Мы едем на поезде к снегу в Хибины, где нас уже ждет наш гид-спасатель по Хибинам – Дима Марченко, Марчелло, (whiteguides.ru). На этот раз, испугавшись переменчивой заполярной погоды, никаких наполеоновских планов заранее не строили, может быть, поэтому, все, о чем мечтали в плане катания, удалось!

 

16 марта

 

С утра небольшой туман и ветерок, но в горах уже светит солнце, и мы выдвигаемся на Тахтарвумчорр.

На снегоходе водитель и пассажир, доски, за снегоходом на веревке - балласт в виде меня. 35 - 40 км/час, а кажется  все 100. Едем через лес, дорога то в горку, то с горки, ехать по пухляку сбоку от снегохода не так-то просто, как кажется с виду. Самый фан начинается при въезде в лес, перепрыгивать через торчащие из-под снега макушки маленьких елочек, уклоняться от веток, подпрыгивать на сугробах – очень здорово и весело. Равнину снегоход легко преодолевает с пассажирами на веревке, а вот подъем в саму гору происходит по одному! На вершине мы замираем, загипнотизированные  видом на высшую гору Хибин – Юдычвумчорр, хребет Поачвумчорр и долину реки Малая Белая, за ней озеро Имандра и даже немножко Ловозерских тундр.

Уклон у горы небольшой, поэтому катание очень комфотное и фановое, можно попрыгать в пухляк с карнизов и попускать снежные волны. Снег пушистый, огромные сугробы… Несешься на скорости, нарезая дуги, снежные волны выше тебя – вот  это кайф!

Мы катаемся, а Марчелло греется на солнышке. К обеду начинаем жалеть, что не взяли термос с чаем и хотя бы шоколадки. С горы можно спускаться в несколько сторон. Цирк по площади огромный, поэтому даже к вечеру, когда мы уже уезжали, часть цирка осталась без наших следов, хотя мы очень старались все раскатать. Перед отъездом мы торжествующе считали наши следы от спусков на снегу. А Дима тем временем рассказывал нам про гору Юкспорр, на вершину которой можно забраться только двумя способами: либо пешком, либо на вертолете. Снегоходу из-за большого уклона и камней на нее не заехать. Он описал то обломное чувство, когда карабкавшись несколько часов в гору пешком, чтобы один раз спуститься по пухляку с этой горы, в предвкушении спуска пристегиваешься, и вдруг прилетает вертолет… Садится, оттуда выскакивает команда человек из восьми и за считанные секунды прямо у тебя перед носом раскатывает весь пухляк. Нам захотелось преодолеть и спуск с Юкспорра, а поскольку вертолет – штука дорогая,  мы решили идти пешком (800 рублей с человека за подъем при группе больше 3х человек).

 

Зеленое сердце Хибин

20 км на снегоходе по перевалу Кукисвумчорр и мы в самом сердце Хибин. Проезжаем абсолютно незаснеженную гору – Бастион. Издалека она кажется небольшой, но, если подойти к подножью, размеры перерастают во внушительные. По пути, как будто указывая дорогу, растут странные деревца. Дима рассказал их историю, они тут не просто так и вовсе не растут – это, действительно, указатели маршрута, чтобы в тумане, когда видимость меньше полуметра, не ездить кругами.

Посреди леса три маленьких деревянных домика – база спасателей МЧС и гостиница Рамзай-Север из нескольких номеров. На обед – очень вкусный домашний борщ. Вся кухня тут очень вкусная. Вокруг кольцо из гор и леса. Красота и молчание. Никаких средств связи с городом, даже телефон не ловит. 

Спускаться решили в самом сердце Хибин – с горы Каскасньюнчорр. Подъем на снегоходе в гору чуть больше 10 минут - и мы уже смотрим на Хибины сверху. На спуске попадаются слегка присыпанные камни, они торчат, как рифы, но их легко объехать. До тумана успели спуститься два раза. В туман кататься, конечно, можно, но кайфа мало. Из-за зеркальных линз в масках весь рельеф смазывается, и движение получается почти на ощупь.

По пути домой заезжаем на гору Куэльпорр, где в 50-е годы прогремели экспериментальные атомные взрывы, сейчас это смотровая площадка, с  потрясающим видом на долину.

Вокруг всюду горы, горы, горы, они белые, а в кругу гор, прямо как сердце, зеленая тайга! Всех настоящих путешественников обязательно привозят в сердце тайги, потому что только здесь можно вникнуть в истинную красоту Хибин.

 

 

Лавина – незабываемо и страшно!

