе Ля Клюза:
«В отличие от некоторых молодых горнолыжных курортов, построенных, исключительно, как горнолыжные станции, у Ля Клюза есть душа и своя история, ведь все начиналось с  деревушки, в которой и сейчас постоянно живет около двух тысяч человек. И в этой деревушке  рождаются  чемпионы, становящиеся мировыми известностями, а курорт не закрывается на лето.  На лыжах в Ля Клюза официально катаются больше 100 лет, первый лыжный клуб появился в 1926. Здесь прочно обосновался альпинизм и ски-тур, и мы так же храним нашу  природу. На массиве De Beuregard и De Manigod отличные условия для семейного катания и отдыха, напротив, на De L*Etale и De Balme -  для фрирайда».

 

Я до прибытия в Ля Клюза была о нем  наслышана из-за промоушена,  сделанного прорайдерами курорта по всему миру.  Конечно, самый известный из прорайдеров Ля Клюза - это Кандид Товекс. Живет он прямо под горой Ле Бальм, там же поселились и мы! На этой горе Кандид и вырос! Мы пересмотрели старые добрые фрирайд-муви: Растафарайды, Пулл Ап, Кандид камера - и убедились в том, что  большая часть кадров сделана именно в этих местах, легко узнаваемым по характерным хребтам с отвесными скалами. Несколько лет в мире фриски гремели соревнования Candide Invitacional, проводившиеся здесь же, в Ля Клюза!.

Первый контест среди множества современных фриски-соревнований. Необычный «лунный» рельеф с большим количеством естественных вылетов, квотеров и степ апов помогал шейперам творить невероятные фигуры. Помните «дырку от  бублика», «самый большой степ ап» и «большую берту»? По злой иронии судьбы свою самую сильную травму Кандид (перелом позвоночника в 2007 году) получил как раз при недолете на «Большой берте», чудовищном почти 40 метровом биг- эире. Как говорят врачи, от парализации Кандида спасли считанные миллиметры.  Эта травма положила конец этим соревнованиям, карьере Кандида Товекса в качестве паркового райдера, и подарила миру «фрирайдера» Кандида Товекса. Именно таким я его и встретил через пару лет в Красной поляне, он неожиданно для всех приехал на первый этап чемпионата мира по фрирайду  FWT, чтобы уже через пару месяцев легко выиграть титул чемпиона мира…

  Тогда Кандид легко скользил в фирменном стиле «вприпрыжку», мгновенно ориентируясь в незнаком лесу, креативил с трюками и никого не ждал. Сейчас Кандид на пару лет ушел в большие съемки лыжного блокбастера, наверное, нас ждет настоящий шедевр, вроде  фильмов Трэвиса Райса. Сейчас контракт с Ля Клюза имеет другой знаменитый местный житель -  фрирайдер Себ Мишо, успешно справляющийся со своим прорайдерским делом. К сожалению, Себ травмировался и не смог принять участие в туре этого года, но с удовольствием взял на себя обязанности судьи. Себ Мишо и Кандид Товекса, про которых знает весь мир, далеко не заканчивают список знаменитых лыжников из Ля Клюза: сюда можно еще добавить весьма повлиявшего на лыжный мир стилягу и изобретателя новых гребов  Лоло Фавре, одного из первых чемпионов мира по могулу Эдгара Гроспирона, призера Х-геймз в хафпайпе Ксавье Бертони, Луи Колонн-Паттона и других, например, еще пока не известного 16 летнего хафпайп лыжника Сезара Фавра.

Напоследок, хочу заметить, что хорошо бы и  Российским курортам начать использовать известных прорайдеров в своей рекламе и  продвижения себя среди катающихся.

 
В один из снежных деньков нам удалось покататься с еще одной местной знаменитостью - гидом и фрирайдером Антоном Летаги. Антон Летаги приезжал в  Россию на один из первых чемпионатов по фрирайду, десять лет назад, тогда он еще был   сноубордистом, а сегодня стал лыжником! Это -  зимой.  А Летом маунтинбайкером и шейпером даунхильных трасс, да-да летом  в Ля Клюзе есть немало местечек, где можно остросюжетно прокатиться на  байке.
Но сейчас мы на лыжах! Лавинная опасность  4 из 5 и плохая видимость намекает на лесное катание, верх затянут, и мы лихо промчали тайными тропками, используя автомобильный серпантин и лесные просеки, и вероятно те самые велосипедные трейлы. На очередном траверсе, глядя, как я подталкиваю и буксирую Аню, Антона  изрекает «мдаа, каждому сноубордисту нужен друг- лыжник, который будет его возить». А я невольно думаю, как же круто здесь будет летом.
«Open La Clusaz Radikal Mountain»
 
