Подводный археолог Франк Годдио и его команда воскрешают города и культуры, которые давно исчезли с карты мира. Среди их находок — китайское судно XV века, груженое фарфором династии Мин, уникальные суда из флотилии Наполеона и Ост-Индской компании. Но самое на данный момент главное открытие Годдио — подводные города Гераклион и Канопус, в незапамятные времена ушедшие под воду у берегов современной Александрии, и дворец Клеопатры.

Город-миф
По свидетельству Геродота, в городе Гераклион на пути в Трою останавливались Елена и Парис. До основания Александрии Гераклион служил главными морскими воротами Египта. Город процветал — мало того, что он был большим торговым портом, здесь с проходящих судов взималась пошлина за право войти в воды Нила. Город украшали множество храмов, главный из которых был посвящен богу Амону (в римском пантеоне ему соответствовал Геркулес, а в греческом — Геракл, в честь которого город и был назван). В конце VIII века город в результате природного катаклизма ушел под воду.
Долгое время ученые мира, отчаявшись отыскать следы Гераклиона на суше, считали его мифическим городом, не существовавшим в действительности. Обнаружен экспедицией Франка Годдио в 1996 году.

«Гнездо разврата»
Религиозный центр Канопус в окрестностях Гераклиона был соединен с Александрией искусственным каналом. Город славился храмами и оракулами, а так же умением местных жителей наживаться на легковерных паломниках. За это Канопус прозвали «городом греха и добродетели». Ушел под воду одновременно с Гераклионом. Годдио нашел доказательства «греховности» горожан — винные кубки, черпаки и статуэтки пухлых сластолюбцев, которыми жители Канопуса украшали свои дома.

Дом Клеопатры
Город был основан Александром Македонским в 331 году до н. э. В эпоху правления Птолемеев (последней династии фараонов, греческого происхождения) это была самая богатая торговая метрополия во всем Средиземноморье. Часть города, где находились древний порт и резиденции царей, опустилась в море около VI века в результате серии сильных землетрясений. Годдио не только отыскал царские кварталы и Тимониум (дворец Марка Антония, в котором он и Клеопатра покончили жизнь самоубийством), но и смог проникнуть в личные покои легендарной царицы.

Царь? Очень приятно...
В 1985 году в Париже Франк Годдио основал Европейский институт подводной археологии и стал пионером молодой науки.

В 1996 году, заручившись поддержкой египетского Верховного совета по древностям, Годдио возглавил поиски царских кварталов древней Александрии, которые ушли под воду примерно 1600 лет назад в результате землетрясений и оседания почвы. По словам археолога, в эпоху раннего Средневековья берег в этом регионе опустился на 8 метров. В первый же сезон подводных раскопок Годдио и его команда нашли на дне залива колонны, блоки гранита, фрагменты зданий и мостовых. Это были легендарные царские кварталы, где находились дворцы Птолемеев. Спустя 4 года, во время раскопок Александрийского порта ученые и обнаружили руины Гераклиона и Канопуса.

За последние годы Годдио поднял со дна самую большую из всех ранее найденных статуй Хапи (бога Нила и плодородия), высвободил из ила пятиметровые статуи царя и царицы династии Птолемеев, высеченные из розового гранита, и пополнил коллекцию египетских древностей кладом золотых монет и украшений. Особо ценной находкой стал астрологический календарь из черного гранита, так называемый Наос Десятилетий. Улов, добытый Годдио в водах залива Абу-Кир, свидетельствует о взаимопроникновении египетской, греческой, римской, византийской и арабской культур.

Весна 2008 года тоже принесла неплохой археологический урожай. В Восточной гавани Александрии у мыса Лохиас археологи обнаружили развалины здания около 100 м в длину и 70 м в ширину, возможно, являвшегося частью Дворца Птолемеев. На мысе Посейдона отыскали бронзовые статуэтки и скульптуры из диорита, которые украшали один из местных храмов, а также мраморный горельеф с изображением младенца Геракла, возлежащего на львиной шкуре.

Находки Годдио стоит увидеть своими глазами. Так, если вы — сертифицированный дайвер, можно прогуляться по затонувшим городам и дворцам с аквалангом. В порту Александрии работают несколько дайв-центров, где можно взять в прокат оборудование, баллоны и нанять гида. Большинство зданий и статуй лежат на глубине не ниже 5 метров, и для погружений на них достаточно иметь сертификат OWD по системе PADI либо аналогичный сертификат начального уровня другой системы. (Фридайверам, по понятным причинам, можно не париться вообще).

