Путешествие в Антарктиду началось в аэропорту города Буэнос-Айреса, где русскую группу уже ждал забронированный чартерный перелет в Ушуайю – самый южный город в мире. Перелет занял чуть больше 4 часов. Ушуайя встретила нас солнечной погодой, термометр показывал 8 градусов тепла. Первый сюрприз, очень неприятный, ждал в зале получения багажа. Мой чемодан вместо того, чтобы прилететь со мной одним рейсом в Ушуайю, улетел путешествовать по другим городам Аргентины. А оказаться на краю земли, в Антарктиде, без вещей – перспектива совсем нерадостная…  Вместе с представителями компании RumboSur, которая нас встречала  в аэропорту и которая осуществляет почти все трансферы и экскурсии в Ушуайе, мы пошли к представителям авиакомпании LAN писать заявления об утери багажа. Не получилось у нас узнать даже примерное местонахождение моего чемодана и надежда на то, что он успеет прилететь ко времени отправления круизного судна таяла с каждой минутой. Времени купить новые вещи в Ушуайе у меня не было, ничего не поделаешь – пришлось ехать в Антарктиду без вещей, надеясь только на своих соотечественников, которые одолжили теплые вещи и снабдили всем необходимым. Спасибо им огромное! Но пигвинчики остались без подарков на Новый год...

Из аэропорта через город мы отправились в горы, где нас ждала живописное местечко, в котором для нас организовали вкусный обед, основным блюдом которого стал сочный барашек. Как оказалось, это было только начало нашего гастрономического тура - французская кухня на нашей яхте превзошла все ожидания, к концу круиза мы уже на глаз прикидывали количество набранных килограмм. :)

Итак, Ушуайя. Мы проехали по этому небольшому милому городку, гид рассказал нам историю города и особенности его современной жизни. Перед тем, как отправится в порт, мы поехали на экскурсию в национальный парк Терра дель Фуэрго. Национальный парк находится на границе с Чили и омывается Атлантическим океаном. Парк представляет из себя самые южные лесные массивы на планете Земля и был основан в 1960 году для того, чтобы защитить местные леса от вырубки. Несколько часов мы катались по парку, наблюдая за птицами, горными пейзажами, изогнутыми от сильнейших ветров деревьями. Суровая природа самых южных земель очаровала нас и всей группе захотелось остаться здесь на несколько дней, чтобы получше изучить эти края, но нам пора уже ехать в порт, где нас ждет одно из лучших судов, осуществляющих круизы в Антарктику – французская мега-яхта  L’Austral. На борту нас уже ждали, капитан L’Austral встречал у входа и лично приветствовал каждого пассажира. Капитан у нас оказался молодой и очень приятный – 38-ми летний француз Оливер Мариен.

Мега-яхта L’Austral с первого взгляда привлекает внимание – когда мы проезжали мимо порта, все сразу обратили на нее свое внимание   – очень уж она отличается от других экспедиционных судов.

В начале круиза нас ждало много дел: посетить обязательный информационный брифинг по безопасности, получить сапоги и экспедиционные куртки, посетить еще один информационный брифинг о правилах поведения в Антарктике. Но о самом главном все старались не думать. Впереди нас ждал пролив Дрейка - одно из самых неспокойных мест в Мировом океане. Через пролив проходит мощное «Течение Западных ветров» — Антарктическое циркумполярное течение. В проливе часты сильные шторма, причём шторма пролива Дрейка являются одними из самых сильных на планете — ветер более 35 м/с и волны выше 15 метров тут не редкость.Но к всеобщему удивлению и большой радости мы прошли Дрейк довольно легко – волны были небольшие и судно почти не качало.

30 декабря увидели наш первый айсберг – когда капитан объявил по громкой связи о его приближении – все сразу побросали все свои дела и заняли места на открытой палубе. Ох сколько восторга вызвал этот небольшой дрейфующий кусочек льда.
Через день на айсберги, которые будут повсюду, уже никто не будет обращать внимания – но этот – самый первый – останется в памяти всех путешественников навсегда!