 

Еще один день проведен на горе Тахтарвумчорр. Уже собираемся домой, садимся в Димин УАЗ Hanter (BOOHANTER), как вдруг видим, что с «25 км», только на противоположной от подъемников стороне горы, компания лыжников и сноубордистов собирается делать спуск по кулуару. Мы решаем посмотреть, как съедут ребята. Не выдерживая должного расстояния, они едут друг за другом. Все красиво и безмятежно. Совсем внезапно Дима произносит слово: Лавина! Эта была первая увиденная мной лавина. Резко у нас на глазах человек скрывается под снегом. Лавина сошла почти мгновенно, оставляя за собой шлейф из огромных клубней снега. Секундная паника. Дима звонит ребятам, которые говорили, что пойдут на этот маршрут. Группа была человек из двенадцати. До лавины успела съехать половина, остальные съезжали по бокам кулуара. У нас создалось обманчивое впечатление, что, там на горе, никто даже не заметил, что лыжник исчез в снегу. Дима выясняет ситуацию. Говорят, что все в порядке и все целы. В лавину попали 2 человека, лыжи от удара отстегнулись и утонули под несколькими метрами снега, а ребята, «родившиеся в рубашках», выплыли на лавине к подножью горы, заставив понервничать гидов и нас. Самое страшное: ни звук, ни снег, ни шум лавины, а картина - едет человек, и вдруг его нет, его накрывает, как волной! Жутко! Очень сложно описать ощущения от происходящего, но вечером всех трясло, и паника не проходила. Грустно, но, чтобы спасти человека из лавины, есть какие-то считанные 10 минут. Через 30 минут в живых остается 10%. Снег превращается в бетон, а от дыхания образуется ледяная корка и воздух перестает поступать. Очень страшно даже представлять себе, что могло бы произойти. Идеальный угол для схода лавин - 30? и ни в коем случае нельзя ехать близко друг за другом, чтобы не срезать слои снега и не пустить лавину на едущих ниже. Как нас учил Дима: съезжать по одному и останавливаться на краях кулуара, так как снежный поток всегда стремится в центр кулуара. И ни в коем случае не пренебрегайте биперами.

 

 

Восхождение на Юкспорр

 

Такого пухляка, как в кулуаре на Юкспорре, мы еще не видели. Это был настоящий бэккантри. Несколько часов пешего подъема в гору, рюкзаки, доски за спиной и чай в термосе. По пути встречаем команду альпинистов, они уже протоптали нам лестницу из следов на снегу. Спасибо, друзья! Идем с остановками, местам идти тяжело из-за крутого угла наклона горы и камней. Большой ошибкой было не взять телескопические палки, они при подъеме просто необходимы. Во время остановок любовались видами на Кировск и озеро «Большой Вудъявр». Съезжать можно по двум кулуарам, снег в них рыхлый, как пух, и блестит на солнце. Начинаем пристегиваться и… вот он – вертолет. Не поверили своим глазам, ведь несколько дней назад смеялись над рассказом Димы. Вертолет пролетел мимо, мы с облегчением вздохнули и начали спокойно, никуда не торопясь, пристегиваться. Но ни тут то было. Вертолет сделал круг и вернулся. Пока из вертолета выпрыгивала команда, мы от ветра превратились в снежные сугробы. В общем, испытали то чувство досады, про которое говорил Дима. Правда, снега хватило всем, и мы отлично проехали по кулуару, пуская метровой высоты волны, и оставляя следы за собой. На вертолете летала команда Макса Панкова. Как мы потом выяснили, этот вертолет из Мурманска, и катание хели-ски выходит достаточно дорого, так как оплачивать приходится и дорогу от Мурманска до Кировска (это около 40 минут в пути в одну сторону). За день на вертолете осуществляется в среднем 4 подъема, а с ценой могут сориентировать гиды с (whiteguides.ru).

 

На заметку

 

Желающих покататься в Кировске в марте – апреле очень много, поэтому квартиру советую пробивать заранее, хотя бы за месяц. На сайте hibiny.ru вы можете посмотреть гостиницы и варианты квартир.

 

Наученные горьким опытом от разводил-таксистов, до «Нового склона» (комплекс Вудъявр) или до «25 км» в этот раз добирались на автобусах. 60 рублей с человека. Автобусы, как правило, дружными рядами стоят возле «Городского склона».

 

Если захотите совершать пешие подъемы, не забудьте про рюкзаки. Идти в гору несколько часов с доской в руках крайне неудобно. Лучшими друзьями при подъеме становятся телескопические палки и снегоступы: об их прокате можно договориться с гидами.

 

Хоть за окном и март, но заполярная погода – переменчива. Солнце светит ярко, но не особо греет, и ветер в марте еще очень холодный. Не один раз мы сказали нашим пуховикам спасибо.

 

Одевайтесь потеплее, берите термос в рюкзак, садитесь на снегоход и идите в гору своими ногами, ощущая, как вливается в вас энергия горы при подъеме. А вокруг вас в любом случае  белый пушистый снег!. Этот маленький рай бэккантри дарят нам Хибины.

 

Текст: Юлия Зайко

Фото: Юрий Лавров