Но даже если же вы — не фанат подводных погружений, не отчаивайтесь. Объекты, поднятые со дна Средиземного моря экспедицией Франка Годдио можно увидеть на выставке «Клеопатра — в поисках последней царицы Египта» («Cleopatra - The Search for the Last Queen of Egypt»), которая в июне этого года будет проходить в Институте Франклина (Frankline Institute) в Филадельфии (США). За более подробной информацией стоит обратиться на сайт Института 2fi.edu/ либо на ресурс «Общества Франка Годдио» underwaterdiscovery.org.

«На 200 лет мне работы хватит!».
Эксклюзивное интервью с Франком Годдио на Gfhome.ru

До 46 лет вы делали вполне успешную карьеру финансового консультанта при ООН, а потом вдруг начали искать затонувшие города. Почему?
Работа советника – это очень увлекательное занятие. Но в какой-то момент я понял, что достиг потолка в профессии, и мне некуда расти. А я не люблю ехать по накатанной колее.
У меня всегда была страсть к археологии и к морю. И однажды я решил по-
святить себя только тому, что интересует меня по-настоящему.

И достигли огромных успехов. Как вам удалось с такой точностью определить положение затонувших городов?
Все наши экспедиции проходят по одной и той же схеме. Работа начинается в архивах, с исследования документов, позволяющих установить предположительное местонахождение
объекта. Затем наступает черед техники: при помощи эхолота, ядерного резонансного магнитометра и системы спутниковой навигации мы картографируем район поиска. А если догадки подтверждаются, начинается собственно археологическая работа: мы составляем карты расположения объектов, потом проводим фото- и видеосъемку. Затем специалисты приступают к консервации, восстановлению и каталогизации находок. Анализом древностей занимаются эксперты, которые потом участвуют в подготовке отчетов.

У вас слаженная команда? Какими качествами нужно обладать, чтобы рабо-
тать с Франком Годдио?

Прежде всего быть профессионалом в своем деле. Я постоянно зову в экспедиции
новых специалистов, так что состав команды меняется. Но есть и те, кто всегда со мной, ядро, состоящее из опытных дайверов-археологов и экспертов в различных областях.

Подводный археолог Александр Белов, сотрудник Центра египтологических исследований РА Н, участвовавший в вашей александрийской экспедиции, рассказывал, что сначала находки поднимают на поверхность и очищают, а потом снова погружают под воду, чтобы провести эффектную фотосессию. Это действительно так?
Подводную съемку в той экспедиции, о которой вы упомянули, вели два профессиональных фотографа, которые работают со мной уже не первый год. Одна из основных задач команды – создать полное описание объектов для археологической базы данных. Вот почему мы фотографируем находки на месте обнаружения. Но обязательно и до, и после чистки – иногда предметы покрыты очень толстым слоем отложений, и на фотографиях сложно определить, что это, собственно, такое. Более того, очень часто после картографирования и изучения находки возвращают обратно под воду и засыпают слоем песка. Вполне обычная практика, своего рода консервация на то время, пока улаживаются бумажные формальности с местными властями. Только потом найденные артефакты можно будет навсегда извлечь из-под воды и показывать миру.

Расскажите о вашем самом сильном подводном впечатлении.
Больше всего мне запомнился момент, когда на одном из только что очищенных камней я увидел вырезанные иероглифы. Всего несколько значков, а сколько эмоций! Позже выяснилось, что надпись означает «вечная жизнь».

А где можно увидеть ваши трофеи из других экспедиций?
Помимо проектов у побережья Египта мы являемся координаторами и инициаторами исследований в Южно-Китайском море. Нашли семь китайских джонок XI – XVI веков, два испанских галеона и два торговых судна Британской Ост-Индской компании. Многие поднятые объекты стали частью постоянных экспозиций Национального музея Филиппин в Маниле, Национального музея искусств Азии в Париже, Национального морского музея
Маврикия и мадридского Морского музея. Основная цель – сделать наши находки доступными для широкой публики.

Как вы относитесь к черным археологам – охотникам за сокровищами?
Охота за сокровищами к археологии не имеет никакого отношения, так же, как и ко мне. Мы работаем с соблюдением всех стандартов ЮНЕСКО, команда тесно сотрудничает с национальными и местными органами власти, а также с экспертами в области археологии.

Несмотря на почтенный возраст, ваши находки прекрасно выглядят. Морская вода такой хороший консервант?
Нет, консерванты – это песок и донные отложения. И все же реставраторам приходится немало поработать, чтобы довести артефакты до выставочного состояния.

Планируется ли показать «Затонувшие сокровища Египта» в России? Возможно ли это в принципе?
Я был бы рад привезти выставку в Россию, но конкретных предложений пока нет.

У вас уже есть следующие проекты?
Мы исследовали лишь малую часть Гераклиона и Канопуса, под водой скрыто еще много неизвестного. В общем, на ближайшие пару сотен лет мне работы хватит!

Беседовала Анна Горяинова