Надеялись мы и еще на одно чудо, что Новый год сможем встретить уже в Антарктиде. И нам снова повезло! В 18:00 по аргентинскому времени (а это между прочим 0:00 часов по московскому) капитан объявил по громкой связи, что мы подходим к Южным Шетландским островам и через 20 минут сможем совершить нашу первую высадку на берег Антарктики! Что может быть лучше, чем встретить Новый год в Антарктиде? Быстро собравшись, все с нетерпением собрались на палубе в предвкушении.. Садимся в зодиаки, еще несколько минут.. И вот она – прекрасная, залитая солнцем, земля Антарктики.
Высадка была короткая – меньше часа, но такая запоминающаяся...

Мы увидели первого пингвина..

Шучу, конечно же :). Вот он – первый пингвин, который встречал нас на берегу.

Поднявшись чуть выше, можно было наблюдать небольшую колонию этих птиц.
Проведя первый час Нового года на берегу Антарктиды, мы отправились обратно на судно, ведь через полчаса уже начиналась Новогодняя программа – приветственный коктейль с капитаном и новогодний гала-ужин. Новогодняя программа ближе к 00:00 продолжилась в баре, где уже играли зажигательную живую музыку, а шампанское лилось рекой.

После наступление Нового года по аргентинскому времени нас ждал еще один сюрприз. Судно-близнец Le Soleal, возвращающееся из Антарктики, поравнялось с нами – оба судна заглушили моторы, и все пассажиры вышли на палубы, чтобы поприветствовать пассажиров другого судна.

Ну как приветствовали – мы кричали поздравления во все горло, заглушая праздничную музыку.  Больше всего радовался персонал L’Austral, они громче всех кричали на французском языке поздравления коллегам. Это было восхитительно – как будто смотришь в огромное зеркало – напротив такое же судно, такие же радостные пассажиры, такое же праздничное настроение – второй новогодний сюрприз удался!

А на следующее утро все снова собрались на палубе, потому что мы вошли в одну из самых красивых бухт Антарктики – Бухту Парадайз (хотя я про многие бухты Антарктики могу сказать, что они самые красивые – и даже не совру – они все по- своему прекрасны). Высадка здесь не планировалась, зато мы круизировали на зодиаках вдоль берега, наслаждаясь видами ледников, пингвинов, аргентинской научной станции Base Brown.

А возвращаясь обратно, мы встретили первого тюленя, он блаженно валялся на льдине, спал и улыбался, спрятавшись за большой куб льда. У всех тюленей, которых мы впоследствии видели – всегда была вот такая радостная, умиротворенная улыбка на лице.. в смысле на морде :). Знаете, я немножко им завидую..

Здесь же мы встретили небольшую яхточку, которая пришла предположительно с Фолклендских островов. Представляю, как несладко такому маленькому судну пришлось в проливе Дрейка.

Вечером этого же дня мы должны были пройти пролив Лемар и высадится на острове Плено. Но непредсказуемая ледовая обстановка внесла коррективы в наш маршрут. Когда мы подходили к проливу, до последнего не было известно, сможем ли мы его пройти или он закован во льды. Туман окутывал заснеженные ледяные скалы, все путешественники собрались в Observatoryloungeна 6-ой палубе и напряженно вглядывались вдаль... Еще минута, туман немного расступился и нашему взору открылась самая узкая часть пролива, полностью заполненная льдом... По громкой связи капитан сообщил, что мы, к сожалению, не сможем пробить ледяную преграду, и начал разворачивать судно, чтобы вернуться обратно в пролив Герлах.. Опустив головы и немного взгрустнув, все покинули палубу и побрели в свои каюты. Но в экспедиционных круизах такое случается – программу приходится менять на ходу.

Ужин сегодня у нас был праздничный, у одной нашей путешественницы был день рождения – ей исполнилось 74 года! Отметили мы это прекрасное событие шампанским и вкуснейшим шоколадным тортом, приготовленным специально для именинницы, и весь персонал ресторана спел песню Happy Birthday.

А закончился наш ужин оповещением по громкой связи, что мы приближаемся к небольшой группе косаток, и весь "ресторан" поспешил на палубу их высматривать.
В этот раз мне не удалось сфотографировать косаток. Но это была не последняя наша встреча, и в следующий раз мне посчастливилось снять одновременно 5 косаток!

