Итак, из всей нашей семьи шенгенская виза для проезда через три из этих стран (Польша, Словакия, Венгрия), была нужна только мне, потому что у мужа и детей двойное гражданство (российское и болгарское). Я не поленилась и позвонила во все консульства всех этих стран, чтоб подтвердить по телефону, что граждане ЕС (а Болгария входит в ЕС), имеют право посещать другие страны ЕС без визы, предъявляя только личную карту (взрослые), ну или загранпаспорт (дети, потому что у них еще пока что нет личной карты, а есть бумажное свидетельство о рождении). В Сербию граждане Болгарии тоже имеют право ездить без визы, как и граждане России. Таким образом, остался только вопрос, как лично мне миновать эти шенгенские страны (на момент переезда у меня была только трехгодичная болгарская мультивиза, а Болгария пока что не входит в Шенген – вот все ждем, вроде уже скоро-скоро.
В общем, я видела для себя для варианта – либо сделать долгую шенгенскую визу той страны, которая его дает – по нашему маршруту это могла быть Греция, которая находилась в часе езды от болгарского города Сандански, куда мы, собственно, и направлялись. Либо второй вариант – сделать транзитный польский Шенген, потому что в нашем случае именно Польша была так называемой «страной первого въезда». Но если бы мы взяли греческую визу, то нужно было б еще и в Грецию заехать, что еще дополнительные затраты и по деньгам, и по времени – а мы взяли себе отпуск всего на пять дней, чтоб приехать в Болгарию и сразу начать работать удаленно.
Оказалось, сделать транзитную польскую визу очень просто. Нужно было принести российский и загран паспорт, а также выписку с лицевого счета за последние три месяца – нужно было, чтоб там была определенная сумма – какая, лучше позвонить в кол-центр польского визового центра и узнать, что нужно именно в вашем конкретном случае. Также можно еще предоставить документы о том, что вы владеете какими-то активами в России, например, недвижимостью.
Также нужно было принести документы на машину и документы мужа, как ее владельца и водителя, а еще нарисовать так называемый «маршрутный лист» – очень условно, даже подробной карты не нужно, а просто очередность стран через дефис. Также нужно было сделать свежее фото – это можно было сделать прямо в самом визовом центре в специальной кабинке. В визовом центре можно и купить страховку на период действия транзитной визы – я купила ту, которая включает не только ЕС, но и Болгарию. Еще с меня сняли там отпечатки пальцев. Я заказала услугу, чтоб меня оповестили по СМС, когда будет готова виза. Она была готова меньше, чем через неделю (несмотря на не очень качественное фото).
Кроме меня в польском визовом центре было полно людей, которые тоже пытались получить транзитную польскую визу, и вообще создавалось впечатление, что все именно за этим туда и приходят).
Итак, а теперь о том, как конкретно мы переходили границы. Я до этой поездки никогда не проходила границу стран где-то еще, кроме как в аэропорту или на поезде. На машине или на автобусе – никогда. На самом деле, на границе такая же очередь, как, например, в аэропорту, только в ней стоят машины. Грузовики часто стоят в отдельной очереди. Между Россией и Белоруссией границы нет. Просто в какой-то момент появляются надписи на белорусском и пункты обмена валют ( но если не планировать задерживаться в этой стране, то можно везде платить карточками – и на заправках, и в кафе, а за апарт-отель могут принять и русские рубли, и евро).
Между Брестом и Польшей граница уже настоящая, и там уже есть очередь. Правда, мы, чтоб ее избежать, выбрали пересечь границу не в самом Бресте, а в небольшой деревне рядом с ним – Домачево. Тем более, что мы после Польши ехали не в Германию, а в Словакию, то есть на юг.
Между Польшей и Словакией, и Словакией и Венгрией граница очень условная – просто появляется надпись с названием новой страны (на местном языке, конечно же) и приходят смс-ки от телефонным операторов, которые приветствуют вас в новой стране.
И еще факт, который мне показался удивительным – несмотря на то, что эти балканские страны кажутся такими маленькими по сравнению с Россией – на границе стран значительно меняется ланшафт. Там не только разная архитектура, и разного типа поселения, но даже разная природа! Ну и, по нашим наблюдениям, дороги в местах пересечения границ были не ахти (но мы ехали не то таким-то уж и большим трасам), но об этом – в следующей части рассказа.
Сербия не входит в ЕС, а это означает два «настоящих» перехода через границы – между Венгрией и Сербией, и Сербией и Болгарией. Кроме того, что на эти процессы нужно закладывать время (уже не объедешь, как в Бресте), для нас было важно еще и потому, что в Венгрии мы поздно вечером все-таки ехали по нескольким платным магистралям, а винетку так и не купили (так торопись успеть в отель, что было не до нее). Нам пришлось ее, все-таки, купить утром, чтоб нас не оштрафовали на границе. В итоге купили просто на какой-то венгерской заправке.
По словам нашего друга-венгра, в этой стране машины с российскими номерами могут оштрафовать только реальная дорожная полиция, нарушения, которые зафиксировали камеры, никак не влияют на вашу дальнейшую судьбу. (Дорого отправлять штрафы по почте в Россию, возможно?)
В Сербии винеток нету, а через примерно каждый 20 км магистрали расположены шлагбаумы, на которых можно расплачиваться карточкой. Честно говоря, мы проехали огромное количество таких шлагбаумов и так не разобрались, как они работают – один раз платеж карточкой не прошел, другой раз кто-то, кто ехал перед нами, оставил эту карточку на шлагбауме, другую карточку мы потеряли сами, но никто это не проверил. Все это было немного хаотично.
В Болгарии мы купили винетку сразу, как прошли границу на пропускном пункте Калотина, и это была последняя граница, которую мы прошли перед Софией.
Оставить свой комментарий