Город Кировск расположен в самом центре Кольского полуострова, в южной части Хибинского горного массива на берегу озера Большой Вудъявр. В состав Кировского административного района входят: город Кировск, отдельно расположенный микрорайон - Кукисвумчорр, поселки Титан, Коашва и Октябрьский. Кировск от Москвы отделяют 1930 км.
Кроме того, Кировск — популярный центр горнолыжного спорта. В районе города действует три подготовленных горнолыжных склона — «городской склон», «Большой Вудъявр» и «25-й километр» (гора Кукисвумчорр).
Высокий сезон на кировских склонах в связи с коротким световым днём зимой — с 15 марта по 9 мая. Склоны Хибин достаточно лавиноопасны. Здесь действует поисково-спасательная служба МЧС России и центр лавинной безопасности ОАО «Апатит».
В Кировск я ездила 3 года назад на новогодние праздники. Так как мы были первый раз, то пошли по простой схеме – сняли жилье в одной из пятиэтажек в Кировске и обкатывали популярные массовые места катания – городской склон и Большой Вудъявр, но я была не в восторге от этого катания. Очень холодно, пронизывающий ветер, который сдувал сверху второй очереди весь снег, огромное количество народу и, конечно же, постоянная темнота на улице.
Спустя 3 года мы решили вернуться в Кировск, учтя прошлый опыт, и посмотреть на Кировск с другой стороны. Катание по трассам уже давно наскучило, а самостоятельное катание вне трасс в незнакомых горах похоже на самоубийство. Поэтому мы задались идеей найти гидов и покататься под их руководством. Так мы нашли школу бэккантри в Хибинах.
Бэккантри – это пешее восхождение на вершины, необорудованные канатными дорогами с дальнейшим спуском на лыжах или сноубордах по неподготовленным склонам.
Добраться до Кировска можно на поезде, который довезет до железнодорожной станции рядом с городом Апатиты или самолетом до аэропорта города Мурманск. (Кстати, местные ставят ударение на “а” произнося Мурм`анск). Трансфер из аэропорта города Мурманска до города Кировск обходится, примерно, 2500-3000р за машину.
Жили в этот раз мы в отдельно расположенном микрорайоне Кировска – поселке Кукисвумчорр. (в простонародии – 25 км).

1-й день
 

В первый день мы встретились в шале на 25 км, познакомились с группой (8 человек), все кстати из Москвы. Причем были и лыжники, и сноубордисты. Гиды предложили нам спуститься по нелегкому участку склона, чтобы проверить наш уровень катания и допустить к участию в лагере. Все справились с заданием! Участникам раздали лавинные датчики и проверили наличие обязательного оборудования - шлем, рюкзак с креплениями для доски/лыжи, телескопические палки.
На этом официальная часть первого дня была закончена и мы поехали раскатываться, изучать местный рельеф и разминать мышцы. Цена подъемников на 25 км в этом году - до 20 шт. – 70р., после – 60р.
Вторая очередь не работала уже второй день из-за шквального ветра, поэтому пришлось довольствоваться только нижней. Сразу вспомнились навыки подъемов на жестких кировских бугелях!) Но то, что в 4 часа дня еще было светло – это приятная новость.

Вечером после каталки чувствовалась первая усталость в ногах, волновали большие ожидания завтрашнего первого дня бэккантри, за окном шел снег.

2-й день
Погода за окном ветреная и снежная. Дорога от дома до подъемников пешком составляла примерно 15 минут и все время в гору, что уже являлось большим испытанием в первый день, с непривычки.

Все в сборе и мы начали подниматься на самый верх на подъемниках. Подъем на второй очереди проходил в нулевой видимости. Ветер дул сильно, по-кировски! Не видно было ничего на расстоянии вытянутой руки.