За окном уже 2 января 2016 года. И сегодняшний день был одним из самых насыщенных и запоминающихся за время всего круиза. Рано утром нас ждала высадка на острове Неко. Я, наверное, повторюсь, но это одно из самых красивых мест Антарктиды. Ни одна даже самая прекрасная фотография не сможет передать тот масштаб, то величие льдов, которые придают этому месту какое-то совершенно магическое притяжение. Я могла бы сидеть вечно и наслаждаться открывающейся с вершины панорамой этой бухты.

Я просто не могла поверить, насколько прекрасен может быть лед, и как его голубое свечение притягивает взгляд. Невозможно оторваться. К сожалению, фотография не сможет передать эти невероятные цвета. И невозможно представить себе масштаб.. Я, конечно, могу ошибаться, но вот эти небольшие, на первый взгляд, глыбы, на самом деле размером с высокий многоэтажный дом..

Дорога наверх далась нелегко, по снегу в гору подниматься довольно утомительно.
Но оно того стоило. Многие наверху устроили привал.

Как мне хотелось задержаться там подольше…. Но внизу ждала колония пингвинов Генту и их птенчики, которые только несколько дней назад успели вылупиться. Они были еще совсем маленькие и прятались под мамой.. или папой :). Поэтому вам я их покажу в другой день.

Даже уже сидя в лодке зодиак, отправляющейся обратно на судно, я не могла перестать наблюдать за пингвинами.

Вернувшись на судно, мы увидели два празднично украшенные зодиака и нарядного капитана. Вскоре к лодкам спустились жених и невеста в красивом платье. Французская пара устроила символическую свадебную церемонию среди айсбергов и многовековых льдов на краю света… Встретить их после церемонии собралось столько людей, что мне не удалось заснять молодоженов :).

Во второй половине дня у нас была запланирована еще одна высадка, на этот раз на острове Данко. Перед высадкой мы немного покрутились на лодках вокруг айсбергов и встретили нашего первого кита! А еще нам устроили небольшой сюрприз – к нам подошла еще одна лодка, на который оказалось парочка коробок шампанского! Французы любят устраивать сюрпризы :).

Дрейфовать среди громадных айсбергов, под лучами ослепительного антарктического солнца с бокалом шампанского… Какое прекрасное начало года!

Высадка удалась на славу! Самые отважные полезли в гору насладиться панорамный видом на пролив.

Спускались с горы некоторые уже на попе, радуясь, как дети, и экономя силы :)

А те, кто предпочитают более простые маршруты – отправились вдоль берега к колонии пингвинов и маленьким пингвинятам.

Когда мы уже вернусь на судно, и отправились дальше к новым островам, мы прошли мимо айсберга, на котором отдыхал морской леопард.

Какой насыщенный день! Всех смогли увидеть: и кита, и леопарда, и пингвинов с птенчиками.  Вечер оказался не менее насыщенный. Несколько часов все пассажиры провели на палубе, потому что мы вошли в пролив, где проходила кормежка китов и невозможно было оторвать взгляд! Как эти огромные животные выныривают из воды, заглатывая при этом сотни килограмм рыбы, и заныривая обратно, показывают нам свою темную спину и напоследок махая хвостом.

Рядом с китами все время кружилась стая морских птиц, которым перепадала часть рыбной добычи. Попутно с наблюдением за китами, мы любовались антарктическими островами по обеим сторонам от судна, айсбергами и пингвинами.

Погода в Антарктиде радовала нас через день, и на следующий день нас ждало дождливое, промозглое утро. Высадиться на берег в этот день у нас не получилось, но может быть в такую погоду, это и к лучшему. Поэтому сегодня мы дважды круизировали на зодиаках. В первый раз -  в бухте Энтерпрайз вокруг потерпевшего крушение норвежского китобойного судна.

Мачты за норвежским судном – это две яхты, которые пришвартовались к затонувшему кораблю, которое служит им прекрасной защитой от ветров и течения.

Часть русской группы во главе с экспедиционным гидом Натальей.

