Горная гряда Хоанглиеншон, простирающаяся из северного Вьетнама через  Лаос и северный Тайланд вплоть до Мьянмы — вожделенные земли для исследований  этнографов. Ну а меня особенно в этой гряде поразила часть, относящаяся к северо-западному Вьетнаму, именно -   район Сапа, где живут уже несколько сотен лет горные племена Индокитая -  черные и цветные хмонги. Первая волна миграции хмонгов во Вьетнам со своей родины – долины реки Янцзы – хлынула более 300 лет назад. А сегодня  хмонгов уже  53 процента от общего населения гор Вьетнама:  около 20 000 человек (во  Вьетнаме же всего 800 000 жителей). По-другому, хмонгов можно назвать горцами Вьетнама.
Именно так их когда-то называли французы -   «монтаньяры» -   горные люди.

Американцы, вторгшись во Вьетнам, постарались заручиться поддержкой "монтаньяров": ведь хмонги знают джунгли и окрестные горы, как свои пять пальцев.  Однако  горцы жестоко расплатились за свою помощь иноземным захватчикам. К завершению войны более 200 000 «монтаньяров» были уничтожены Вьетминем.

Вьетнамцы, «вьеты» - как самые предприимчивые, деятельные и воинственные жители региона, - предпочитают селиться в долинах. Людей же из горных племен "вьеты" зовут  «мой» — дикари. Различные условия жизни превратили родственные племена в два абсолютно несхожих народа.
Хмонги и в эпоху всеобщей глобализации и агрессивного наступления цивилизации продолжают вести натуральное хозяйство, основанное на подсечно-огневом земледелии. Главные для них культуры питания — рис и кукурузу — хмонги выращивают на террасированных склонах гор. На выжигаемых участках леса сеют рожь и лен, из которого производят ткань для своей национальной колоритной одежды. С болезнями борются настойками, припарками и отварами из выращиваемых традиционных лекарственных растений. Кроме того, хмонги держат различных домашних животных: от крупного рогатого скота до цыплят и собак.

По традиции женщины занимаются домашним хозяйством, а мужчины охотятся.

Каждые выходные на этнический рынок в Сапу съезжаются жители из дальних и ближних деревушек. По субботам на рынок приходят красные "дао", по воскресениям  -  он во владении хмонгов. Главные товары:  сельскохозяйственные, а так же  изделия из дерева и бамбука,  серебряные украшения и домотканые вышитые национальные костюмы.  Хмонги могут узнать, из какой деревни человек, по вышивке  на воротнике и рукавах. Одежда хмонгов - это настоящее культурное сокровище  -   главный и самый оригинальный сувенир, который только можно привезти  из Сапы. Но рынок — это не только место для купли и продажи. Это еще и площадка для встреч молодых людей  с претендентами на руку и сердце.

Горные люди твердо уверены,  что все члены одной семьи должны жить в одном доме и поддерживать друг друга даже ценой собственной жизни, если потребуется. Внутрисемейные браки здесь запрещены. Зато часто случаются  «хай пу» — церемонии обручения для бедных: если родители одобряют выбор дочери или сына, но не могут оплатить свадьбу, молодые влюбленные тайно встречаются в особом месте, после чего жених ведет избранницу к себе в дом уже как официальную жену.

Ну а мне посчастливилось присутствовать на свадебной церемонии представителей красных дао и черных хмонгов. Оба племени живут в мире и дружбе друг с другом и браки между племенами нередки. Свадьба запомнилась мне песнями и танцами хмонгов в темных сине-черных национальных одеждах. Особенно поразило, когда певцы, не прекращая танцевать и петь, еще и ухитрялись жонглировать высоко в воздухе несколькими шарами.

Хмонги - язычники. Они веруют в духов и демонов, и в течении года проводится множество весьма сложных обрядов. Ну а для лечения болезней и продления жизни в племени эффективно пользуются  древней мудростью народной медицины. Рецепты передаются из поколения в поколение знахарей и целителей. Многие семьи так же бережно  хранят старые рукописные лекарственные книги, записанные китайскими иероглифами.

Деревни хмонгов состоят из 5-7 домов, выстроенных прямо на земле. Дом  обычно из трех комнат, с глиняными или бамбуковыми стенами и деревянным полом и с крышей из рисовой соломы.

Если вы хотите увидеть  музыкально-певческую культуру хмонгов, которая очень интересна, приезжайте сюда во время племенных фестивалей-праздневств. Главный фестиваль племен празднуется в Сапе во время празднования вьетнамского Тэта (Нового года) – в январе-феврале. А в сентябре-октябре проходят  фестивали в честь сбора урожая. 

Из района Сапа, с гор, я уезжала с надеждой обязательно вновь вернутся в этот суровый край джунглей, чтобы вновь оказаться среди людей, не отягощенных современных цивилизацией, привыкших полагаться только на себя.

Этнографический тур к хмонгам