 

Многие кое-что слышали о соревнованиях по фрирайду, но мало, кто представляет, как это участовать в них. Жестокий отсев начинается еще с  регистрации, платишь 2100 р. (входит только ски пасс на день), для 4* этот взнос составил уже 4400р (входит ски пасс на три дня и ланч), затем встреча участников на подъемнике в 6 утра! Забавно, но соревновательный день 12 января пришелся как раз на мой день рождения!  Встаю ночью, в полпятого утра. Хорошо еще, что я живу недалеко, поэтому пошел пешком и добрался за полчаса, наслаждаясь черным звездным небом и  тишиной. В 7 утра начался брифинг-семинар, на котором нам показали карту склона, выбранного для соревнований ( прямо над трассой со множеством следов), объяснили, куда можно ехать, куда нет, где какой снег.

В 8 утра начался подъем и весьма примечательный просмотр трассы - все 100 участников просто по ней съехали, хотя она уже и так была не в лучшем состоянии.  В 9.30  стартовал первый участник, и только в 12 настал мой чередь. Чисто исполнил самый сложный на моем маршруте дроп от старта в плоское приземление, ( на этом месте все  претенденты прыгали слева или справа и только еще пара райдеров, кроме меня, по центру), затем еще один дроп в  месте, где не прыгал никто, третий дроп,  популярный, приземляюсь в чей - то след, но уезжаю. Четвертый прыжок в каскаде большая часть участников избегала, под обрывом жесткие следы траверсов, но я решил, как раз там мне ничего не угрожает и прыгнул. Неожиданно хлесткий удар и вот уже мир бешенно закрутился, отрывая с ног лыжи. Печальный финал.
 

Анна Орлова (Rossignol, Roxy, Giro, Dakine)
La Clusaz Radikal Mountain FWQ 4*

 

 «Четырех звездные соревнования по фрирайду -  это последняя ступень перед основным этапом FWT. Выиграешь три этапа и все, ты на Вербье, по склону которого проехать уже победа.  Поэтому участников отбирают очень тщательно, если у тебя нет рейтинга за прошлый год, то ты сразу же не пройдешь, а дальше отбор идет из самых лучших. Места в женском сноубординге ограничиваются десятью человеками, плюс одна девушка проходит из отборочного Опена. Wild card дают по усмотрению организаторов, но обычно, это бывшие или настоящие участники FWT или просто знаменитости. География участников поражает, Европа, Америка, Южная Америка, Новая Зеландия и Россия. Из России сейчас здесь участвуют Гена Хрячков, Аня Ханкевич.


 
Трассу для квалификации выбрали неподалеку от подъемника, поэтому просмотр не вызвал сложности. Солнечный  склон и сильные ветра обеспечили  жесткую корку на соревнованиях, но недавно прошедшие снегопады подсыпали снега, поэтому в местах, скрытых от ветра, лежал  настоящий павдер.


 
Вечернее собрание,  разбор самых ледяных мест, закрытых скалами,  и раздача номеров. Я стартую первой. И радость и страх, все еще не могу определиться со своей линией спуска, волнение гонит меня.
 

Для соревнований подъемник включили на час раньше, старт был назначен на 9:15. Подъем пешком от верха подъемника занял больше часа, и я немного опоздала на старт, поднималась дольше, чем рассчитывали и все - таки я окончательно решила стартовать из вторых ворот. Перепад высоты 550 метром и большой скальный массив. 
Не успев отдышаться, начинаю спуск, в ушах слова  спасателя: «Там везде лед, будь к этому готова».  Моя линия получилась мужской, но для такого я недостаточно натренированна, надо совершенствовать технику и как можно больше соревноваться.


 
Жаль, мне не удалось пройти в финал, второй склон был просто удивительным, большой перепад, уклон, интересный рельеф, надеюсь, в следующем году мне посчастливится вновь попасть на эти соревнования».
Как итог, Ля Клюза - потрясающий горнолыжный курорт, удивительно интересный для фрирайда, и пока еще почти не освоенный русскими туристами!
Благодарю за помощь в написании этой статьи: Mara Junkere, Alexis Bongard, Aurellie Forge, Antonin Lieutaghi
Фотограф: Андрей Британишский
Автор: Иван Малахов (Columbia, Head, Giro, Actioncams.ru)