Отличить себя от других на этой и других фотографиях можно только по цвету и фасону шапки:). Была у нас шутка на протяжении всего круиза – что дома потом можно показывать любую красивую фотографию с человеком в красной куртке и говорить, что это ты :). Потому что все пассажиры, как пингвины, похожи друг на друга. Эти экспедиционные куртки, кстати, выдают в подарок всем туристам на судне, они ветро и водонепроницаемые и отлично подходят для полярных регионов. И сапоги, в которых мы высаживались на берег, тоже выдавали на время круиза. Их, правда, забрать не разрешили :). А учитывая, что мой багаж со всеми теплыми вещами остался где-то в Аргентине, я была очень рада, что самая основная экипировка уже была предусмотрена и выдавалась непосредственно на судне.

Но все-таки возвращаемся к льдам.. На второй высадке нас ждал невероятнейшего цвета айсберг.

И огромных размеров ледник.

Для масштаба: лодки зодиак на фоне ледника.

Недалеко от ледника мы увидели водопад. А вы знали, что в Антарктиде есть водопады? :)

А в Антарктиде есть все: и водопады, и реки, и подледные озера, и каньоны, размер которых превышает Гранд каньон в Америке, и вулканы. Почти все это скрыто под огромной толщей льда и ученые открыли лишь небольшую часть секретов Антарктиды. Кто знает, что еще скрывает самый недружелюбный континент…

Следующий день, 4 января, вся русская группа ждала с нетерпением. Сегодня мы должны были высадиться на вулканическом острове Десепшен. Из-за вулканической активности часть берега здесь прогревается и нагревает воду. И очень часто здесь разрешают купаться! Мы с нетерпением ждали, что и нам разрешат, но, к нашему большому сожалению, мы не смогли осуществить свои мечты о купании в Антарктиде. Не повезло нам с погодой и с приливом.

На берегу дул сильный ветер и нас снова ждал большой путь восхождения в гору. Поднявшись наверх, мы увидели невероятный инопланетный пейзаж.

Спустившись вниз, мы увидели тюленя Уэддела. Он немного поплавал на мелководье, вылез на берег, попозировал для нас, и, окинув всех столпившихся на берегу людей своим критическим взглядом, передумал полностью вылезать на берег к своим собратьям, немножко потянулся, перевернулся на другой бок и через секунду уже снова оказался в воде и  полностью скрылся.

К этому моменты все туристы уже спустились с горы и мы побрели к лодкам, чтобы вернуться на судно и отправиться навстречу новым островам.

После обеда у нас была высадка на остров Роберт. Сойдя на берег, мы увидели лежбище морских слонов: 20-25 огромных, жирных, неповоротливых, сопливых, но при всем этом таких милых тюленей :). Они сопели, кряхтели, зевали, почесывали ластами подбородок, иногда рычали, а потом снова укладывались спать с беззаботной улыбкой.

Налюбовавшись на этих милых «хрюшек», мы задумались о том, какой вариант маршрута выбрать. Снова взобраться на гору (т.е. на ледник), прогуляться к колонии пингвинов или ко второму лежбищу морских слонов и на обратном пути посмотреть на гнездящихся морских птиц. Времени было катастрофически мало, но мы решили успеть посмотреть все! К своему времени возвращения на борт мы, конечно, опоздали, попав до конца круиза в немилость экспедиционного лидера... Но оно того стоило:). Погода в Антарктиде очень быстро меняется и, если высаживались мы при сильном ветре и снеге, то, через минут 20-30, когда мы уже спускались с ледника, выглянуло солнце и до конца высадки радовало нас своим присутствием.

Дорога к пингвинам и ко второму лежбищу морских слонов была хоть и короткая, но с множеством препятствий – на острове довольно много мхов и частенько приходилось перепрыгивать с камушка на камушек, чтобы не наступать на столь редкую и хрупкую растительность.

Колония пингвинов оказалась оооочень шумная, еще ни разу мы все встречали настолько разговорчивых птиц. Непонятно было, почему они так разволновались, но гогот стоял оглушительный.

Мы немного понаблюдали за тем, как пингвины вприпрыжку взбираются на горку к своей колонии и направились смотреть на второе лежбище морских слонов, которое расположилось на соседнем пляже. И снова такие же довольные сонные слоны, греющиеся на солнышке. По пути обратно к лодке, сделали небольшой круг, чтобы посмотреть на гнездящихся морских птиц.