Когда все поднялись наверх один из гидов показал направление движения, чтобы добраться к первому кулуару. Страшно было всем, кто первый раз оказался в этом месте и не знал местности.
Дорога – это узкий хребет, который имеет резкие обрывы вниз, а густой туман и сильный ветер то и дело делал так, чтобы мы улетели вниз безвозвратно. Преодолев свой страх, все благополучно добрались. Первый гид, Руслан, рассказывает правила поведения при спуске, показывает направление движения и предупреждает, что двигаться надо строго по одному по его команде с интервалом в одну минуту. После чего уезжает первым оценить рельеф и лавиноопасность склона. А второй гид, Рома, по команде выпускает участников и уезжает крайним со склона. В условиях нулевой видимости каждый из членов нашей команды поначалу испытывал небольшую панику, ныряя в облако неизвестности.

И я не была исключением. Даже не знаю, чего я больше боялась, потеряться или лавины. Спуск при такой видимости достаточно экстремален из-за того, что скорость трудно определить визуально, и траекторию спуска определяешь теоретически. Но когда проезжаешь облако, то ощущения меняются на 180 градусов. Бескрайнее пространство нетронутого снега, увеличивая скорость на поворотах, ощущаешь что сама себя засыпаешь снегом! Просто героиня сноубордического Pro-видео. Группа была счастлива от такого адреналина!

После спуска надо было возвращаться к подъемникам по прямой дороге (положняку). Лыжники быстро уехали, а сноубордисты начали осваивать толкание палками.
А кто-то добирался по старинке – ногами.

А кто то добирался по старинке – ногами.

В последующие спуски видимость существенно не улучшалась, поэтому красоту Кировских гор в этой день мы не увидели. Зато очень хорошо освоили катание в «молоке». После спусков сноубордисты все так же качали ноги, двигаясь по положняку, завистливо смотря лыжникам вслед. Все больше закрадывалась мысль переходить на лыжи.
Вечером за чашкой чая все весело делились первом опытом и переполняющими эмоциями от катального дня.

3-й день.
Всю первую половину дня была ясная солнечная погода. И эту возможность, как фотограф, я не могла упустить!

Мы опять катались по снежным кулуарам, ухватили несколько сотен метров великолепного паудера и получили истинное удовольствие от катания!

После обеда пришлось закончить катание, так как погода ухудшилась – подул сильный ветер и на гору опять опустилось облако.

В этот день было 8 марта и после крайнего спуска наши гиды достали несколько бутылок шампанского из своих рюкзаков, с которыми они прокатались весь день! Было очень неожиданно и приятно.

Этот день планировался для восхождения, но не получилось. Погода диктовала свои условия. Сильный ветер склонял деревья до земли. «Непогода для восхождения» - таков вердикт наших гидов. Чтобы не сидеть без дела, мы пошли исследовать район Кукисвумчорр.

По дороге нам встречали местных жителей и каждый занимался своим делом.

А так же устроили культурную программу и

В экспозиции музея представлена история освоения Хибин и создания апатитовой промышленности на Кольском полуострове.

Кстати, гуляя по Кукисвумчорру, заметила, что часто встречала женщин, детей и бабушек, одетых в сиренево-фиолетовые цвета. Так и осталось это для меня загадкой.

Все дома в Кировске и окрестностях сделаны из камней, которые добывают в соседних рудниках. 

К слову о рудниках.  Повсеместно идет сбор в поддержку строительства нового горнолыжного склона, а местные власти хотят взорвать гору и сделать новый рудник. Мы тоже поставили свои подписи!

Вечером наши гиды провели теоретическое занятие по лавинной безопасности. Руслан рассказывал о типах лавин, о способах определения лавиноопасного участка, о влиянии погоды на лавиноопасность и т.д. Я получила массу полезной информации. Хотя стало жутко, как же раньше мы катались без страха, на Кавказе, например.

 

5-й день.

Погода опять не позволяет взобраться на гору: метель, сильный ветер, наверху горы видимость нулевая.

Но мы приехали кататься и хотели использовать любую возможность, поэтому пошли кататься самостоятельно. Катание по трасам 25км превращается в пытку. С одной стороны горы все выдуто, и возможность скрестись по лысому настилу никого не воодушевляет. А с другой стороны горы образуются лавиноопасные помпоны вперемешку с застругами.

Во второй половине дня гиды устроили нам практическую часть по лавинным занятиям. Мы освоили пользование биперами, искали один и несколько закопанных биперов, искали закопанный рюкзак с помощью щупов. А так же закапывали человека и соответственно раскапывали его.

