Первый день нашего активного тура был отведен на адаптацию, сбор группы и знакомство. Гуляли без рюкзаков с инструктором Виталиком по Хаджохской теснине, ходили к водопадам Руфабго. Интересно увидеть сонную природу в зимний период,  замерзшие в причудливые фигуры водопады.  Незаметно подкрался вечер, пришлось  поворачивать ноги в сторону дома, делиться впечатлениями, который подарил нам этот день. Выяснилось, что у одного из участников группы день рождение и вечером весело и дружно чествовали Дениса.

Утром пришел главный истребитель конфет «Коровка» - инструктор Федя, с ним я тоже уже была знакома по весенней мультиактивке. Перетряхнув рюкзаки, и набив их порядком едой, туристические тушки в количестве восемь единиц  и два инструктора загрузились в ГАЗ-66. Нам облегчили задачу, и 15 км топать не пришлось с переходом реки вброд.  Приехали на место, прицепили снегоступы к рюкзакам, в этот день они нам не понадобились. Вот оно, старт главного приключения, команда: «Под рюкзак»!!!

Взгляд уперся в старую лесную дорогу, ведущую в горку, конечно…  два метра наверх, передых. Ух…. Вот мы ввязались... Это ж только первые шаги…. Окинув всех взглядом, Федя строго спросил: "Ну что, отказаться  никто не хочет? Еще пока вернуться можно, машина ждет тридцать минут". Дезертировать мысленно хотела, наверно, половина группы, включая меня, но все устояли от соблазна. Итак, поход в горы стартовал!

Еще три метра наверх. Ух… первые капли пота на лбу, но ничего,  ворона -  птица сильная, смелая, допрусь.  И где этот ваш Тхач, почему не видно? Через час спина смирилась с весом рюкзака, организм настроился на работу, топать стало куда веселей.

Незаметно полетело время, вот и первый привал на поляне Фирсова. Костер не разводили, чай грели на горелке.  Я на теплоту живого огня очень надеялась, останавливаясь, замерзала моментально.  Подкрепившись бутербродами с «ирландским» чаем, двинулись дальше в путь. Чем выше поднимались, тем больше прибавлялось снега и все интересней открывались виды. Конечной точкой этого дня  стала поляна Княжеская,  еще засветло вышли на нее.

Глазам открылось бесконечное белое пространство, окруженное гребнями гор. Стало ясно, что вечернего костра не будет, за дровами идти далеко, да и неохота.  В скале был грот, там устроили полевую кухню и поставили одну палатку. Очень быстро Федя приготовил вкуснейшую кашу. С трудом отказала себе в удовольствие облизать тарелку, собрав последние крупинки ложкой. Стемнело, все разбрелись по палаткам спать, утром хотелось встретить рассвет.
Всю ночь дул сильный ветер, снег с силой плюхался на стенки палатки.  Вылезать из теплого кокона спальника чертовски не хотелось, а увидеть, как первые лучи солнца окрашивают в бордовый цвет горы - хотелось.  Второе желание пересилило, конечно. Подъем, завтрак, сборы.  Снега за ночь намело очень много и мы одели снегоступы. aktivnyy_tur_9.jpg

Первые метров двести я шлепала на этих приспособлениях и ненавидела того, кто придумал эти штуковины.  Через некоторое время попривыкла, и топать стало веселей, уже казалось, что по-другому и быть не может.  По пути открывались великолепные виды. Укутанные снегом горы и ничего, кроме гор, и если бы не пронизывающий ветер, было бы вообще идеально. В первую половину дня мы поднялись к кресту и на саму вершину Большого Тхача, название с адыгского переводится, как "молодой бог".

К сожалению, когда цель была достигнута, порядком затянуло небо, ветер не утихал, да и время было уже много, нужно было спускаться и идти к балагану Ветренный. Уже тут стало понятно, что засветло дойти не получится.

Все отнеслись к этому легко, подниматься уже не нужно, спускаться только.  Оказалось все самое сложное только начинается. Затяжной спуск еще преодолели достаточно легко и весело, скользить по пухляку на снегоступах сплошное удовольствие.  Дальше тропа уводил под вершину  Тхача, обещая нешуточный траверс. Уже стемнело, фонарь не особенно помогал разглядеть окрестности.  Две ноги на тропе не умещались, приходилось постоянно балансировать,  держаться со стороны скалы не за что, толстый слой снега закрывал склон.  Не единожды был шанс упасть и улететь вниз, на этом участке большинство из нас словили свою порцию адреналина. А что - горный туризм все-таки!