Довольные такой насыщенной высадкой, мы отправились обратно на судно, по пути любуясь на огромные айсберги.

Вечер закончился празднованием еще одного дня рождения.

5 января был наш последний день в Антарктиде. Изначально была запланирована только одна высадка, вторая зависела от ледовой обстановки. Первая высадка была в местечке Браун Блафф, которая также известно как «Бурый Утёс». Вулкан, возвышающийся прям рядом с берегом, имеет коричневый цвет из-за минералов, из которых он сложен, отсюда и пошло такое название.

Снова прекрасная солнечная погода, снова сначала лезем в гору любоваться панорамой еще одного красивейшего места в Антарктиде. В последний день уже можно собрать мозаику впечатлений об Антарктиде, и одно из самых удивительных открытий для меня было то, какая Антарктида разная. Сколько мест мы посетили, сколько мест прошли мимо – я не увидела ни одного похожего друг на друга места. Они все настолько отличаются друг от друга, настолько каждое из посещенных  мест западает в душу, что даже сейчас, просматривая фотографии, особенно фотографии других путешественников из других круизов, я мгновенно узнаю ледники, бухты, скалы, и сразу же воспоминания переносят меня обратно в Антарктиду на то самое место, где еще не так давно я сама стояла и наслаждалась таким восхитительных видом. Довольно много путешествуя по миру, я не люблю возвращаться в те же самые места/города, где уже была, мне всегда хочется новых впечатлений, новых стран, новых приключений. Антарктида же впервые стала той точкой на карте, куда мне захотелось вернуться при первой же возможности. Вернуться, чтобы снова затаив дыхание наблюдать за величественными ледниками, дрейфующими айсбергами, очаровательными пингвинами и довольными тюленями. Наверное, мне не хватит писательского таланта, чтобы объяснить магическую силу, которой обладает Антарктика и которая заставляет вновь и вновь мечтать о путешествии к ее суровым, но таким манящим берегам.

Что-то я отвлеклась. Итак, Браун Блафф.
На высадках всегда было столько всего интересного, что нам ни разу не удалось собраться всей русской группой вместе, ступая на землю Антарктиды, все сразу же разбегались по разным маршрутам. Вот половина отважных путешественников Special Travel Club:

Здесь подъем в гору оказался хоть и непродолжительным, но приходилось иногда быть очень острожными, потому что под слоем земли, камней и каменной крошки скрывался лед.

Сделав сверху пару кадров и немножко передохнув, мы быстренько спустились и отправились на другую сторону пляжа, где находилась многотысячная колония пингвинов генту и адели. А сколько птенцов!

Птенцы пингвинов генту не отходили от родителей, а птенцы адели, которые очень сильно отличаются по пуху и размеру от птенцов других видов, уже вовсю осваивали окружающий мир: кто спал, сбившись в небольшие группки, кто разгуливал по колонии, постоянно спотыкаясь и падая, кто искал родителей в поисках пропитания.

Наблюдать за птенцами можно было бесконечно, особенно удобно расположившись на теплых прибрежных камнях.

Но время уже подходило к концу и нам пришлось вернуться на борт. Но в такой прекрасный солнечный день, в таком необычном месте, совсем не хотелось возвращаться в каюту, и мы задержались на палубе, пытаясь сфотографировать выпрыгивающих из воды пингвинов, которые издалека напоминали маленьких дельфинчиков.

На фотографиях получилось не очень, слишком они маленькие даже для моего длиннофокусного объектива.  Но наблюдали за их поведением в воде мы с детским восторгом – особенно когда они плавали и выпрыгивали из воды прямо рядом с лодкой. На берегу пингвины очень неуклюжи, но в воде они чувствуют себя прекрасно.

Вскоре у нас была вторая высадка на острове Паулет. За все вместе взятые предыдущие высадки мы не видели столько пингвинов, сколько оказалось в колонии на о.Паулет. Панорамной фотографии у меня, к сожалению, нет, поэтому выкладываю фотографию маленького кусочка берега. Каждая черная точечка на фотографии – это пингвин. Сотни, тысячи, сотни тысяч пингвинов.. Это что-то невероятное.