6-й день

 

Сегодня гиды объявили о долгожданном восхождении на гору Юкспор высотой не более 1000 метров. На небе облачно, сноуборды и лыжи за спинами, телескопические палки в руках, мы начинаем подъем.

Первым идет гид Рома и тропит всем остальным дорогу, за ним идут лыжники, так как у них ботинки покрепче, а потом уж сноубордисты и замыкающий гид.

Первые 2/3 горы подниматься было тяжело, но терпимо.

Но когда мы вышли на хребет, началось настоящее испытание. Ветер дул не меньше 20 метров в секунду. С моими 50 кг веса меня, в прямом смысле слова, сдувало. Способствовал этому еще и сноуборд, который создавал дополнительную парусность. Какую-то часть дороги мне пришлось просто ползти на коленях, так как встать было невозможно. По лицу бил сильный град, а в голове пролетали мысли, как спастись от обморожения и когда же мы все-таки дойдем. На каждой ресничке у меня образовались большие комки льда, которые мне не давали видеть почти ничего. Невероятные усилия и выдержка помогли нам дойти, наконец,  до места спуска. Но наши ожидания награды за проделанный путь не оправдались. Прокатиться по восхитительному снегу нам так и не удалось.

В кулуаре, по которому нам предстояло спуститься, давно не сходили лавины, поэтому он зарос мелкими и частыми кустами. Итог спуска – порванные штаны, потерянная деталь от телескопической палки, ободранное лицо и  разочарование.

 

7 день

Сегодня намечающее восхождение было отменено из-за погоды. Тем не менее, мы отлично покатались самостоятельно: каждый нашел свой паудер, а я еще и протестировала “банану” never summer.

После обеда у нас опять были лавинные занятия. Одним из заданий было найти рюкзак без бипера, который был закопан на очерченной площади схода лавины. Задание оказалось крайне сложным, искали его около 40 минут. За такое время человек, попавший под лавину, задохнется под снегом.

Также искали биперы на время (в 5 минут уложились только 2 человека) и копали шурф.

8 день

Этот день был самый солнечный! Было принято решение совершить восхождение на гору Апатитная.

Погода была замечательная и 3 часа восхождения прошли на одном дыхании.

Пушистый, нетронутый снег, легкость движений, следы красивых ровных дуг. Ради таких спусков стоит часами забираться в гору, чтобы такое испытать.

9 день           

Утром была чудесная погода и мы готовились к восхождению на Большой Вудъявр, но несколько участников нашей группы отказались идти. Поэтому мы решили кататься по кулуарам. Первый спуск понравился, хотя, после выходных, не раскатанных мест осталось маловато.

А вот на втором спуске погода стремительно поменялась – опустился туман, поднялся ветер, пошел снег. Такое разнообразие в погоде нам уже не в новинку, но и кататься уже было не в кайф.

Вечером мы решили устроить поход в “Снежную деревню”.

Снежная деревня – это несколько пещер изо льда.  Внутри – снежные залы, коридоры, комнаты, галереи, ледяная мебель, скульптуры, украшенные подсветкой, световыми инсталляциями.

Как мне показалось, цена входа слишком завышена.

День 10

Заключительный день нашего беккантри отметился солнечной безоблачной погодой и двумя спусками.

Второй спуск был крайне опасен. У подножья кулуара виднелась недавно сошедшая лавина. Активные солнечные лучи начали растапливать верхний снежный покров и, когда я стартовала с “козырька”, казалось он обрушиться вместе со мной.

Чтобы найти нетронутые кулуары, нам часто приходись спускаться по другой стороне горы. Поэтому гиды организовывали возвращение к началу горы на буксире за снегоходами. В Кировске  мой первый опыт катания на сноуборде за снегоходом удался. Временами было страшно, особенно ехать по кочкам и в ситуациях, когда наезжаешь на другого сноубордиста/лыжника или наоборот.

А потом был прощальный костер с группой.

Досвидания, Кировск! Таким мы тебя еще не видели. С погодой нам, конечно, не очень повезло, но наши чудесные гиды сделали все, чтобы даже погода нас не расстроила. Спасибо им большое за это!