Я, конечно , отличилась и под конец отрезка упала, улетев вниз, нащупав под снегом кочку, вцепилась в нее и истошно орала. Страшно не столько, от того, что упала, а от того, что не видела, куда могу улететь. На мое счастье следом шел Дима с ледорубом, помог выбраться, без него это было бы весьма проблематично. Часам к десяти вечера, наконец-то, показался балаган. Под мое радостное «мы перлись-перлись-и наконец приперлись!!!!» доползли до приюта. Ужинать от усталости не хотелось, ничего не хотелось, только спать. Наши инструкторы сварили нам глейнтвейна, тепло разлилось по всему телу, от божественного нектара моментально захмелела, расслабилась, стало хорошо-хорошо, и люди все такие родные стали. Вот за это я и обожаю туры в горы!

Седьмого января должны были налегке подняться на Малый Тхач. Но не тут-то было. Малый Тхач нас не ждал.  Снег сыпал, не переставая, вокруг ничего не видно, подниматься опасно. Если честно, не очень расстроились и провели день под лозунгом «Поели, можно и поспать, поспали, можно и поесть» и радиалочку за бревном сделать. Федор приготовил нам праздничный суп из бычков… Гадость на мой вкус редкостная, но почему-то это "хлёбово" показалось безумно вкусным.  Потом был и праздничный ужин, конечно, продуктов много оставалось, а тащить обратно не хотелось, вариант один, все слопать. В поход я брала китайский фонарь, Рождество как-никак, и вечером мы его запускали, жгли бенгальские огни. Сразу появилось радостное, праздничное настроение.  Моя маленькая мечта встретить Рождество на горе сбылась.

Восьмого января возвращались домой. Всю ночь шуршала мышка, поутру обнаружила схорон в своем ботинке. Аккуратно слоями ботинок был заполнен кусочками коры, печенюшками, орешками и семечками. Шикарный мышиный домик пришлось разрушить, возвращаться в одном боте в мои планы не входило. Выйдя за пределы балагана, мои глаза увидели пейзаж с акварельной открытки. Яркое солнце ослепило, невиданный доселе перевертыш - облака оказались под ногами, а над головой безоблачное небо. Подумалось: "наверное, я  - Анна в зазеркалье". Дальше больше, оказывается, сама избушка находится на небольшой полянке, окруженной склонами гор. Ели вокруг, как нарисованные, как будто именитый дизайнер поработал над убранством каждой, создав незабываемый образ,  невозможно поверить, что все это настоящее.

Тропа вела через лес вниз! Мы весело скользили по пухляку и спуск занял куда меньше времени, чем предполагалось. Наслаждалась каждой минутой, такой красоты доселе не видывала. Привал устроили у реки, через которую еще предстояло перебраться – пожалуй, это единственный экстремальный отрезок пути, да и то не для всех.  Настроение было веселое, настрой бодрый, думалось, что путь займет еще пару часов, не меньше, но нет, показался на полянке наш Газ-66, я даже немножко расстроилась. Вот и все. Все закончилось. Время пролетело ужасно быстро, и пока ехали в машине, все сошлись на мысли, что маловато будет, и уже обсуждали, когда пойдем в восхождение на гору Фишт.

На базе нас уже ждала Вика с прощальным ужином…  Я уезжать не торопилась, в планах еще было полазить по скале «Копилка», пусть на денек, но рождественские каникулы продлила  еще одной экстремальной забавой.

Кстати, загаданные на вершине Большой Ткач желания очень скоро сбываются. Проверено!  Я загадала побывать на Камчатке, и я туда попала. Говорили, что желание можно только одно загадать, но у меня было три, и все исполнились. Так что заказывайте «Молодому богу» больше, он исполнит! И верьте в чудеса, тогда все сбудется обязательно, я вам обещаю! До встречи в горах!

Активные туры в горах:
Активный тур в Крым на Новый год: велосипедом, катером, пешком!
Активные путешествия. Трек вокруг Аннапурны
Отдых на Камчатке весной
Зимний поход с восхождением: Солнечная Абхазия
Зимняя школа альпинизма и восхождение на Эльбрус