Так как все пространство было занято пингвинами, гулять здесь было почти негде, поэтому пройдясь немножко вглубь острова, я вернулась обратно на берег.  И все оставшееся время просидела на берегу, на теплых камнях под лучами ослепительного антарктического солнца, а мимо меня, на расстоянии вытянутой руки, бродили туда-сюда пингвины. Можно было протянуть руку и погладить их, как жаль, что этого было делать категорически нельзя…

Не только толстые котики бывают милыми :)

Кто - толстый?! :)

А чуть правее от меня группа пингвинов купалась, плескалась в воде, выпрыгивала на берег, чистила свои перышки, и уходила обратно к своему месту гнездования, а на их место приходили новые пингвины и все повторялось.

Как жаль, что это наша последняя высадка и последние пингвины, которых мы увидим в Антарктиде, но как прекрасно, что прошла она в столь необычном и интересном месте.

Все вернулись на борт, и наша яхта взяла курс на Ушуайю.
В итоге маршрут по Антарктиде у нас получился вот такой:
Нас снова ждал пролив Дрейка, который в этот раз оказался не таким спокойным. На следующий день нас начало сильно качать, а еще через день высота волн доходила до 8 метров. Передвигаться по прямой было затруднительно, стоять равно на месте было тоже сложно. В ресторане приходилось придерживать тарелки и стаканы, потому что они так и норовили уехать со стола, а с кухни то и дело доносился звон бьющийся посуды. Но, несмотря на сильную качку, почти все путешественники очень стойко перенесли самый сложный участок нашего путешествия: кто-то с помощью таблеток от укачивания, которые всегда в большой запасе есть на судне, кто-то с помощью пластырей и браслетов, которые очень хорошо помогают от качки, а кто-то, как я, решил испытать себя и справился без применения вспомогательных средств. А лучше всего при укачивании помогает сон, во время такого перехода спать хочется постоянно и проще всего поддаться желанию и проспать большую часть времени.  Во время нашего двухдневного перехода в Антарктиду и обратно, и на протяжении всего круиза, проводились лекции об открытии Антарктиды, ее исследовании и строении, антарктических животных, а также организовывались просмотры кинофильмов. Так как круиз у нас был интернациональный, большая часть лекций проводилась на английском и французском языках (большая часть пассажиров была из Франции), но и гид-сопровождающий от Клуба путешествий Special организовал часть лекционной программы на русском языке и отдельные кинопросмотры русских фильмов об Антарктиде. В последний день наша русская группа вечером устроила себе кинопросмотр замечательного документального фильма о советских и российских экспедициях в Антарктиду, научной деятельности в Антарктике и российских научных станциях.

А вечером был прощальный Гала-ужин с капитаном, который чем-то очень напоминал Новогодний.  Качать во время ужина перестало, а значило это только одно – мы прошли пролив Дрейка и уже подходим к самым южным землям и вскоре причалим в Ушуайе. Прибыли мы в порт после 10 вечера, но последняя ночь у нас все равно была запланирована на борту (потому что обычно судна приходят в порт ночью), но нам удалось вечером выйти в город и прогуляться по Ушуайе. Вечером  все магазины были уже закрыты, работали только бары и рестораны. После гала-ужина мы были совсем не голодные, но не удержались и все равно зашли в один из известных крабовых ресторанов.

Погода была совсем не для прогулок, шел сильный дождь, и было довольно холодно, поэтому мы побрели обратно на L’Austral собирать чемодан и готовиться к завтрашней высадке. Мне, правда, собирать было почти нечего, потому что мой чемодан мне вернули только на следующий день утром, за 10 минут до нашего отправления в аэропорт. Летели мы обратно так же все вместе, не считая нескольких человек из нашей группы, которые продолжили свое путешествие по Южной Америке. В салоне самолета уже не было такого оживления, которое было, когда мы только летели в Ушуайю – все знакомились, разговаривали, предвкушали незабываемое путешествие.  И, наверное, оно и получилось действительно одним из самых запоминающихся приключений в моей жизни.

КЛАССИЧЕСКАЯ АНТАРКТИДА​
УНИКАЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В АНТАРКТИДУ С РУССКОЙ ГРУППОЙ.​
КРУИЗ В АНТАРКТИДУ НА МЕГА-ЯХТЕ "LE BOREAL"